Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 07:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы определить роль малого бизнеса в рыночной экономике и выявить его проблемы развития в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть становление малого бизнеса и его современные критерии;
обосновать необходимость малого бизнеса в экономике,
рассмотреть его роль и выявить основные функции;
уделить особое внимание проблемам развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....3
Тенденции развития основных типов фирм в постсоциалистическую эпоху………………………………………4
Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний…………………………………………………………….6
Конкурентоспособность отечественных и импортных товаров как фактор гипертрофированного развития коммутантной стратегии в переходной экономике…………………………………………….10
Роль государства в формировании эффективного сообщества компаний……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………..……………...18
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

теория конкуренции СУРС.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

       Министерство  образования Республики Беларусь

       Учреждение  образования 

       «Гомельский государственный университет

       имени Франциска Скорины» 

       Экономический факультет 

       Кафедра экономических теорий и мировой  экономики 
 
 
 

       Основные  проблемы и перспективы развития белорусских компаний 
 
 

       СУРС

       По  дисциплине «Теория конкуренции» 
 
 
 

       Исполнители:

       студенты  группы МЭ-4                                              Казак Ю.М.

                                                                                             Шелудякова А.М.          

             Васильева О.П.

           Савченко С. 
 

     Проверил:                                                             

      

           к.э.н., доцент                                                             Баранов А.М. 
 
 
 

Гомель 2011

          Содержание 

    Введение………………………………………………………………....3

    1. Тенденции развития основных типов фирм в постсоциалистическую эпоху………………………………………4
    2. Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний…………………………………………………………….6
    3. Конкурентоспособность отечественных и импортных товаров как фактор гипертрофированного развития коммутантной стратегии в переходной экономике…………………………………………….10
    4. Роль государства в формировании эффективного сообщества компаний……………………………………………………………14

      Заключение……………………………………………..……………...18

    Список  использованных источников………….…………………….20

 

           Введение   

     Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития малого предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики малое предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.

     За  последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с  приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное  владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый  и средний бизнес. Основной задачей  предпринимателя является управление предприятием, которое включает в  себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной  основе и хозяйственном риске, а  также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Актуальность данной темы заключается в том, что  одним из направлений обеспечения  устойчивости экономического роста, многократно  подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса –  наиболее мобильного, рискованного и  конкурентоспособного сегмента экономики  любой страны.

     Почти треть населения Республики Беларусь, так или иначе, связана с малым  бизнесом. Это несколько миллионов  реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все  годы реформ фактически именно малый  бизнес был единственным растущим сектором экономики. В настоящее время  подходы к функционированию и  развитию малого бизнеса разрабатываются  на государственном уровне, и в  этом плане изучение мнения самих предпринимателей становится важным ориентиром в поиске путей эффективного экономического реформирования. Предметом исследования является особенность развития малого предпринимательства, объектом – малые предприятия Республики Беларусь.

     Цель  данной работы определить роль малого бизнеса в рыночной экономике  и выявить его проблемы развития в Республике Беларусь.

       Для достижения цели необходимо  решение следующих задач: 

  • рассмотреть становление малого бизнеса и его современные критерии;
  • обосновать необходимость малого бизнеса в экономике,
  • рассмотреть его роль и выявить основные функции;
  • уделить особое внимание проблемам развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
  1. Тенденции развития основных типов фирм в постсоциалистическую эпоху

     Из  теории и практики известно, что  изолированная от процессов глобализации и чрезмерно зарегулированная экономика  является неэффективной. Отсутствует  либерализация, достигнутый объём  инвестиций обеспечивает только простое  воспроизводство, количество легально занятых в экономике снизилось, то есть отсутствуют основные факторы  экономического роста. Но белорусская  экономика за последнее десятилетие  демонстрирует высокие темпы  роста ВВП. Сработали внешние  факторы:

     - особые отношения с Россией;

     - увеличение цен на энергоносители  на мировых рынках и связанный  с этим рост российской экономики;

     - поддержка белорусской экономики  со стороны ЕС;

     - «проедание наследства» СССР.

           Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит  в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и  противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной  системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к  рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная  система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

           Среди негативных тенденций  следует выделить прежде всего:

     Критический уровень возможностей для воссоздания  и развития инновационного потенциала страны. В Беларуси возможен инновационный путь развития экономики. Однако факты говорят об обратном.

     Для решения данной проблемы необходимо:

  • чётко определить приоритеты развития в условиях мировых процессов интеграции науки, образования и технологий в единую инновационную систему;
  • провести материально-техническое переоснащение научно-исследовательских институтов;
  • повысить финансирование науки и довести наукоёмкость до 3% к ВВП.

     Снижение  конкурентоспособности  белорусских предприятий. Уже давно неконкурентоспособно и убыточно в целом сельское хозяйство. Постепенно становятся убыточными ориентированные на экспорт предприятия «большой» химии, лёгкой промышленности, станкостроения, электронной промышленности и ряд предприятий машиностроения, пищевой промышленности. К реально убыточным предприятиям следует отнести те, которые имеют кредиторскую задолженность, просроченную свыше трёх месяцев. Традиционно выпускаемые нетехнологические изделия в большинстве стремительно теряют конкурентоспособность. Не помогают уже ни снижение цены, ни организация работы на минимальной рентабельности. Кроме того, алгоритм деятельности практически исключает технологическое обновление производственной базы и повышение конкурентоспособности продукции. Уже сегодня продукция многих известных в Беларуси заводов стала такой же неконкурентоспособной, какими стали ранее белорусские станки, мотоциклы, подшипники, обувь, текстиль, мебель, интегральные схемы, часы. Об этом свидетельствуют постоянно растущие складские запасы холодильников, тракторов, грузовых автомобилей и пр.

     Сейчас  остаются эффективными только те немногие обрабатывающие предприятия, которые  в силу обстоятельств или грамотного менеджмента оказались включёнными  в процесс глобализации, то есть в разделение труда с предприятиями  развитых стран мира. Процессы глобализации может принять только страна со свободной  рыночной экономикой. Поэтому при  сегодняшней стратегии развития страны (перекрёстное субсидирование отдельных отраслей и производств) технологический прорыв осуществить  невозможно. Чрезмерное вмешательство  государства в экономику способствовало созданию неблагоприятного климата  для бизнеса, в страну не идут серьёзные  иностранные инвестиции, а своих  ресурсов недостаточно.

     В сложных условиях перехода к рыночной экономике необходимо:

  • основной упор делать на повышение эффективности промышленного производства, освоение новых технологий;
  • создать такие условия для отечественных предприятий, которые благоприятствовали бы осуществлению инвестиций в основные фонды, приобретению новых технологий, совершенствованию маркетинговой деятельности, созданию новых видов продукции с новыми потребительскими свойствами, снижению производства высокоматериалоёмкой и энергоёмкой продукции, то есть радикальному повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции;
  • активное вовлечение в процесс глобализации.

     Низкий  жизненный уровень  населения. Отставание в социальном развитии от западных и северных соседей обусловлено социально-экономической политикой, которая длительное время проводилась в ущерб эффективности производства. Для снижения уровня безработицы необходимо стимулировать предпринимательскую деятельность и создавать новые рабочие места. Однако в Беларуси недостаточны условия для развития малого бизнеса из-за высокой налоговой нагрузки, часто изменяющегося законодательства (не в пользу предпринимателей), невыгодных условий кредитования бизнеса, повышения таможенных пошлин и др. Следствием является невозможность перехода малых предприятий в категорию более крупных. [1] 

     
  1. Основные  проблемы и перспективы  развития белорусских  компаний
 

     Многие  проблемы белорусских предприятий, освещаемые во всевозможных печатных источниках, являются часто следствием слабо развитого менеджмента.

     Основными проблемами белорусской  экономики и соответственно большинства отечественных  предприятий являются:

  • преобладание на предприятиях физически изношенных и морально устаревших основных фондов;
  • использование устаревших технологий, не обеспечивающих высокого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • отсутствие инвестиций для развития и модернизации производства;
  • критический уровень развития инновационного потенциала;
  • высокая материалоёмкость и энергоёмкость выпускаемой продукции;
  • рост запасов готовой продукции и дебиторской задолженности;
  • низкий уровень финансовой устойчивости;
  • неразвитость внешнеторговой инфраструктуры и др.[2]

     Текущие проблемы малого и  среднего бизнеса  в Беларуси: 

     1.Высокие ставки налогов и частые изменения в налоговой отчётности. Высокие налоги являются одним из основных факторов, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Желание минимизировать налоговые платежи будет и дальше способствовать различным формам существования теневого рынка и бегству капитала. На каждый запрет законодательства есть несколько вполне легальных схем «ухода» от запрета. В результате в бюджет не поступают налоги, не создаются рабочие места, явные и неявные транзакционные издержки увеличивают стоимость готовой продукции. В конечном счёте, все издержки такой политики оплачивает рядовой потребитель.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития белорусских компаний