Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа
Цель данной работы - ознакомится с организацией управленческого учета на предприятии, и рассмотреть дальнейшее внедрение его элементов в организационную структуру бухгалтерского учета.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ознакомится с сущностью и объектами управленческого учета;
рассмотреть взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета предприятия;
ознакомится с одной из методик внедрения управленческого учета;
изучить организацию управленческого учета предприятии;
рассмотреть возможности дальнейшего внедрение элементов управленческого учета.
Введение
Теоретические основы организации управленческого учета.
Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение
Основные аспекты организации управленческого учёта
Варианты организации управленческого учёта: автономная и интегрированная.
Взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета на предприятиях.
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автосервис».
Организация управленческого учета в ОАО «Автосервис».
3.1. Организация бухгалтерского учета затрат в ОАО «Автосервис»
3.2. Оценка системы бухгалтерского и управленческого учета в ОАО «Автосервис»
3.3. Совершенствование организации управленческого учета в ОАО «Автосервис».
Выводы и предложения
Список литературы
Приложения
В ОАО «Автосервис» бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Работа бухгалтеров осуществляется в соответствии с утвержденными должностными инструкциями. Предприятие ведет учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия». За организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ответственность руководитель организации.
Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. На предприятии применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременной полноты учета и отчетности.
В ОАО «Автосервис» применяется журнально-ордерная форма счетоводства, которая предназначена для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Хозяйственные операции на предприятии оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно, а также формами, разработанными предприятием самостоятельно.
Учет затрат занимает в управленческом учете одно из центральных мест. Несомненно, что для всех коммерческих организаций целью деятельности является извлечение максимально возможной величины прибыль при существующих возможностях. Одним из направлений увеличения прибыли предприятия является минимизация издержек производства.
Поэтому рассмотрим как на предприятии
организован учет затрат.
В ОАО «Автосервис» затраты учитываются
при помощи нормативного метода (в части
перевозок).
В основе
данного метода лежат технически обоснованные
расчетные величины затрат рабочего времени,
материальных и денежных ресурсов на единицу
работ, услуг. Нормы производственных
затрат отражают технический и организационный
уровень развития организации, влияют
на ее экономику и на конечный результат
деятельности.
Составление
сменных планов работ, отпуск горючего,
оплата труда рабочих за выполненные работы
производятся на основе действующих в
настоящее время норм (в течение каждого
отчетного месяца)
(Приложение № 5); ежемесячно составляются
нормативные калькуляции по маршрутам.
В данном случае выбранным центром ответственности
является отдельный маршрут.
Основными нормативами в ОАО «Автосервис» являются:
Достоинство
текущих нормативов очевидно. При сопоставлении
фактически произведенных затрат с утвержденными
текущими нормативами осуществляется
анализ хозяйственной деятельности организации,
выявляются внутрипроизводственные резервы,
намечаются пути их использования, разрабатываются
новые нормативы затрат на следующий отчетный
период. В связи с этим в организации учитывают
изменения текущих норм затрат на единицу
продукции. Они могут изменяться при внедрении
новой технологии, реализации рационализаторских
предложений, организационно-технических
мероприятий, а также при повышении производительности.
Эти факты
фиксируются в специальных документах
(извещениях об изменении норм) с указанием
причин и виновников (инициаторов) изменений.
Чаще всего нормы изменяются по состоянию
на новый отчетный период.
Правильный и своевременный учет изменения
норм позволяет осуществлять контроль
за выполнением планов организационно-технических
мероприятий, внедрением новой техники
и технологии, повышением производительности
труда, а также оперативно решать и устранять
недостатки в работе, если изменения произошли
в сторону увеличения затрат.
Извещения
об изменениях норм оформляются:
Изменения норм вносятся в технологическую
и техническую документацию в момент поступления
извещений, а в нормативные калькуляции
- на начало следующего после получения
извещений месяца.
Таким образом,
можно определить основные элементы нормативного
метода учета затрат производства:
Нормативный метод учета обеспечивает оперативность и возможность предварительного контроля затрат и фактически удовлетворяет все требования управленческого учета, что говорит о назначении учетной информации и ее важности. Нормативный метод соответствует широко применяемой на Западе системе «стандарт-кост», которая состоит из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и разработанных на их основе стандартных калькуляций. Сумма фактических затрат подразделяется на стандарты и отклонения от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления этим процессом. Эта информация носит внутренний характер и не подлежит публикации.
На основании изложенных выше данных, можно сделать вывод, что на предприятии учет затрат осуществляется по центрам ответственности (центром ответственности является отдельный маршрут).
Одним из методов, который бы
приблизил учет данного предприятия к
управленческому учету, может быть учет
прибыли по центрам ответственности.
Поскольку
управляющие центров прибыли несут ответственность
и обладают полномочиями как в части затрат,
так и в части поступлений (выручки с продаж
и прочих доходов), то отчеты, используемые
в системе учета по центрам ответственности
для оценки центров прибыли, обычно имеют
форму отчетов о прибыли. Эти отчеты отражают
затраты и поступления подразделений
вплоть до формирования валовой прибыли
от реализации или операционной прибыли
(прибыли от операций или от основной деятельности).
Эти стандартные показатели публикуемой
отчетности предприятий могут быть применены
и к отдельным подразделениям (центрам
прибыли).
Валовая прибыль центра прибыли рассчитывается по формуле:
валовая прибыль центра прибыли = чистая выручка от продаж - производственная себестоимость реализованной продукции,
где:
чистая выручка от продаж = выручка от продаж на сторону + выручка (возможно, условная) от продаж своей продукции (работ, услуг) другим центрам ответственности данного предприятия по трансфертным ценам - предоставленные скидки и возврат;
производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) = = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного центра ответственности.
В простейшем случае стандартный отчет о прибыли заканчивается для центров прибыли на показателе валовой прибыли, которая и является критерием оценки деятельности центра. Остальные показатели отчета о прибыли определяются и рассчитываются только на уровне предприятия в целом (Приложение № 3).
Отчетность центров прибыли может быть расширена до показателя операционной прибыли, представляющего собой валовую прибыль данного центра, уменьшенную на величину относимых к нему операционных расходов.
Операционные расходы — это затраты, не
относящиеся к производственным, расходам
продукта и, следовательно, не входящие
в производственную себестоимость. Операционные
расходы — это часть затрат отчетного
периода, включающая расходы на реализацию
(коммерческие), общие и административные
(общехозяйственные) расходы, но не включающая
выплачиваемые проценты за кредит и налог
на прибыль. Если такие расходы осуществляет
само предприятие, то в его отчете о прибыли
отражается их величина, относимая к данному
периоду.
Кроме того, на каждый центр
прибыли следует отнести часть операционных
расходов предприятия в целом, понесенных
для его блага. Некоторые из этих расходов
легко увязать с конкретным подразделением.
В таблице приведены возможные обоснования
базы распределения централизованных
операционных расходов предприятия. Некоторые
операционные расходы (например, расходы
предприятия на оплату юридических и аудиторских
услуг, отчисления в государственные органы
и другие организации, комплексные виды
страхования) трудно проследить непосредственно
до центров прибыли и распределить их
можно только на производственной основе.
С другой стороны, включение в отчеты центров
прибыли неконтролируемых распределяемых
(возможно, как процент от объема продаж)
централизованных расходов, к которым
внутренние структурные единицы не относятся,
как утверждают американские специалисты,
может иметь свои плюсы. В этом случае
руководители подразделений проявят больше
интереса к тому, на что именно предприятие
расходует деньги.
Не следует чрезмерно усложнять процедуры распределения и перераспределения затрат между подразделениями. Главное, чтобы расчеты были понятны управляющему и он мог исходя из динамики таких затрат обосновывать свои действия и принимать решения.
Относиться к оценке деятельности подразделений (центров прибыли) по отчетам о прибыли, доведенным до показателя операционной или даже чистой прибыли, нужно с осторожностью, поскольку использование произвольных методов распределения централизованных операционных расходов может привести к искажению операционной прибыли как показателя деятельности данного центра. По этой причине отчеты о прибыли могут иметь форму, несколько отличную от стандартной, приведенной в таблице. При так называемом контрибуционном подходе подчеркивается вклад каждого подразделения в чистую прибыль всего предприятия и покрытие совокупных операционных расходов. Суть в том, что операционные расходы, относимые на центр прибыли, подразделяют на прямые (которые могут быть непосредственно и точно отнесены на данный центр) и косвенные (которые не могут быть непосредственно увязаны с центром). В этом случае в отчет о прибыли центра прибыли можно ввести новый промежуточный показатель (на котором может заканчиваться отчетность центра) — остаточный доход центра прибыли, рассчитываемый как разница между его валовой прибылью и его прямыми операционными расходами. Этот показатель дает более надежную и более увязанную с объектом учета информацию, чем операционная прибыль подразделения. Для предприятия, состоящего из двух подразделений, форма совмещенного отчета о прибыли представлена в таблице. (Приложение № 4 )
Другой вариант альтернативного отчета о прибыли — форма, в которой вместо валовой прибыли отражается показатель маржинальной прибыли, что подчеркивает роль переменных затрат в формировании результативного показателя. Такая форма отчета о прибыли называется таблицей маржинальной прибыли.
В эту форму могут входить следующие показатели:
Необходимо отметить, что показатель
остаточного дохода до косвенных расходов
позволяет более достоверно оценить вклад
подразделения (центра прибыли), чем показатель
остаточного дохода подразделения, ибо
он снимает влияние произвольности распределения
косвенных расходов, отнесенных на производственную
себестоимость продукции центра прибыли
(например, в производственную себестоимость
его продукции могут входить распределенные
на основе нормативов или другим образом
затраты обслуживающих (вспомогательных)
производственных центров).
Таким образом,
отчеты о прибыли, где сопоставляются
соответствующие (как правило, контролируемые)
величины затрат и поступлений центров
прибыли,— это второй уровень внутрихозяйственной
(внутрифирменной) управленческой отчетности.
Применительно к ОАО «Автосервис» центром прибыли может выступать отдельный маршрут, однако в случае принятия решения о расчете величины прибыли по выбранному центру ответственности, потребуются значительные затраты времени, так как данные расчеты являются трудоемкими. Поэтому необходимо искать более укрупненные центры прибыли. Такими центрами могут стать:
Информация о работе Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета