Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - ознакомится с организацией управленческого учета на предприятии, и рассмотреть дальнейшее внедрение его элементов в организационную структуру бухгалтерского учета.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ознакомится с сущностью и объектами управленческого учета;
рассмотреть взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета предприятия;
ознакомится с одной из методик внедрения управленческого учета;
изучить организацию управленческого учета предприятии;
рассмотреть возможности дальнейшего внедрение элементов управленческого учета.

Оглавление

Введение
Теоретические основы организации управленческого учета.
Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение
Основные аспекты организации управленческого учёта
Варианты организации управленческого учёта: автономная и интегрированная.
Взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета на предприятиях.
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автосервис».

Организация управленческого учета в ОАО «Автосервис».
3.1. Организация бухгалтерского учета затрат в ОАО «Автосервис»
3.2. Оценка системы бухгалтерского и управленческого учета в ОАО «Автосервис»
3.3. Совершенствование организации управленческого учета в ОАО «Автосервис».

Выводы и предложения
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая БУУ.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

      В связи с этим можно сказать, что управленческий учет представляет собой систему информационного обеспечения процессов планирования и контроля на всех уровнях управления: начиная от стратегии и заканчивая оперативными бюджетами [8,с.175].

        Управленческий учет базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Несмотря на то, что на практике в организациях обычно используются отдельные элементы управленческого учета, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата – повышения качества управления организацией.

         Для построения адекватной и действенной (эффективной) системы управленческого учета на предприятии необходимо определить методологические и организационные основы организации учета.

 

    1. Основные аспекты организации управленческого учёта

 

           Основные организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета в  экономике не регламентируются законодательно, но строятся на основе юридических требований Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положений по бухгалтерскому учету и др. Организацию управленческого учета можно определить как комплекс мер, направленных на обеспечение выполнения задачи подготовки необходимой информационной помощи администрации предприятия в целях планирования, управления и контроля [1].

 

       Построение системы действенного управленческого учета довольно сложная задача, поскольку он является составной частью системы управления предприятием. Изначально руководство фирмы должно определить круг вопросов, решаемых при условии внедрения управленческого учета, и осознавать, что успешная деятельность фирмы зависит не только от общей системы управления, но и от достоверной информации, содержащейся в системе управленческого учета.

        Каждое предприятие стремится стать более благополучным, чем его конкурент, поэтому тайны организации внутрифирменного управления стараются не раскрывать. В какой-то степени эта область учета считается секретной, конфиденциальной, что отмечали и видные российские ученые в области управленческого учета (В. Ф. Палий, С. А. Николаева, М. А. Вахрушина, Н. Д. Врублевский и др.) в своих работах [14, с.19].

          Можно отметить две главные особенности управленческого учета: ориентация на пользователя информации и оперативность предоставления данных. Ориентация на пользователя информации — характеризует сущность управленческого учета. Потребности в информации для принятия решений и контроля будут зависеть, во-первых, от функциональной области, в которой они специализируются, во-вторых, от их положения в организационной структуре предприятия. В связи с этим система управленческого учета в конкретной организации может быть построена различными способами, учитывающими указанную специфику [15, с. 25].

          Вторая особенность управленческого учета — оперативность — обусловлена тем, что информация, необходимая для принятия решений и контроля, будет полезна только в том случае, когда она своевременно передается пользователям. При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации учетных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет обеспечить своевременность получения информации.

             Основными целями организации системы управленческого учета как части информационной системы учета в современном бизнесе являются:

  1. реализация концепции контроллинга, который дает управленческую информацию для планирования, контроля, оценки и непрерывного усовершенствования организации;
  2. проведение финансово-экономических расчетов, формирования базы обоснования эффективных управленческих решений;
  3. калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью предприятия через управление затратами.

      Каждое предприятие, исходя из перечисленных целей, может выбрать для себя наиболее приоритетное направление и, приняв его за основу, строить свою модель системы управленческого учета.

     Управленческая информация в отличие от просто собранных данных не является избыточной, она более полезна и ориентирована на конкретного пользователя, способного воспринимать ценность этой информации. Организованная система управленческого учета трансформирует обычные данные в управленческую информацию.

       Система, управленческого учета не может существовать на предприятии сама собой, без участия человеческого фактора, не занимая определенного места в организационной структуре.

      Для того чтобы определить точное место управленческого учета в системе управления предприятия, необходимо первоначально разобраться со структурой управления в целом. А потом в зависимости от организационной структуры, определить место управленческого учета и анализа в ней, то есть либо изменить выбранную структуру, либо изменить ее тип [6, с.29].

        Централизованным остается контроль за осуществлением единой учетной и налоговой политики в рамках компаний, а также за финансовыми вложениями и выполнением стратегических решений по перспективному развитию организации.

 

    1. Варианты организации управленческого учёта:

автономная  и интегрированная

 

        Выбор варианта ведения бухгалтерского управленческого учета зависит от таких факторов, как размер предприятия, степень централизации учета, организационная и производственная структура предприятия и пр. В настоящее время существует несколько основных способов организации управленческого учета.

         Различие в методах и целях управленческого и финансового учета не исключает необходимости информационной взаимосвязи между ними. В частности, такую связь предполагает действующий План счетов, который исходит из возможности учета затрат на производство внутри единой системы бухгалтерского учета (финансового и управленческого) или обособленно с применением специализированной системы бухгалтерских счетов [13,с.57].

          Таким образом, допускается возможность существования однокруговой (монистической, интегрированной) и двухкруговой (вариант автономии) систем организации учета.

          Варианты формирования системы управленческого учета могут быть самые разнообразные: автономный учет, интегрированный, вариант дуализма или монизма. Однако базироваться они должны на принципах[12, с.169]:

  1. согласованность с общими принципами формирования организационно-производственной структуры управления;
  2. использование имеющейся информационной базы;
  3. соответствие целей и задач управленческого учета стратегии деятельности предприятия;
  4. доходы от внедрения управленческого учета должны быть значительно выше, чем затраты на организацию учета.

        Интегрированное ведение учета.

       Единая система счетов - традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он хорошо знаком и применяется на практике. Конечный результат деятельности организации определяется путем вычитания из выручки от продаж (без НДС) расходов на продажу и присоединения к полученному результату разницы прочих доходов и расходов. Для выявления финансового результата в пределах года в этом случае требуется закрытие всех основных счетов бухгалтерского учета.   Интегрированная система обычно функционирует без использования специальных счетов управленческого учета, а используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Для целей управления она группирует информацию финансового учета в специальных накопительных регистрах, дополняя ее своими данными и результатами расчетов. [18,с.142].

        Для сохранения коммерческой тайны на счетах бухгалтерского учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета.

        Такой вариант учетной технологии предполагает, что счета управленческого и бухгалтерского учета, отражающие затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учете без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.

       Дальнейшее совершенствование интегрированной системы связано с выделением для каждого элемента затрат специальных счетов управленческого учета. Инструкция по применению Плана счетов разрешает самим организациям определять состав и методику использования счетов          20 – 39. В третьем разделе Плана счетов «Затраты на производство» можно открыть счета: 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат», которые нагляднее представлены  в таблице (табл. 1).

Таблица 1-  Состав и методика использования счетов         

 Корреспонденция счетов

Содержание  операции

Дебет

Кредит

30 «Материальные  затраты»

(к сч. 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат)

10 «Материалы», 

16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»,

60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»

отражается  стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии выполненных  сторонними организациями работ  промышленного характера, материальные составляющие других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами

31 «Затраты на  оплату труда»

( К этому счету необходимо открыть субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда)

70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей»

отражаются  суммы начисленной заработной платы, включая премии и другие формы  оплаты труда персонала организации.

32 «Отчисления  на социальные нужды»

69 «Расчеты по  социальному страхованию и обеспечению»

отражаются  суммы, начисленные для формирования пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты

32 «Отчисления  на социальные нужды»

68 «Расчеты с  бюджетом по налогам и сборам».

Если отчисления на социальные нужды приобретают  форму социального налога

32 «Отчисления на социальные нужды» (необходимо открывать субсчета по видам отчислений на социальные нужды)

96 «Резервы предстоящих  расходов»

Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет прибыли, остающейся в распоряжение организации, по решению собственника или его представителей

33 «Амортизация»

02 «Амортизация  основных средств»,

04 «Нематериальные  активы», 

05 «Амортизация  нематериальных активов»

отражаются  расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с  принятыми ею методами и нормами амортизации.

34 «Прочие затраты» (Открытие субсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны)

60, 71 «Расчеты  с подотчетными лицами», 76 «Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами

отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как  они не относятся ни к одному из таких элементов

37 «Отражение  общих затрат»

30 «Материальные  затраты»

31 «Затраты на оплату труда»

32 «Отчисления  на социальные нужды»

33 «Амортизация»

34 «Прочие затраты»

 

Ежемесячно  счета закрывают по учету элементов  затрат.


 

        Для целей управления учет расходов организуется по статьям затрат, перечень которых предприятие устанавливает самостоятельно.

        В интегрированной системе учета задача взаимодействия бухгалтерского и управленческого учета сводится к следующему. Внутренний бухгалтерский учет реорганизуется в основную информационную базу по формированию альтернативных управленческих решений, основываясь на требованиях утвержденной политики [7,с.275]..

       Предложенное построение интегрированной системы учета не потребует значительных дополнительных затрат, так как существующая на предприятии бухгалтерская служба кроме традиционной задачи формирования внешней отчетности расширит востребованность имеющейся бухгалтерской информации для внутрипроизводственных целей.    Интегрированная система учета подходит для внедрения управленческого учета на предприятиях малого бизнеса.

         Развитая интегрированная система обеспечивает динамичность учета, его приспосабливаемость к производственным условиям. Данная система находит применение в небольших организациях, где ограничены возможности контроля затрат и не допускаются различные оценки.

         Автономная система широко используется на крупных и средних фирмах, где необходимость детализированного и обособленного управленческого учета ощущается особо остро. При варианте автономии каждая система учета (финансового и управленческого) является замкнутой. В Плане счетов предусмотрена возможность реализации варианта с двумя системами счетов. При двухкруговой (автономной) системе каждый вид учета имеет самостоятельный план счетов или в общем плане выделяют обособленные счета для управленческого учета, а все остальные используют в финансовой бухгалтерии. Финансовый и управленческий учет при этой системе могут вестись независимо друг от друга и иметь разные итоговые данные, так как цель и назначение финансового и управленческого учета различны. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой - по статьям калькуляции. Связь между финансовой и производственной бухгалтерией рекомендовано организовать с помощью, так называемых отражающих счетов, или счетов-экранов. [18,с.147].

          Отражающие счета предназначены для переноса важной для управленческого учета информации из финансовой бухгалтерии в управленческую, и наоборот. Для учета расходов на продажу выбраны свободные коды счетов (счета-экраны). Финансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учетом издержек, а потому содержит информацию об общей сумме расходов на продажу, не учитывая места их возникновения. Управленческая бухгалтерия детализирует эту информацию на счетах расходов на продажу и доходов, отражаемых в финансовой бухгалтерии в соответствии с потребностями управленческого учета. [18,с.153].

Информация о работе Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета