Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 10:35, курсовая работа
В соответствии с международными стандартами принято различать финансовый и управленческий учет. Финансовый учет охватывает информацию, которая используется главным образом сторонними организациями и лицами (акционерами, банками, налоговыми органами и т.п.), а также применяется для внутреннего управления. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах данного предприятия (фирмы). Его важнейшей функцией является обоснование процесса принятия управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………….….. .3
Глава 1. Нормативный метод учета затрат…………………………………….….4
1.1. Сущность нормативного метода……………………………………………....4
1.2. Понятие Нормативные издержки………………………………………….….4
1.3. Управление затратами на основе норм…………………………………….…5
1.4. Виды норм………………………………………………………………………6
1.5. Нормативное хозяйство предприятия………………………………………...7
1.6.Разработка норм и учетных цен………………………………………………..9
1.7. Изменения норм………………………………………………………………..9
Глава 2 Нормирование затрат. Элементы нормативных затрат…………………12
2.1. Понятие нормирования………………………………………………………..12
2.2.Элементы нормативных затрат………………………………………………..12
2.3. Учет затрат по нормативам…………………………………………………...13
2.4. Нормативные затраты основных материалов………………………………..13
2.5. Нормативные прямые затраты труда…………………………………………14
2.6. Общепроизводственные нормативные расходы……………………………..14
Глава 3. Расчет нормативных затрат………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………20
2.3. Учет затрат по нормативам
Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все данные о фактических производственных затратах замещаются нормативными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Запасы материалов», «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгалтер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаруживается отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхождения. Этот процесс, известный как, — эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления. анализ отклонений
Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:
1.
Нормативная цена основных
2.
Нормативное количество
3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).
4.
Нормативная ставка прямой
5.
Нормативный коэффициент
6.
Нормативный коэффициент
Для организаций, оказывающих услуги, применяются только последние четыре, так как эти организации не используют сырье и материалы в своих операциях.
Нормативные затраты основных материалов определяются умножением нормативной цены этих материалов на нормативное их количество. Нормативная цена основных материалов представляет собой тщательную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Определяя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др. Также он совершает все фактические закупки.
Нормативное количество основных материалов — оценка ожидаемого количества, которое будет использовано. Такая оценка является одной из наиболее трудных задач в установлении нормативов. На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, квалификация и опыт рабочих. Определенный брак и потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества материалов. Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалтер, ведущий учет затрат, привлекая для их разработки инженеров, агентов по закупке материалов и машинных операторов.
Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормо-часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам) отражает время, необходимое для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы произвести одну единицу или одну партию изделий. Во многих случаях нормативное время на единицу составляет небольшую долю часа. Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку этого норматива несут менеджер соответствующего подразделения и куратор.
Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает почасовые прямые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. На практике ставки прямой оплаты труда достаточно легко определяемы, так как они либо зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией. Хотя диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, для каждой операции принимают средние нормативные ставки. И даже если рабочий, изготовивший продукт, в действительности получает меньше, при исчислении нормативных прямых затрат труда используют нормативную ставку оплаты.
Общепроизводственные нормативные расходы представляют собой сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нормативных коэффициентах, вычисленных таким же образом, как нормативы, рассмотренные раньше. Однако существует одно главное различие: нормативный коэффициент общепроизводственных расходов состоит из двух частей — для переменных и для постоянных затрат, при расчете которых используют разные базы.
Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов находят делением общих планируемых переменных общепроизводственных затрат на планируемое количественное выражение определенной базы, например ожидаемое количество нормативных машино-часов или нормо-часов трудозатрат. (Может быть использована другая база, если машино-часы или нормо-часы не являются подходящей мерой для переменных общепроизводственных расходов.) Формула на базе нормо-часов выглядит следующим образом:
Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов находят делением общих планируемых постоянных общепроизводственных расходов на нормальную производительность (мощность), выраженную в нормо-часах трудозатрат:
Использование показателя нормальной мощности в качестве базы дает уверенность в том, что все постоянные общепроизводственные расходы будут отнесены на производимый продукт, когда нормальная мощность достигнута.
Если фактический выпуск превышает запланированный и нормативные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактически постоянные общепроизводственные расходы на единицу продукции будут меньше, чем нормативные. Но если фактический выпуск не соответствует ожиданиям (запланированному уровню), т.е. падает ниже нормальной мощности, то запланированная сумма постоянных ОПР будет приходиться на меньший объем продукции.
Глава 3. Расчет нормативных затрат
Система нормативного учета затрат может быть применена организацией, которая производит разнообразные товары и производственный цикл которой состоит из ряда последовательных операций. К примеру, если на фабрике применяются пять видов операций, то на их основе можно производить широкий ассортимент различных товаров. Иными словами, можно произвести много разнообразных товаров, применяя небольшое количество операций. Поэтому нормативные издержки следует применять к повторяющимся операциям. Нормативные издержки продукта вычисляются простым сложением нормативных затрат на все операции, необходимые для производства товара. Приведем пример в схеме 1 :
Схема 1. Нормативные затраты операций, необходимые для производства товара
Нормативные издержки, анализируемые по операциям и по продуктам
Центры ответственности
№ операции
Нормативные издержки на операцию (руб)
Продукция
Общие нормативные издержки, руб.
Фактические издержки, руб
500 501 502 503 504 505 506
А 1 50 * * * * * * 300
В 2 60 * * * 180
С 3 70 * * * 210
D 4 80 * * * * 320
Нормативные издержки на единицу продукции, руб. 200 190 150 110 120 110 130 1010
Предположим, что нормативные затраты по четырем операциям 50 , 60, 70 и 80 руб. соответственно. Нормативная себестоимость продукции 500 (200) вычисляется путем сложения 50 на операцию 1; 70 и 80 на операции 3 и 4. Нормативные издержки других продуктов вычисляются подобным способом. Кроме того, рассчитываются нормативные затраты общего выпуска продукции по каждой операции. Например, операция 1 применяется при производстве шести видов продукции, что в сумме дает 300 (6 х50); операция 2 используется при изготовлении трех товаров, что составляет 180 (3 х 60) и т.д.
Из Схемы1 видно, что каждый центр ответственности отвечает за определенную операцию. Нет смысла с точки зрения контроля за себестоимостью сравнивать фактические затраты на производство продукта 500 с нормативными издержками в 200, так как три разных центра (А, С и D) несут ответственность за отклонения. Ни один из центров не является единственным ответчиком за отклонения. Эффективный контроль за издержками предполагает передачу информации о нормативных и фактических издержках за период менеджеру, который отвечает за операцию. Следовательно, если фактические затраты центра А сравниваются с нормативными затратами в 300 на выпуск шести видов продукции, менеджер этого подразделения будет отвечать за всю сумму отклонений. Заметьте, что термин "отклонения" используется для обозначения разницы между нормативными и фактическими издержками. Эффективный контроль может быть достигнут только путем сравнения общих фактических издержек с нормативными затратами за период по каждому центру ответственности. Сравнение нормативных и фактических затрат на единицу продукции не способно установить, на каком этапе производства были допущены отклонения. Анализ отклонений затрат на производство единицы продукции не подходит для эффективного контроля за издержками.
На схеме 1 изображена общая схема действия системы нормативного учета затрат. Видно, что нормативные затраты на фактически выпущенный объем продукции за определенный период рассматриваются по каждому центру ответственности (Центр ответственности - это подразделение организации, которое управляется менеджером, отвечающим за результат работ) отдельно. Фактические затраты за тот же период также записываются на счет центра ответственности. Путем сравнения нормативных и фактических издержек выявляются отклонения. К примеру если фактические затраты на выпуск шести видов продукции, производимых в центре А за период составляют 450, а нормативные затраты 300 (см. схему 1), то отклонение составит 150 руб.
Контроль над затратами наиболее эффективен в момент возникновения этих затрат. Поэтому нормативы по количеству потребляемых материалов, труда и услуг следует устанавливать на единицу продукции, а не заранее определять общие нормативные затраты на весь объем производства. Отклонения должны показывать причину своего возникновения. Нормативные затраты на производство продукции рассчитываются путем суммирования нормативных издержек всех операций, необходимых для производства определенного продукта. Если снова обратиться к схеме 1, будет видно, что нормативные издержки продукта 500 - 200 руб. Это число получается путем сложения нормативных издержек по операциям 1, 3 и 4. Существует 2 подхода, которые можно применить для расчета нормативных затрат. Во-первых, для оценки потребности в труде и материалах можно использовать записи прошлых лет. Во-вторых, нормативы можно установить, основываясь на инженерном исследовании. При инженерном исследовании на основе спецификации материалов, труда и оборудования осуществляется пристальное наблюдение за ходом каждой операции. Если для установления нормативов используются записи прошлых лет, существует опасность, что нормативы будут отражать прошлую неэффективность производства. Нормативы устанавливаются на основе опыта прошлых лет по одинаковым или подобным операциям. Излишнее потребление труда или материалов следует сократить, можно также ужесточить нормативы произвольным процентным уменьшением требуемого количества ресурсов. Недостатком этого метода является то, что в отличие от инженерного исследования он не ищет наилучшую комбинацию ресурсов, производственных методов и качества продукта.
Компания Sigma Ltd производит один товар (назовем его Бета).Технологический процесс состоит из одной операции ,а нормативные издержки для этой операции отражены в карточке по учету нормативов затрат.
Карточка по учету нормативов затрат для изделия Бета.
Материальные затраты: | € |
4кг материала Х по €2 за 1 кг | 8,00 |
2кг материала Y по €4 за 1 кг | 8,00 |
Труд основных производственных рабочих (5 ч по €8 за 1 кг) | 40,00 |
Переменные накладные расходы (5 ч по €2 за 1 ч рабочего времени основных производственных рабочих) | 10,00 |
Совокупные переменные нормативные затраты | 66,00 |
Нормативный доход от покрытия | 44,00 |
Нормативная цена реализации | 110,00 |
Sigma Ltd планирует произвести в мае 12 000 изделий. Смета,составленная на основе информации, содержащейся в карточке по учету нормативов затрат, выглядит следующим образом:
Смета на май | € | € | € |
Реализация (12 000ед. Бета по €110 за ед.) | 1 320 000 | ||
Материальные
затраты:
Х 48 000 кг по €2 за 1кг Y48 000 кг по €4 за 1 кг |
96 000 96 000 |
192 000 |
|
Оплата труда основных производственных рабочих (60 000ч по €8 за 1ч) | 480 000 | ||
Переменные накладные расходы(60 000ч по €2 за 1 ч рабочего времени основных производственных рабочих) | 120 000 | 792 000 | |
Сметный доход от покрытия | 528 000 | ||
Постоянные накладные расходы | 240 000 | ||
Сметная прибыль | 288 000 |
Информация о работе Нормирование расходов как инструмент учета планирования и контроля затрат