Нормирование расходов как инструмент учета планирования и контроля затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с международными стандартами принято различать финансовый и управленческий учет. Финансовый учет охватывает информацию, которая используется главным образом сторонними организациями и лицами (акционерами, банками, налоговыми органами и т.п.), а также применяется для внутреннего управления. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах данного предприятия (фирмы). Его важнейшей функцией является обоснование процесса принятия управленческих решений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….. .3
Глава 1. Нормативный метод учета затрат…………………………………….….4
1.1. Сущность нормативного метода……………………………………………....4
1.2. Понятие Нормативные издержки………………………………………….….4
1.3. Управление затратами на основе норм…………………………………….…5
1.4. Виды норм………………………………………………………………………6
1.5. Нормативное хозяйство предприятия………………………………………...7
1.6.Разработка норм и учетных цен………………………………………………..9
1.7. Изменения норм………………………………………………………………..9
Глава 2 Нормирование затрат. Элементы нормативных затрат…………………12
2.1. Понятие нормирования………………………………………………………..12
2.2.Элементы нормативных затрат………………………………………………..12
2.3. Учет затрат по нормативам…………………………………………………...13
2.4. Нормативные затраты основных материалов………………………………..13
2.5. Нормативные прямые затраты труда…………………………………………14
2.6. Общепроизводственные нормативные расходы……………………………..14
Глава 3. Расчет нормативных затрат………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

сама КУРСОВАЯ нормирование затрат doc.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

  Текущие нормы затрат —достижимые затраты на короткий отрезок времени, которые обеспечивают запланированную эффективность производства. Они представляют собой цели, которые могут быть реально достигнуты в условиях эффективной деятельности. Их значение заключается в том, что они служат базой измерения отклонений от намеченной достижимой цели, т. е. сравнения фактических и нормативных затрат. При этом обеспечивается запланированная эффективность в условиях допустимых отклонений, связанных с потерей времени и ресурсов в обычных производственных ситуациях. 

1.5. Нормативное хозяйство  предприятия 

  Система текущих норм, нормативов и смет расхода сырья, материалов, полученных изделий, топлива, энергии всех видов, затрат труда, расходов на обслуживание производства и управление называется нормативным хозяйством предприятия. 

    

  Рис. 2 Состав нормативного хозяйства предприятия 

  Состав  и построение нормативного хозяйства  на предприятиях может быть разным. На рис.2 показана примерная схема нормативного хозяйства машиностроительного предприятия. 

  Организация нормативного хозяйства предполагает проверку наличия и обоснованности норм затрат, разработку новых и недостающих норм, пересмотр действующих. Нормативные издержки остаются неизменными до тех пор, пока отклонения не будут значительными. Срок действия нормативов строго индивидуален для каждого предприятия. Чем чаще предприятия меняют ассортимент продукции или совершенствуют технологию, тем чаще им приходится разрабатывать или пересматривать нормы, так как это напрямую связано с осуществлением прибыльного бизнеса

 

1.6. Разработка норм и учетных цен

 

При разработке норм используют два основных подхода:

 

1. Разработка  так называемых "технически обоснованных" норм.

Разработка норм потребления производственных ресурсов ведется в данном случае конструкторскими, технологическими и другими (отделами главного механика, энергетика, металлурга, сварщика и т.д.) подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным и экспериментальным путем.

 

2. Разработка  норм "от достигнутого".

В этом случае как  таковой разработки норм нет. В качестве норм принимаются фактически сложившиеся  на предприятии к настоящему моменту  величины потребления производственных ресурсов. То есть, так или иначе, нормы устанавливаются на основе данных прошлых периодов.

 

Представленные  подходы к формированию норм справедливы  и по отношению к учетным ценам, которые могут:

- разрабатываться  на основе фактических значений  прошлых периодов (средневзвешенное, последнее значение и т.д.);

- устанавливаться  на основе плановых, прогнозных значений без учета данных прошлых периодов.

 

1.7. Изменений норм

 

Необходимость проведения ревизии норм (к учетным  ценам это относится в меньшей  степени, поскольку необходимость  изменения учетных цен проявляется  как бы сама собой) обусловлена следующими причинами:

- требуется проверять,  насколько правильно нормы были  установлены изначально;

- требуется проверять,  насколько установленные нормы  соответствуют текущему технологическому  и организационному уровню производства  на предприятии.

 

Формирование  регламента проведения ревизии норм предполагает:

- определение  случаев, при которых проводится  ревизия норм;

- определение  порядка формирования (в разрезе  видов ресурсов или выпускаемых  продуктов) графика (регламента) ревизии норм;

- определение  (в разрезе по видам ресурсов) методов проведения ревизии норм (проверка расчетов, использование  данных опытных наблюдений и  т.д.);

- определение  ответственных за инициирование  необходимости проведения ревизии,  проведение ревизии, согласование и утверждение результатов ревизии и т.д.;

- определение  форм и мест хранения документов, содержащих данные о порядке  проведения и результатах ревизии. 

 

Необходимость проведения изменений норм и учетных  цен связана с постоянными  изменениями внутренних и внешних условий хозяйствования предприятия.

 

Описание регламента изменения норм и учетных цен  предполагает:

1) определение,  в каких случаях возникает  необходимость изменения норм  и учетных цен. 

 

В отношении  норм, например, принято различать:

- плановое изменение норм, вызванное:

- проведением  организационно - технических мероприятий  (замена оборудования, переход на  другой вид сырья, на новую  технологию, повышение квалификации  персонала и т.д.);

- выявленным  в ходе ревизии несоответствием  норм текущему организационному и технологическому уровням производства.

Как правило, в  процессе плановых изменений новые  нормы устанавливаются на относительно длительное время;

- внеплановое  изменение норм, которое может  быть вызвано, например, отсутствием  необходимого вида материалов и необходимостью замены другим, необходимостью временного перехода на другой вид оборудования (когда оборудование, предусмотренное технологической картой, неработоспособно или не имеет свободных производственных мощностей), использованием работников другой профессии или квалификации. Внеплановое изменение норм производится на какой-то достаточно ограниченный промежуток времени - пока не будут устранены причины изменений (подготовлены и предоставлены предусмотренные технологией материалы, оборудование, персонал);

 

2) определение  ответственных за инициирование  изменений, за согласование, утверждение  и внесение изменений в действующие  нормы и учетные цены;

 

3) определение  форм документов, используемых при  проведении изменений; 

 

4) определение перечня подразделений и отдельных работников, которые должны быть проинформированы о внесенных изменениях.

 

Нормативные калькуляции  призваны обеспечить выполнение двух основных управленческих функций - планирования и контроля.

 

Формирование  бюджета производственной себестоимости (в который входят нормативные калькуляции) является необходимым этапом при проведении процедуры планирования. В частности, без нормативных калькуляций практически невозможно создать бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков). Кроме того, показатели нормативной себестоимости непосредственно используются при принятии решений относительно производственно - сбытовой программы.

 

Одновременно  показатель нормативной себестоимости  становится инструментом контроля, отражающим успешность реализации плана.

 

Для составления  нормативных калькуляций необходимы:

1) нормативные  карты, содержащие данные о  нормах (текущих или плановых) потребления  производственных ресурсов для  изготовления единицы продукта;

2) тарифный справочник, отражающий цены на потребляемые производственные ресурсы;

3) четко прописанный  алгоритм (методика) расчета себестоимости. 

 

Вопросы разработки норм были рассмотрены выше. О формировании тарифного справочника, то есть информационного  массива данных о ценах, необходимо сказать следующее. Основная методологическая трудность состоит в выборе способа формирования учетных цен. Могут быть использованы несколько подходов:

1) на момент  составления нормативной калькуляции  соответствующие производственные  факторы уже приобретены (то есть фактическая цена известна) или еще не приобретены, но подписаны договоры на приобретение их (то есть цена тоже известна). В данном случае учетные и фактические цены будут совпадать;

 

2) определенности  относительно цен в планируемом  периоде нет. Учетные цены могут формироваться на основе фактических цен прошлых отчетных периодов или прогнозируемых цен будущих периодов;

 

3) существуют  фактические цены на ресурсы,  но для составления нормативных  калькуляций используются учетные.  Данный подход удобен в тех случаях, когда, например, по какому-либо виду производственных ресурсов было приобретено несколько партий и каждая партия - по своей фактической цене. Единые учетные цены в данном случае делают менее трудоемкими процесс калькулирования и последующий учет в целом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Нормирование затрат. Элементы нормативных затрат.

2.1. Понятие нормирования

 

Нормирование  —процесс научно обоснованного расчета  оптимальных норм и нормативов, который  направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

 

Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учета и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям.

 

Как показывает опыт создания нормативной базы, основой для планирования, организации и учета производства являются технологические расчеты. Нормативные технологические показатели увязывают технико-экономическое планирование с оперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства. Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учета производства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учета по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу производственного учета, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования.

 

Таким образом, нормы используются при планировании, так как выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты.

 

2.2.Элементы нормативных затрат

 

  Нормативные затраты представляют собой тщательно  рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции.

  Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

  • прямые материальные затраты;

  • прямые затраты труда;

  • общепроизводственные расходы.

  Несмотря  на некоторую схожесть, следует различать учет нормативных материальных затрат и учет накладных расходов по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях — на базе данных о прошлых затратах.

  Между понятиями «нормативные затраты» и  «бюджетные затраты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются одинаково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» относится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затраты» — к общему их количеству.

  Еще одним преимуществом использования  системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших затрат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета «Запасы материалов». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фиксировать время, затраченное на каждую операцию. Все нормативные прямые трудозатраты определены заранее.

  При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные затраты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применяются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуществляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.

Информация о работе Нормирование расходов как инструмент учета планирования и контроля затрат