Метод бухгалтерского учета и его элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Оглавление

Тема 1. Метод бухгалтерского учета и его элементы……………………..2стр.
1.1. Документация…………………………………………………3стр.
1.2. Инвентаризация……………………………………………..11стр.
1.3. Оценка………………………………………………………..18стр.
1.4. Калькуляция…………………………………………………18стр.
1.5. Счета………………………………………………………….21стр.
1.8. Двойная запись………………………………………………21стр.
1.7. Баланс…………………………………………………………..22стр.
1.8. Отчетность……………………………………………………23стр.
Тема 2. Формы бухгалтерского учета……………………………………..24стр.
2.1. Мемориально-ордерная форма……………………………….25стр.
2.2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета…………26стр.
2.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета…………30стр.
2.4. Упрощенная форма бухгалтерского учета…………………..31стр.
Тема 3. Понятие о документах, их классификация……………………….35стр.
3.1. Понятие о классификации документов……………………...35стр.
3.2. Классификация по информационной составляющей
документа………………………………………………………36стр.
3.3. Классификация по материальной составляющей
документа………………………………………………………42стр.
3.4. Классификация документов по обстоятельствам их
функционирования во внешней среде……………………….43стр.
Список используемой литературы…………………………………………45стр.

Файлы: 1 файл

Бух. учет. Контрольная работа.doc

— 239.00 Кб (Скачать)
lign="center">     1.7. Баланс

     Бухгалтерский бала́нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые  чаши)  — основная форма бухгалтерской  отчётности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Он характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.

     Баланс  имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона — активы, включающие требования и вложения; вторая — пассивы, отражающие обязательства и капитал. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам, так как балансовый отчет есть просто два разных взгляда на один и тот же бизнес. Активы показывают какие средства использует бизнес, а пассивы показывают кто предоставил эти средства и в каком размере. Все ресурсы, которыми обладает предприятие может быть предоставлено либо собственниками, либо кредиторами. Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев и составляют сумму активов. Это так же обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

     Представление текущей информации об имуществе  хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский  баланс не отражает движения средств  и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее.

     1.8. Отчетность

     Цикл  учетной работы завершается составлением отчетности. Отчетность — это совокупность сведений об имущественном, финансовом положении и результатах работы предприятия. Отчетность должна давать достоверное и полное представление о хозяйственной деятельности предприятия в целом.

     Финансовая  отчетность составляется на основе документально  подтвержденных, выверенных записей  на счетах бухгалтерского учета, поэтому до составления отчетности необходимо уточнить оценку активов и пассивов, для чего проводится инвентаризация. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего отчетного периода.

     Отчетность  необходима для администрации, так  как она позволяет дать оценку деятельности предприятия, сделать анализ ранее принятых решений и является информационным обеспечением для принятия управленческих решений. Финансовая отчетность является открытой для всех заинтересованных пользователей, как имеющих, так и не имеющих прямой финансовый интерес (акционеров, инвесторов, кредиторов, налоговых и контролирующих органов, фондов и статистических учреждений и др.). Для этих пользователей отчетность дает возможность сделать выводы о перспективах сотрудничества, платежеспособности предприятия, правильности расчета по налогам и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 2. Формы бухгалтерского учета

     Совокупность  учетных регистров, используемых организацией для

отражения хозяйственных операций, образует форму  бухгалтерского учета. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

     Форма бухгалтерского учета – это организация  информационной системы, обеспечивающая в определенной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологических  и систематических записей, синтетического и аналитического учета в целях осуществления текущего контроля фактов хозяйственной жизни и составления отчетности. Различают мемориально-ордерную, журнально-ордерную, упрощенную и автоматизированную формы бухгалтерского учета.

     Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает  ведение регистрационного журнала  для регистрации в хронологическом  порядке бухгалтерских проводок – мемориальных ордеров, содержащих указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании первичных или сводных учетных документов.

     Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает  систематизацию учетных данных в  специальных регистрах – журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту счетов бухгалтерского учета и вспомогательных  к ним ведомостях, составленных по дебету счетов. При этой форме учета исключается многократность записей и происходит объединение синтетического и аналитического учетов.

Автоматизированная  форма бухгалтерского учета предусматривает  применение электронно-вычислительных машин.

     Упрощенная  форма бухгалтерского учета, предусматривающая  две формы учета:

1. Простая  форма, без использования учетных  регистров имущества малого предприятия,  применяемая в том случае, когда  на малом предприятии совершается  незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственной деятельности не является сфера материального производства;

2. Упрощенная  форма, предусматривающая использование  ведомостей для учета имущества  предприятия. Каждая ведомость  применяется для учета операций по одному из используемых счетов.

Выбор формы бухгалтерского учета зависит  от различных условий, в том числе  от масштабов деятельности предприятия  и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен  в приказе по учетной политике предприятия.

     Рассмотрим  более подробно каждую из существующих форм бухгалтерского учета и используемые учетные регистры.

     2.1. Мемориально-ордерная форма

     Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета возникла в 1928-1930 годах. Ее создание происходило  путем постепенного внедрения в учет наиболее рациональных технических средств и приемов.

     По  данным первичных учетных документов составляются мемориальные ордера, в  которых указывается корреспонденция  счетов по данным операциям, что позволяет  упорядочить записи в синтетическом учете.

     Мемориальный  ордер может также составляться на основе сводного документа, объединяющего  данные однородных первичных документов, или на основании итоговых показателей  накопительной ведомости, в которой  эти данные группируются по корреспондирующим счетам. Документы, на основании которых составлен мемориальный ордер, обязательно к нему прилагаются.

     В настоящее время за каждым мемориальным ордером закрепляют постоянный номер, что дает возможность составлять на каждую группу однородных операций (кассовых, по расчетным счетам, заработной плате и так далее) лишь один ордер в месяц. По операциям, не поддающимся систематизации, и по сторнировочным операциям составляются мемориальные ордера, которые нумеруются за каждый месяц в отдельности.

     Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером либо его заместителем, а также исполнителем. Ордера регистрируются в регистрационном журнале, который является хронологическим регистром синтетического учета. Регистрационный журнал предназначен для порядковой нумерации мемориальных ордеров и контроля их сохранности вместе с подшитыми к ним документами, а также для последующей проверки полноты охвата хозяйственных операций системным регистром синтетического учета. Эта проверка осуществляется сличением в конце месяца итогов регистрационного журнала (по кредиту) с итогами оборотов по дебиту и отдельно - по кредиту всех синтетических счетов, выводимых в оборотной ведомости по синтетическим счетам.

     После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в Главной книге. Главная книга или контрольная ведомость строится с разбивкой каждого счета на колонки, отводимые для записи оборотов по каждому корреспондирующему счету в отдельности, то есть по шахматному принципу. В ней регистрируются только текущие обороты. Сальдо по счетам в ней не выводится.

     Главная книга является основой для составления  оборотной ведомости по счетам синтетического учета. При этом структура Главной  книги облегчает составление  шахматной оборотной ведомости, последняя непосредственно заполняется итогами каждого счета. Значительно облегчает здесь подготовку записей в учетные регистры, особенно регистры синтетического учета, использование накопительных и группировочных ведомостей.

     Записи  в регистры аналитического учета  ведутся непосредственно с документов, подшитых к мемориальным ордерам. Проверка правильности аналитического и синтетического учета осуществляется путем составления оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам.

     В настоящее время при ведении  учета по мемориально-ордерной форме  широко используются различные виды вычислительных машин.

     Достоинствами мемориально-ордерной формы учета  являются:

- строгая последовательность учетного процесса;

- простота и доступность учетной техники;

- широкое использование стандартных форм аналитических регистров;

- возможность разделения учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

     Наряду  с достоинствами, мемориально-ордерная форма имеет и существенные недостатки, к которым можно отнести трудоемкость учета, так как приходится многократно дублировать одни и те же записи, отставание аналитического учета от синтетического, а также то, что формы аналитических регистров не содержат информации, необходимой для контроля, анализа и непосредственного составления отчетности по данным регистров аналитического учета.

     2.2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

     Если  организацией для ведения бухгалтерского учета выбрана журнально-ордерная форма учета, то ей следует руководствоваться Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 года №63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства», а также Письмом Минфина Российской Федерации от 24 июля 1992 года №59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях». Небольшие предприятия могут руководствоваться Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 года №176 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций».

     В основу журнально-ордерной формы учета  положен принцип накапливания данных первичных учетных документов таким  образом, чтобы обеспечивать синтетический  и аналитический учет средств  и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание данных производится в учетных регистрах, что позволяет отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по использованию этих средств за отчетный месяц и исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

     Хронологическая и систематическая запись хозяйственных  операций осуществляется одновременно, при этом журнал регистрации хозяйственных  операций не ведется.

     Записи  в регистры производятся в разрезе  показателей, позволяющих осуществлять руководство за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а также для составления промежуточной и годовой отчетности.

     В журнально-ордерной форме бухгалтерского учета применяются, как правило, два вида учетных регистров –  журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В целях группировки некоторых учетных данных могут применяться и специальные разработочные таблицы.

     Журналы-ордера являются основными регистрами бухгалтерского учета, вспомогательные ведомости  применяются в тех случаях, когда  необходимо сгруппировать аналитические данные первичных документов. Итоги ведомостей переносят в журналы-ордера.

Информация о работе Метод бухгалтерского учета и его элементы