Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:30, курс лекций
Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Тема 1. Метод бухгалтерского учета и его элементы……………………..2стр.
1.1. Документация…………………………………………………3стр.
1.2. Инвентаризация……………………………………………..11стр.
1.3. Оценка………………………………………………………..18стр.
1.4. Калькуляция…………………………………………………18стр.
1.5. Счета………………………………………………………….21стр.
1.8. Двойная запись………………………………………………21стр.
1.7. Баланс…………………………………………………………..22стр.
1.8. Отчетность……………………………………………………23стр.
Тема 2. Формы бухгалтерского учета……………………………………..24стр.
2.1. Мемориально-ордерная форма……………………………….25стр.
2.2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета…………26стр.
2.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета…………30стр.
2.4. Упрощенная форма бухгалтерского учета…………………..31стр.
Тема 3. Понятие о документах, их классификация……………………….35стр.
3.1. Понятие о классификации документов……………………...35стр.
3.2. Классификация по информационной составляющей
документа………………………………………………………36стр.
3.3. Классификация по материальной составляющей
документа………………………………………………………42стр.
3.4. Классификация документов по обстоятельствам их
функционирования во внешней среде……………………….43стр.
Список используемой литературы…………………………………………45стр.
По назначению:
1. Распорядительные
- документы, содержащие
Пример: доверенность, чеки на получение наличных денег, распоряжение руководителя о выдаче денежных средств под отчёт;
2. Оправдательные (исполнительные) - документы, которыми оформляют уже произведённые операции. Исполнители - кассиры, заведующие складами, экспедиторы, как бы оправдывают свои действия этими документами.
Пример: приёмные акты, акты на приём-передачу основных средств,
квитанции о приёмке ценностей, отчёты материально-ответственных лиц;
3. Бухгалтерского оформления - документы, которые служат для бухгалтерского оформления записей с целью дальнейшего использования их в учётном процессе.
Пример:
группировочные ведомости,
Ошибках;
4. Комбинированные
- документы, которые сочетают
признаки всех выше
Пример:
Авансовый отчёт, расчётно-
По содержанию хозяйственных операций:
1. Материальные
- документы, служащие для
Пример: приходный ордер;
2. Денежные
- документы, предназначенные
Пример: платёжное поручение;
3. Расчётные - используются для оформления расчётных взаимоотношений предприятия со своими контрагентами по возникшим обязательствам. Пример: счёт-фактура.
По порядку составления:
1. Первичные
- хозяйственная операция
2. Сводные
- документы, которые
По способу отражения операций:
1. Разовые
- документы, которые отражают
одну или несколько однородных
операций. После составления сразу
передаются в бухгалтерию и
используются для
Пример: приходные (расходные) кассовые ордера, наряды;
2. Накопительные
- документы, используемые в
Пример: табель рабочего времени;
По месту составления:
1. Внешние - документы, составляющиеся в других организациях и поступающие со стороны.
Пример: счёт-фактура;
2. Внутренние - документы составляются самой организацией для оформления внутренних, хозяйственных операций.
Пример: акт приёма-передачи, расходно-приходный кассовый ордер.
5. Документы,
которыми оформляются
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности, оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
В
случае разногласий между
Правильно
оформленные документы
1. Устанавливается законность хозяйственной операции;
2. В
соответствии с оформлением
3. Правильность
арифметических подсчётов.
Неправильно
оформленные документы
Проверенные и принятые документы обрабатываются:
- группировка по однородным операциям;
- таксировка, т.е. денежное измерение;
- котировка, т.е. проставление корреспондирующих счетов.
В установленные сроки документы сдаются в архив. Установленный порядок движения документов, начиная от составления или получения со стороны до сдачи в архив, называют документооборотом. При разработке документа указывается время его пребывания на каждой инстанции.
Классификация учётных регистров:
1. По видам бухгалтерских записей регистры делят на:
- хронологические - данные первичных документов регистрируют в порядке их поступления в бухгалтерию.
Пример: кассовые книги, регистрационные журналы;
- систематические - производится группировка хозяйственных операций по
однородным признакам.
2. По объёму и содержанию регистры делятся на:
- регистры синтетического учёта - операции отражаются только в денежном измерении в обобщённом виде.
Пример: Оборотная ведомость;
- регистры аналитического учёта - операции отражаются подробно, в
том числе и в натуральном измерении.
- комбинированные регистры - объединяют и синтетический и аналитический учёт.
Пример: журнал-ордер №6;
3. По форме построения:
- односторонние - все записи на одной стороне листа;
- двухсторонние - по Дебету на одной стороне листа, по Кредиту на другой;
- шахматные - по стокам счёта по Дебету, по столбцам по Кредиту.
4. По внешнему виду:
- бухгалтерские книги - скреплённые и сшитые в брошюру листы;
- карточки - таблицы на бланках из картона и т.п.;
- свободные листы - таблицы со специальным графлением для
синтетического и аналитического учёта. (Ведомости, журналы ордера);
- машинные носители информации - машинограммы.
В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.
"Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации"
Обработанные документы
Требования главного
Решением Госналогслужбы Российской Федерации от 27 июня 1996 года минимальный срок хранения целого ряда документов бухгалтерского учёта был увеличен до 5 лет. Федеральным законом "О бухгалтерском учёте" минимальный срок хранения первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта и отчётности был установлен не менее 5 лет.
При изъятии первичных учётных
документов налоговыми
При
использовании автоматизации в
бухгалтерском учёте можно
Информация, которая находит отражение в учетных документах, должна быть достоверной, качественной, эффективной, т.е. формироваться с наименьшими затратами труда и времени.
1.2. Инвентаризация
В
целях обеспечения
При инвентаризации предприятия (организации) руководствуются следующими нормативными документами:
- Закон "О бухгалтерском учёте" от 21.11.96 № 129-ФЗ;
- Положение "О ведении бухгалтерского учёта и отчётности" (1998г);
- Положением по бухгалтерскому учёту "Учётная политика предприятия" ПБУ 1/94, утверждённым приказом Министерства Финансов России от 28.07.94;
- Положением "О бухгалтерском учёте и отчётности в РФ, утверждённым приказом Министерства Финансов России от26.12.94;
Информация о работе Метод бухгалтерского учета и его элементы