Метод бухгалтерского учета и его элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Оглавление

Тема 1. Метод бухгалтерского учета и его элементы……………………..2стр.
1.1. Документация…………………………………………………3стр.
1.2. Инвентаризация……………………………………………..11стр.
1.3. Оценка………………………………………………………..18стр.
1.4. Калькуляция…………………………………………………18стр.
1.5. Счета………………………………………………………….21стр.
1.8. Двойная запись………………………………………………21стр.
1.7. Баланс…………………………………………………………..22стр.
1.8. Отчетность……………………………………………………23стр.
Тема 2. Формы бухгалтерского учета……………………………………..24стр.
2.1. Мемориально-ордерная форма……………………………….25стр.
2.2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета…………26стр.
2.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета…………30стр.
2.4. Упрощенная форма бухгалтерского учета…………………..31стр.
Тема 3. Понятие о документах, их классификация……………………….35стр.
3.1. Понятие о классификации документов……………………...35стр.
3.2. Классификация по информационной составляющей
документа………………………………………………………36стр.
3.3. Классификация по материальной составляющей
документа………………………………………………………42стр.
3.4. Классификация документов по обстоятельствам их
функционирования во внешней среде……………………….43стр.
Список используемой литературы…………………………………………45стр.

Файлы: 1 файл

Бух. учет. Контрольная работа.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

     При инвентаризации ценных бумаг и бланков составляется соответствующая инвентаризационная опись, в которой также сначала дается расписка кассира.

     В инвентаризационные описи включаются все ценные бумаги с указанием  наименования, кода, номера серии, указывается  номинальная стоимость, количество и сумма, выводится результат инвентаризации. В описи дается итог количества порядковых номеров, приводится прописью сумма фактически; в конце ведомости дается расписка кассира, что, проверка проведена в его присутствии и что к комиссии претензий нет, все ценные бумаги приняты на ответственное хранение.

       Результаты инвентаризации должны  быть отражены в учёте и  отчётности того месяца, в котором  была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчёте.

     Сроки инвентаризации:

1. Основные  средства - не менее раза в 2-3 года;

2. Капвложения  - не менее 1 раза в год перед  составлением годового отчета, но  не ранее 1 декабря отчетного года;

3. Незавершенное  производство и полуфабрикаты  собственного производства - перед  составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года, и, кроме того, в сроки, установленные вышестоящей организацией;

4. Незавершенный  капремонт и расходы будущих  периодов - не менее 1 раза в год;

5. Готовая  продукция на складах - не менее  раза в год перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября;

6. Малоценные  и быстро изнашивающиеся предметы - не менее раза в год;

7. Нефть  и нефтепродукты - не реже раза в месяц;

8. Сырье  и прочие материалы - не реже  раза в год перед составлением  годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;

9. Денежные  средства, документы строгой отчетности - не менее раза в месяц;

10. Расчеты  с банками - по мере получения  выписок из банков, а по переданным  в банк расчетным документам - на первое число каждого месяца;

11. Расчеты  по платежам в бюджет - не менее раза в квартал;

12. Расчеты  с дебиторами и кредиторами - не менее 2 раз в год;

13. Остальные  статьи баланса - на первое  число месяца, следующего за отчетным годом;

     Все решения инвентаризационной комиссии протоколируются. Протоколы в зависимости от размера и характера недостач утверждаются руководителем предприятия или вышестоящей организацией по ходатайству руководства предприятия. На основании утверждённых протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, проводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учёта.

1.3. Оценка

     Оценка - это способ денежного (стоимостного) выражения средств (имущества) организации и ее источников. Реальность и правильность оценки имущества организации и ее источников имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

     1.4. Калькуляция

     Задача  калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции (услуг), предназначенных для реализации, а также на единицу продукции (услуг) для внутреннего потребления.

       Конкретные функции в процессе  калькулирования издержек:

- определение производственной или заводской себестоимости для оценки запасов готовой продукции или полуфабрикатов;

- определение величины себестоимости для установления и контроля цен;

- предоставления данных о себестоимости продукции для оценки результата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решений руководством.

     Конечным  результатом калькулирования является составление калькуляций. Все виды калькуляции отражают расходы на производство и реализацию единицы  конкретного вида продукции в  разрезе калькуляционных статей.

        Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.

     Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три:

1. Плановая себестоимость разрабатывается на основе прогрессивных норм и экономических нормативов за отчетный период. и представляет собой принятие предприятием решений о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг;

2. Фактическая (отчетная) себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции;

3. Нормативная себестоимость представляет собой один из видов предварительной себестоимости и определяет величину затрат на изделие по статьям и действующим, текущим нормам, нормативам и сметам

       Калькулирование себестоимости  продукции является объективно  необходимым процессом при управлении  производством т.к. содержащаяся  в них информация позволяет  не только решать традиционные  задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:

 - целесообразность дальнейшего выпуска продукции;

- установление оптимальной цены на продукцию;

- оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;

- целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;

- оценка качества работы управленческого персонала.

     Таким образом, производственный учет и калькулирование  является основными элементами системы  управления не только себестоимостью продукции, но и производством в  целом.

       Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами. принципы организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

     Нормативный метод учета затрат на производство или калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

     Сущность  его заключается в следующем:

- отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями;

- обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования;

- учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. 

       Фактическая себестоимость продукции  определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:

                                                   Зф=Зн+О+И,                                           (1)

где Зф - затраты фактические;

Зн — затраты  нормативные;

О — величина отклонений от норм;

И — величина изменений норм.

     При этом фактическую себестоимость  изделия можно установить двумя  способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной формуле.

     Если  субъектом счёта производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.

     Применение  нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. На предприятиях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. На этих предприятиях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.

     Отклонения  фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.

     Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции. 

     Виды  калькуляций. Различают плановую (сметную), нормативную и фактическую (отчетную) калькуляцию.

     Плановая  калькуляция определяет среднюю  себестоимость продукции или  выполненных работ. На плановый период (год, квартал) составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются счетные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

     Нормативная калькуляция составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года – наоборот ниже. Отсюда и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года – ниже.

     Фактическая (отчетная) калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о  фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. Она одновременно характеризует уровень отклонения себестоимости, установленной нормативной и плановой калькуляцией.

     1.5. Счета

     В каждой организации ежедневно совершается  большое количество хозяйственных операций. Их результаты в конечном итоге отражаются в бухгалтерском балансе, но баланс составляется на первое число квартала или года. Поэтому с его помощью нельзя повседневно следить за изменениями в составе имущества, обязательств, источников формирования средств и прочими хозяйственными операциями. В этой связи для текущего учёта и контроля в бухгалтерском учёте используется система счетов. Записи в системе счетов производят методом двойной записи или отражения.

     1.6. Двойная запись

     Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций.  

       Хозяйственные операции отражаются  на счетах с помощью двойной  записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь яачений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета - корреспондирующимися.

Информация о работе Метод бухгалтерского учета и его элементы