Маржинальный анализ – возможность применения для изучения деятельности строительной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении маржинального анализа, как основы для принятия управленческих решений, и возможность применения его в строительной организации.
Основными задачами, поставленными для достижения цели курсовой работы можно считать:
o Изучение сущности маржинального анализа деятельности предприятия. В рамках решения этой задачи необходимо рассмотреть понятийный аппарат маржинального анализа и методы проведения анализа.
o Проведение маржинального анализа деятельности предприятия на основании бухгалтерской отчетности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Сущность, необходимость и методы маржинального анализа …………….. 5
1.1 Сущность маржинального анализа ………………………………………… 5
1.2 Основные этапы анализа ……………………………………………………. 7
1.3 Модель безубыточности ……………………………………………………. 9
1.4 Финансовый и операционный рычаги ……………………………………. 13
2 Применение методики маржинального анализа для изучения
деятельности строительной организации .……………………………………. 16
2.1 Особенности применения методики в строительстве …………………… 16
2.2 Маржинальный анализ деятельности на примере конкретного предприятия ……………………………………………………………………. 20
Заключение ……………………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

мой маржинальный.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

      Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

      При графическом методе нахождение точки  безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты — объем —  прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

      наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

      выбираем  какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для  нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

      вновь выбираем любую точку на оси абсцисс  и для нее находим сумму  выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.  

      Точка безубыточности на графике – это  точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 1). 

      Изображенная  на рис. 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения  графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков  заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль. 

      

      Рисунок 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности) 

      Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле: 

      Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль 

      Детализируя порядок расчета показателей  формулы, ее можно представить в следующем виде: 

      (Цена  за единицу х Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу  х Количество единиц) – Постоянные  затраты = Прибыль 

      Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений  воспользуемся следующим примером. 

      Пример 5. Производственное предприятие выпускает  безалкогольный напиток «Байкал» и  имеет следующие показатели, представленные в табл. 4. 

      Таблица 4 – Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольного напитка «Байкал»

 

      В точке безубыточности прибыль равна  нулю, поэтому эта точка может  быть найдена при условии равенства  выручки и суммы переменных и  постоянных затрат:

      15х  = 10х + 15000 + 0;

      5х  = 15000;

      х = 3000,

      где  х – точка безубыточности;

            15 – цена единицы  продукции;

            10 – переменные  затраты на единицу продукции;

            15000 – общая сумма  постоянных затрат.

      Как видно, безубыточность реализации достигается при объеме 3000 бутылок напитка «Байкал». 

      Точку безубыточности можно рассчитать также  в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

      15х  = 15 х 3000 = 45000 руб. 

      Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных  изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции. 

      Рассмотрим  вариант, когда производственное предприятие выпускает два вида безалкогольных напитков и имеет следующие показатели: 

      Таблица 5 – Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков 

 

      На  реализацию 1 бутылки напитка «Байкал» приходится 0,8 бутылок напитка «Тархун». Поэтому для определения точки  безубыточности (порога рентабельности) мы условно приравниваем «х2» бутылок напитка «Байкал» к «0,8х» бутылке напитка «Байкал». Подставляя эти значения в уравнение получим:

      (15 х 0,8х) + 12х – (10 х 0,8х) –  8х – 15000 = 0;

      12х  + 12х – 8х – 8х – 15000 = 0;

      8х  = 15000 бут.;

      х = 15000 : 8 = 1875 бутылок напитка «Байкал»;

      1875 х 0,8 = 1500 бутылок напитка «Тархун»;

      Всего:

      1875 + 1500 = 3375 бутылок. 

      Как видно из приведенных данных, точка  безубыточности (порог рентабельности) объема реализации будет 3375 бутылок, из них напитка «Байкал» — 1875 бут. и  напитка «Тархун» — 1500 бут. 

      А теперь предположим, что в структуре  реализованной продукции произошли  изменения (см. табл. 6). 

      Таблица 6 – Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков с учетом изменений структуры реализуемой продукции

 

      Сопоставляя структуру продукции, становится очевидным, что увеличилась доля продукции  с низкой величиной маржинального  дохода, в связи с чем у предприятия  снизилась прибыль на 2000 руб. (24000 – 26000).  

      Точка безубыточности после изменений, произошедших в ассортименте, будет следующей:

      (15 х 2х) + 12х – (10 х 2х) – 8х  – 15000 = 0;

      3,0х  + 12х – 20х – 8х –15000 = 0;

      14х  = 15000 бутылок;

      х = 15000 : 14 = 1071,4 бутылок напитка «Тархун»;

      1071,4 х 2 = 2142,8 бутылок напитка «Байкал»;

      Всего:

      1071,4 + 2142,8 = 3214,2 бутылок. 

      Приведенные данные свидетельствуют, что в целом  по предприятию точка безубыточности (порог рентабельности) будет равна 3214,2 бутылкам безалкогольных напиток, из них 1071,4 бутылок напитка «Тархун» и 2142,8 бутылок напитка «Байкал». Сравнивая результат с предыдущим расчетом отмечаем, что точка безубыточности (порог рентабельности) снизилась на 160,8 бутылок (3214,2 – 3375). При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем реализации в натуральном выражении остался без изменения (9000 бутылок). Следовательно, даже при контроле общего объема продаж необходим анализ структурных изменений в ассортименте выпускаемой продукции, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной. 

      Производственное предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность:

      Выручка от реализации 75 000 руб.

      Переменные  затраты 50 000 руб.

      Постоянные  затраты 15 000 руб.

      Прибыль 10 000 руб.

      Объем произведенной продукции, бут. 5000

      Цена  единицы напитка 15 

      Чтобы найти точку безубыточности (порог  рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль  стала нулевой? Нельзя просто сложить  переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся. 

      В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей.

      Находим величину маржинального дохода:

      75000 руб. – 50000 руб. = 25000 руб.

      Вычисляем норму маржинального дохода: 

      25000 руб. : 75000 руб. = 0,33 

      Определяем  точку безубыточности (пороговую  выручку) в стоимостном выражении:

      15000 руб. : 0,33 = 45455 руб.

      Определяем  точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении:

      45445 руб. : 15 руб. = 3030 бутылок. 

      Маржинальный  запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической  выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой: 

               Маржинальный               (Фактическая выручка – Пороговая  выручка)  

              запас прочности =                                                                                                  

                                                                   Фактическая выручка х 100 %  

      Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. В нашем случае маржинальный запас прочности составляет 39,4% [(75000 – 45455) : 75000 х 100%]. Значение маржинального запаса прочности, равное 39,4%, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 39,4%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 39,4% — окажется в убытке.

      Заключение

      р

      Список  литературы

Информация о работе Маржинальный анализ – возможность применения для изучения деятельности строительной организации