Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении маржинального анализа, как основы для принятия управленческих решений, и возможность применения его в строительной организации.
Основными задачами, поставленными для достижения цели курсовой работы можно считать:
o Изучение сущности маржинального анализа деятельности предприятия. В рамках решения этой задачи необходимо рассмотреть понятийный аппарат маржинального анализа и методы проведения анализа.
o Проведение маржинального анализа деятельности предприятия на основании бухгалтерской отчетности.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Сущность, необходимость и методы маржинального анализа …………….. 5
1.1 Сущность маржинального анализа ………………………………………… 5
1.2 Основные этапы анализа ……………………………………………………. 7
1.3 Модель безубыточности ……………………………………………………. 9
1.4 Финансовый и операционный рычаги ……………………………………. 13
2 Применение методики маржинального анализа для изучения
деятельности строительной организации .……………………………………. 16
2.1 Особенности применения методики в строительстве …………………… 16
2.2 Маржинальный анализ деятельности на примере конкретного предприятия ……………………………………………………………………. 20
Заключение ……………………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………….
Маржинальный доход:
МД = N – Зпер (12)
где Q – объем продаж, кв.м;
Зпер – переменные затраты на весь объем:
Зпер=Зпер,0 * Q (13)
где Зпер,0 – переменные
затраты на 1 кв.м.
Запас финансовой прочности:
Фр = Q – qкр (14)
где qкр
– критическая точка продаж.
Удельный маржинальный доход:
МД0 = Зпер,0 / Рпр (15)
где
Рпр – прогнозная цена 1 кв.м площади.
Объем продаж, способный обеспечить планируемую прибыль:
Nпл = (Зпост + Ппл) / МД0 (16)
где Зпост – постоянные затраты;
Ппл – планируемая
прибыль от сдачи объекта.
Операционный рычаг:
ОР = МД / П (17)
где П
– прибыль от продаж.
Запас финансовой прочности, рассматриваемый как объем продаж строительной продукции в кв.м, превышающий точку безубыточности, позволяет рассчитать ожидаемую прибыль. Если этот показатель не обеспечивает желаемую доходность деятельности строительного предприятия, необходимо рассмотреть другой вариант проекта строительства, который обеспечит боле значительный выход строительной продукции, рассмотреть возможности увеличения цены, снижения переменных затрат за счет более экономичных конструктивных и объемно-планировочных решений.
Понятие
операционного рычага возникает
в тех случаях, если в затратах
организации имеются стабильные
элементы, напрямую независящие от
объемов работ. Подобная ситуация типична
и для строительных организаций,
в структуре затрат которых существенный
удельный вес занимают постоянные затраты,
связанные с обслуживанием строительного
производства. В силу этого прибыль организации
изменяется непропорционально объемам
выпущенной строительной продукции.
Применяя
концепцию точки безубыточности, можно
определить объем строительной продукции,
который обеспечит возмещение прямых
затрат. Если в программе работ строительной
организации однотипные объекты (дачные
коттеджи, гаражи, офисы и т.д.), точку безубыточности
можно определять не в кв.м или стоимостных
показателях, а в количествах объектов.
На основании полученных результатов должны решаться ключевые задачи обеспечения доходности деятельности строительного предприятия:
Исследования мультипликативного эффекта на состояние безубыточности позволяет учесть одновременные воздействия факторов цены, объемов и переменных затрат, учитывая нелинейный характер взаимодействия факторов:
Сравнение
плановой и фактической себестоимости
строительно-монтажных работ по
статьям и экономическим
Имея
указанные недостатки, маржинальный
анализ все же увеличивает аналитические
возможности показателей затрат, позволяет
сосредоточиться на направлениях снижения
постоянных затрат как факторе роста прибыльности
строительного бизнеса.
2.2
Маржинальный анализ
Объектом анализа является деятельность производственного предприятия, которое выпускает и продает безалкогольные напитки.
Рассмотрим
различные возможные варианты его
работы для выбора оптимального.
1) Производственное предприятие выпускает и продает безалкогольный напиток «Байкал», средние переменные затраты на производство и сбыт которого составляют 10 руб. за 1 бут. объемом 2л. Напиток продается по цене 15 руб. за 1 бут. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 15 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продает напитков в объеме 4000 бут., 5000 бут., 6000 бут.
Поскольку
постоянные затраты предприятия
не зависят от объема выпуска, найдем
величину маржинального дохода и
прибыль (как разность между величиной
маржинального дохода и суммой постоянных
затрат) для всех трех вариантов (табл.
1).
Таблица 1 – Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.
Так как средняя величина маржинального дохода одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объеме выпуска. Для этого:
— умножив среднюю величину маржинального дохода на объем выпуска, получим общую величину маржинального дохода;
— от общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты.
Определим какую прибыль получит предприятие, если произведет и продаст 4800 бут. «Байкал».
Величина маржинального дохода для данного объема составит:
5 руб. х 4800 бут. = 24000 руб.
Прибыль:
24000
руб. – 15000 руб. = 9000 руб.
Рассмотрим
ситуацию, когда производственное предприятие
производит и реализует одновременно
два вида безалкогольных напитков. Данные
об объемах продаж и затратах приведены
в табл. 2.
Таблица 2 – Основные показатели деятельности предприятия, руб.
Требуется определить:
— размер прибыли, получаемой предприятием за месяц;
— среднюю величину маржинального дохода для каждого изделия;
— норму маржинального дохода для каждого изделия;
—
размер прибыли, которую получит
предприятие, если расширит продажу напитка
«Байкал» до 6000 бут., а напитка «Тархун»
– до 5000 бут.
Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведем в табл. 3.
Как видно из таблицы, за месяц предприятие заработает 26000 руб. прибыли. Средняя величина маржинального дохода для напитка «Байкал» составляет 5 руб., а для напитка «Тархун» – 4 руб. Норма маржинального дохода для обоих напитков составляет 0,33.
Таблица 3 – Расчет средней величины, нормы маржинального дохода и размера прибыли предприятия
При расширении объема продаж предприятие получит следующую прибыль:
Величина маржинального дохода от продажи напитка «Байкал»:
5 руб. х 6000 бут. = 30000 руб.
Величина маржинального дохода от продажи напитка «Тархун»:
4 руб. х 5000 бут. = 20000 руб.
Величина маржинального дохода от продажи безалкогольных напитков:
30000 руб. + 20000 руб. = 50000 руб.
Постоянные затраты предприятия: 15000 руб.
Прибыль предприятия:
50000
руб. – 15000 руб. = 35000 руб.
Предприятие
производит и реализует безалкогольный
напиток «Байкал», переменные затраты
на единицу которого составляют 10 руб.
за 1 бутылку. Напиток продается по цене
15 руб. за 1 бутылку, постоянные затраты
составляют 15000 руб. Определим какое количество
напитка предприятие должно продать, чтобы
обеспечить получение 20 тыс. руб. прибыли.
Определим величину маржинального дохода. Ее можно определить как разницу между валовой выручкой и переменными затратами, а также как сумму постоянных затрат и прибыли:
15000 руб. + 20000 руб. = 35000 руб.
Определим среднюю величину маржинального дохода как разницу между ценой напитка и средними переменными затратами:
15 руб. – 10 руб. = 5 руб.
Определим количество реализуемого напитка для планируемой величины прибыли как отношение общей величины маржинального дохода к средней величине маржинального дохода.
35000
руб. : 5 руб. = 7000 бут.
Производственное
предприятие планирует продать 10000
бутылок напитка «Байкал». Средние
переменные затраты на производство
и сбыт составляют 10 руб., постоянные
затраты – 20000 руб. Предприятие планирует
получить прибыль в размере 15000 руб. Определим
по какой цене следует продать напиток.
1.
Определим величину
20000 руб. + 15000 руб. = 35000 руб.
2.Определим среднюю величину маржинального дохода, разделив общую величину маржинального дохода на количество реализуемых изделий:
35000 руб. : 10000 бут. = 3 руб. 50 коп.
3.Определим
цену напитка, прибавив к
3 руб. 50 коп. + 10 руб. = 13 руб. 50 коп.
Приведенные
данные показывают, что маржинальный анализ
позволяет отыскать наиболее выгодное
соотношение между переменными и постоянными
затратами, ценой и объемом производства
продукции. Ситуации, которые мы рассмотрели,
свидетельствуют, что главная роль в выборе
стратегии поведения предприятия принадлежит
величине маржинального дохода. Очевидно,
что добиваться увеличения прибыли можно,
увеличив величину маржинального дохода.
Достичь этого можно разными способами:
снизить цену продажи и соответственно
увеличить объем реализации; увеличить
объем реализации и снизить уровень постоянных
затрат, пропорционально изменять переменные,
постоянные затраты и объем выпуска продукции.
Кроме того, на выбор модели поведения
предприятия также оказывает существенное
влияние величина маржинального дохода
в расчете на единицу продукции. Одним
словом, в использовании величины маржинального
дохода заложен ключ к решению проблем,
связанных с затратами и доходами предприятий.
Анализ соотношения «затраты — объем – прибыль», как уже отмечалось выше, на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия».