Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении маржинального анализа, как основы для принятия управленческих решений, и возможность применения его в строительной организации.
Основными задачами, поставленными для достижения цели курсовой работы можно считать:
o Изучение сущности маржинального анализа деятельности предприятия. В рамках решения этой задачи необходимо рассмотреть понятийный аппарат маржинального анализа и методы проведения анализа.
o Проведение маржинального анализа деятельности предприятия на основании бухгалтерской отчетности.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Сущность, необходимость и методы маржинального анализа …………….. 5
1.1 Сущность маржинального анализа ………………………………………… 5
1.2 Основные этапы анализа ……………………………………………………. 7
1.3 Модель безубыточности ……………………………………………………. 9
1.4 Финансовый и операционный рычаги ……………………………………. 13
2 Применение методики маржинального анализа для изучения
деятельности строительной организации .……………………………………. 16
2.1 Особенности применения методики в строительстве …………………… 16
2.2 Маржинальный анализ деятельности на примере конкретного предприятия ……………………………………………………………………. 20
Заключение ……………………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………….
1.3
Модель безубыточности
Одним
из самых простых и эффективных
методов маржинального анализа
с целью оперативного, а также
стратегического планирования является
анализ модели безубыточности "издержки
— объем производства — прибыль", который
позволяет отследить зависимость финансовых
результатов бизнеса от издержек и объемов
производства, вычислить такую сумму или
количество продаж, при которой приход
равен расходу.
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
Точка
безубыточности — это объем выпуска,
при котором прибыль предприятия равна
нулю, т.е. объем, при котором выручка равна
суммарным затратам. Иногда ее называют
также критическим объемом: ниже этого
объема производство становится нерентабельным.
Бизнес не несет убытков, но не имеет и
прибыли. Продажи ниже точки безубыточности
влекут за собой убытки; продажи выше точки
безубыточности приносят прибыль.
Рисунок 1 – Зависимость между объемом реализации продукции,
ее
себестоимостью и суммой прибыли
Точка
безубыточности — это тот рубеж,
который предприятию необходимо перешагнуть,
чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности
многие экономисты склонны называть порогом
рентабельности. Чем выше порог рентабельности,
тем труднее его перешагнуть. Снижения
порога рентабельности можно добиться
наращиванием валовой маржи (повышая цену
и/или объем реализации, снижая переменные
издержки) либо сокращением постоянных
издержек. Превышение фактической выручки
от продажи над порогом рентабельности
составляет запас финансовой прочности
предприятия.
Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:
П = В – Зпер – Зпост = (Р0 * Q) – (Зпер,0 * Q) – Зпост = 0 (3)
где П — величина прибыли;
В — выручка;
Зпер — совокупные переменные затраты;
Зпост
— совокупные постоянные затраты.
Отсюда находим критический объем:
Q ' = Зпост / (Р0 – Зпер,0) (4)
где Q ' —
точка безубыточности (критический объем
в натуральном выражении).
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:
S = Зпост * Р0 / (Р0 – Зпер,0) = Q' * Р0 (5)
где S —
критический объем производства и реализации
продукции.
Экономический
смысл этого показателя — выручка,
при которой прибыль равна
нулю. Если фактическая выручка
Приведенные
выше формулы расчета критического
объема производства и реализации в
натуральном и стоимостном
Точка
закрытия предприятия — это объем
выпуска, при котором оно становится
экономически неэффективным, т.е. при
котором выручка равна
Q" = Зпер,0 / Р0 (6)
где
Q" — точка закрытия.
Если
фактический объем производства и реализации
продукции меньше Q", предприятие не
оправдывает своего существования и его
следует закрыть. Если же фактический
объем производства и реализации продукции
больше Q", ему следует продолжать свою
деятельность, даже если оно получает
убыток.
Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):
Кб = QФ – Q ' (7)
где Kб — кромка безопасности;
QФ
— фактический объем выпуска и реализации
продукции.
Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов необходимо снизить объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.
К% = Кб / QФ * 100%, (8)
где К% —
отношение кромки безопасности к фактическому
объему.
Кромка
безопасности характеризует риск предприятия:
чем она меньше, тем больше риск
того, что фактический объем
1.4
Финансовый и операционный
Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги.
Операционный рычаг (леверидж) - это потенциальная возможность влиять на валовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.
Действие
операционного рычага проявляется
в том, что любое изменение
выручки от продажи всегда порождает
более сильное изменение
Сила влияния операционного рычага рассчитывается как отношение маржинального дохода к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки от реализации; определяется по формуле:
Свор = МД / П, (9)
где Свор – сила влияния операционного рычага;
МД – маржинальный доход;
П
– прибыль.
Финансовый рычаг (леверидж) - это инструмент, который влияет на прибыль предприятия путем изменения структуры и объемов долгосрочных пассивов. Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности.
Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Он рассчитывается по следующей формуле:
Эфр = (1 — Снп) × (КВРа — ПК) × (ЗК / СК), (10)
где Эфр — эффект финансового рычага;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа
— коэффициент валовой
ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, %;
ЗК — средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;
СК
— средняя сумма собственного
капитала предприятия.
Составляющие эффекта финансового рычага:
Исходя из этих позиций, можно вывести правило финансирования, которое может быть представлено следующим образом: если привлечение дополнительных заемных средств дает положительный эффект финансового рычага, то такое заимствование выгодно, но при этом необходимо следить за дифференциалом, так как при увеличении плеча финансового рычага кредиторы склонны компенсировать свой риск повышением ставки за кредит. Дифференциал отражает риск кредитора: чем он больше, тем меньше риск. Дифференциал не должен быть отрицательным, и эффект финансового рычага оптимально должен быть равен 30—50% от рентабельности активов.
Знание
механизма воздействия
Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным затратам, то рост в структуре финансовых ресурсов предприятия доли заемных средств сопровождается ростом силы операционного рычага и повышением предпринимательского риска. Категория, обобщающая две предыдущие, носит название производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручки, затрат производственного и финансового характера и чистой прибыли.
Риски, связанные с предприятием, имеют два основных источника:
Уровень приведенного эффекта = Свор х Свфр (11)
где Свор – сила влияния операционного рычага;
Свфр
– сила влияния финансового рычага.
2
Применение методики маржинального анализа
для изучения деятельности строительной
организации
2.1
Особенности применения
В строительстве не менее актуален, чем в любой другой отрасли, анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объемов продаж и прибыли. Анализ относительных отклонений затрат не показывает все неиспользованные резервы, так как не учитывает, что постоянные расходы не должны расти пропорционально объему продаж.
В
строительстве целесообразно
В основе анализа лежит вычитание переменных расходов из выручки от продаж и определение предельной прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов. Реальная прибыль возникает только в том случае, если предельная прибыль полностью покрывает постоянные расходы. Эти расходы обязательно следует проводить по каждому объекту строительства, учитывая затраты на отведения участка под строительство, проектно-изыскательские работы, организационно-техническую подготовку строительства, обслуживание строительства, которые очень существенны, мало контролируемы, достаточно динамично растут. На основе расчета точки безубыточности может приниматься решение об этажности объекта строительства.