Лизинговые сделки кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать лизинговые сделки кредитных организаций, виды лизинговых сделок, порядок оформления лизинговых операций, перспективы развития лизинговых операций в России.
Реализация поставленной цели исследования выдвинула необходимость решения следующих задач:
рассмотреть сущность, виды, этапы осуществления лизинговых сделок;
исследовать зарубежный опыт проведения лизинговых операций;
определить порядок оформления лизинговых сделок;
изучить расчет платежей по лизинговой сделке;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..…... 5
1. Теоретические и правовые основы лизинговых сделок кредитных организаций ….…...…7
1.1 Нормативно – правовая база, регулирующая лизинговую деятельность ……..………...... 7
1.2 Понятие, сущность и виды лизинговых сделок ……………………………….......…….…....8
1.3 Основные этапы осуществления лизинговой сделки ………………………….………….. 10
1.4 Зарубежный опыт проведения лизинговых операций кредитными организациями …..... 11
2. Порядок осуществления лизинговых сделок в кредитных организациях и отражения
их по счетам бухгалтерского учета……………………………………..……………..….…….. 14
2.1. Порядок оформления лизинговых операций и отражение их по счетам
бухгалтерского учета……………………………………………………………….……..…….. 14
2.2. Расчет платежей по лизинговой сделке …………………………………………………….15
2.3. Виды рисков в лизинговой деятельности и формы их страхования ……………………. 16
2.4 Анализ лизинговых операций кредитной организации за 2009 - 2010 гг.……………..…..17
3. Проблемы и перспективы развития лизинговых сделок в России ……………………....….20
3.1. Проблемы развития лизинговых сделок в России ……………………………………...… 20
3.2. Перспективы развития лизинга в России ………………………….……………………..... 21
Заключение…………………………………………….…………………………………………. 23
Библиографический список………...…………………….………………………………...…….25

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 110.18 Кб (Скачать)

По итогам 2009 года ОАО «ВТБ-Лизинг» стала крупнейшей российской компанией, объем лизингового портфеля которой превышает 150,0 млрд. рублей и занимает первое место по объему полученных в 2009 году лизинговых платежей. В 2009 году Компания заняла лидирующие позиции в сделках с такими объектами лизингового имущества, как железнодорожный транспорт, дорожно-строительная техника, нефтедобывающее оборудование, а также морские суда и авиатехника. Общая сумма заключенных в 2009 году договоров оперативного лизинга (аренды) составила 1,4 млрд. рублей. Общая сумма арендных платежей к получению на 1 января 2010 года составила 2,6  млрд. рублей.

В течение 2010 года ОАО «ВТБ-Лизинг» занимало лидирующие позиции на российском рынке лизинга, увеличивая свое преимущество  в ключевых сегментах рынка, а также активно развивая новые направления. ОАО «ВТБ-Лизинг» остается крупнейшей российской компанией по объему текущего лизингового портфеля (который составляет 197,5 млрд. рублей) и по объему полученных в 2010 году лизинговых платежей (39,5 млрд. рублей). В структуре портфеля по итогам 2010 года ключевыми сегментами являются: железнодорожный транспорт – удельный вес 60,3% (119,1 млрд. рублей); авиационная техника – удельный вес 23,4% (46,2 млрд. рублей); оборудование для нефтедобычи и переработки – 7,8% (15,4 млрд. рублей). Доля сделок в сфере железнодорожного транспорта увеличилась с 51,0% в 2009 году до 60,3% в 2010 году. [Приложение 11]

Согласно отчетности компании по Международным стандартам финансовой отчетности ключевые финансовые индикаторы, характеризующие развитие бизнеса, показали положительную динамику. Основные финансовые показатели: доход от основной деятельности составил 11,2 млрд. рублей;  чистая прибыль по итогам 2010 года — 1,3 млрд. рублей; чистый процентный доход - 2,9 млрд. рублей; капитал компании - 10,4 млрд. рублей;  активы по итогам 2010 года составили 151,1 млрд. рублей. [20]

Чистые инвестиции в лизинг по состоянию на 31 декабря 2010 года составили 80,2 млрд. рублей, что на 1,2% меньше, чем на 31 декабря 2009 гола. Консолидированный портфель (сумма обязательств клиентов по договорам лизинга за вычетом оплаченных лизинговых платежей) по итогам 2010 года составил 197,5 млрд. рублей. Объем нового бизнеса в 2010 году - 93,33 млрд. рублей, сумма полученных лизинговых платежей составила 39,6 млрд.рублей.[Приложение 12]

 Совокупные активы  выросли на 24,8%; объем полученных  лизинговых платежей от клиентов  составил  39,6 млрд. рублей, что на 78% больше аналогичного периода  прошлого года; объем банковских  кредитов и долговых ценных  бумаг вырос на 27%. Сумма обязательств  лизингополучателей ОАО «ВТБ-Лизинг»  к концу 2010 года составила  197,5 млрд. рублей, объем нового бизнеса  в отчетном периоде увеличился  более чем  в 3 раза – с 26,8 млрд. рублей до 93,3 млрд. рублей. [20]

По итогам  2010 года ОАО «ВТБ -Лизинг»  уверенно подтвердило звание лидера рынка лизинговых услуг Российской Федерации, возглавив топ-10 крупнейших лизинговых компаний Российской Федерации по общему объему лизингового портфеля, и заняло прочные конкурентные позиции в основных сегментах рынка.

Таким образом, бухгалтерский учет в кредитных организациях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движение путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций

Финансовые взаимоотношения сторон в ходе лизинговых операций базируются на лизинговых платежах. Посредством лизинговых платежей лизингодатель возмещает свои финансовые затраты на покупку имущества и получает прибыль. В основе выбора наиболее приемлемой формы расчетов лежит величина общей суммы лизинговых платежей. Эта величина не постоянная, а зависит от тех критериев, которые будут выбраны для обоснования методики расчета лизинговых платежей.

Все банковские операции, в том числе и лизинговые достаточно рискованные. Риски можно разделить на две группы: общие риски, с которыми сталкиваются все предприятия и специфические, связанные только с лизинговой деятельностью. Риски, сопровождающие лизинговую сделку, могут привести к существенным финансовым потерям как у лизингодателя, так и у лизингополучателя. Одним из способов их минимизации  является страхование. Страхование может осуществляться по двум направлениям: страхование самого оборудования или имущества, передаваемого в лизинг и страхование финансовых рисков.

По итогам анализа лизинговых операций ОАО «ВТБ-Лизинг» за 2009-2010гг., компания  уверенно сохраняет лидирующие позиции среди лизинговых компаний Российской Федерации по объему лизингового портфеля, занимает  прочные конкурентные позиции в основных сегментах рынка и является  универсальной лизинговой компанией, осуществляющей операции с различными видами имущества, что полностью соответствует интересам широкого круга клиентов.

 

 

 

3. Проблемы и  перспективы развития лизинговых  сделок в России

3.1 Проблемы  развития  лизинговых сделок в России

 

Механизм лизинговой сделки привлекателен для лизингополучателей благодаря ее экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием. Но на современном этапе развития лизинговых операций в России существуют серьезные проблемы.

К числу наиболее значимых факторов, тормозящих развитие лизинга в России, следует отнести несовершенство законодательной базы  и  правоприменительной практики в сфере лизинговых отношений,  несоответствие нормативно - правовых актов одной отрасли к другой. Российское законодательство предусматривает только один вид лизинговой деятельности - финансовая аренда. Данная классификация не отражает все многообразие форм лизинговых отношений, фактически осуществляемых в России. Отрасли, где инновационная активность высока, особенно заинтересованы в оперативном лизинге. Сделки оперативного лизинга могут быть реализованы в России либо в виде аренды, либо путем создания дополнительного юридического лица, которое для осуществления сделки выступит продавцом оборудования, как того требует действующее законодательство. В результате возникают почти непреодолимые законодательные препятствия при оформлении договоров и необходимость поиска способов обойти законодательные несовершенства.

         Существуют противоречия в законодательстве, которые создают проблемы в развитии лизинга недвижимости. В соответствии с законом о лизинге земельные участки не подлежат передаче в лизинг. При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными.[16, с. 47]

Одной из важнейших проблем для осуществления лизинговых операций являются проблемы налогообложения. Сегодня фактически установлено двойное налогообложение лизинговой деятельности налогом на добавленную стоимость (НДС). Первый раз  при покупке оборудования, второй - при сдаче его в лизинг лизингополучателю. Наличие НДС на лизинговые операции в несколько раз поднимает стоимость лизинга для предприятий-потребителей по сравнению с кредитом.

Одно из основных препятствий, коренным образом ограничивающее развитие лизинговых операций  на отдельных сегментах рынка, содержится в Гражданском Кодексе РФ. В соответствии со ст. 665 ГК РФ имущество, полученное лизингополучателем по договору лизинга, может использоваться им только в предпринимательских целях. Это значит огромное количество образовательных, медицинских и иных учреждений выпадают из списка потенциальных лизингополучателей. Устранение существующего искусственного ограничения сферы лизинга позволит вовлечь в лизинговые правоотношения огромное количество новых субъектов.

         К основным  проблемам,  которые сдерживают развитие лизинговой отрасли, можно отнести: нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые зависят от банков-учредителей; высокая стоимость  кредитных ресурсов; жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и  поручительство третьих лиц; проблемы с определением кредитоспособности партнеров; отсутствие развитых вторичных рынков.

Многие проблемы развития лизинга обусловлены тем, что лизинг в России – сравнительно новый вид деятельности. Участники российского рынка финансовой аренды работают относительно недавно, этим объясняется их узкая специализация на определенных предметах (автотранспорт, подвижной состав, оборудование). Большинство таких компаний не имеют возможности диверсифицировать свои риски. А отсутствие длительной истории не позволило им сформировать достаточно большой собственный капитал, чтобы быть независимыми от внешних источников.

 

3.2  Перспективы  развития лизинга в России

 

Рынок лизинга  в России по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике страны. Рост рынка лизинга в первом полугодии 2011 г. оправдал самые смелые ожидания. Лизингодатели перекрыли прошлогодний рекорд по объемам нового бизнеса – данный показатель за прошедшее полугодие составил 16 млрд. долл., а суммарный портфель лизинговых компаний в первом полугодии 2011 г. увеличился до 33,5 млрд. долл. [17, с. 37]

В качестве основных  тенденций, определяющих перспективы  развития рынка лизинга в России,  можно выделить следующие. Во-первых, локомотивом развития бизнеса лизинговых компаний в ближайшее время станет расширение региональной экспансии. В настоящий момент лизинговым компаниям удастся компенсировать падение доходности за счет наращивания объемов бизнеса. При этом основным направлением расширения в ближайшие годы должны стать региональные рынки. Многие  лизинговые компании  продолжат  расширять географию своего бизнеса, вкладывать значительные средства в развитие филиальной сети.

Во-вторых, на российском рынке лизинга продолжится развитие конкурентной среды.  На рынок выходят новые лизинговые компании, как российские, так и зарубежные.  Действующие лизинговые компании активно расширяют сферу своей деятельности за счет новых сегментов и отраслей. Решающую роль в освоении новых сегментов рынка, хотя и косвенным образом, сыграют иностранные инвестиции. Для крупных иностранных лизингодателей Россия сегодня - самый привлекательный рынок для инвестиций. Растет перечень видов имущества, передаваемого в лизинг. В последние время наблюдается заметное усиление конкуренции не только в массовых сегментах, например, лизинге автотранспорта, но и в сегментах железнодорожной техники и авиационного транспорта, требующих значительно более серьезных капиталовложений.

  В-третьих, на фоне усиления конкуренции происходит переход от экстенсивного к интенсивному развитию рынка.  Если несколько лет назад для  лизинговых компаний была в первую очередь важна способность быстро нарастить объем бизнеса, то теперь все большую роль начинают играть качественные показатели деятельности.  Разрабатываются новые лизинговые программы, в том числе ориентированные на средний и малый бизнес. Развитие рынка будет связано с появлением и распространением новых продуктов. Как показывает мировая практика, чем дальше развивается рынок, тем более востребованными становятся оперативный лизинг, а затем и венчурный лизинг. Развитие венчурного лизинга в России станет закономерным этапом развития подходов проектного финансирования и потребует от лизинговых компаний использования новых для них приемов. И, прежде всего, работа с ценными бумагами лизингополучателей. Новые масштабы потребуют и новых источников финансирования, в том числе активной секьюритизации лизинговых сделок, широко распространенной на Западе.

Таким образом, развитию лизинга препятствует ряд таких факторов, как  отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций; неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;  высокий уровень ставок на короткие сроки кредитования; недостаточная прозрачность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о кредитоспособности клиента;  отсутствие вторичного рынка оборудования; ограничение по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей.

Однако, несмотря на указанные трудности развития лизинговой деятельности в России, лизинговый бизнес утвердился как эффективный способ приобретения основного капитала предпринимателями. В качестве основных  тенденций, определяющих перспективы развития  лизинга в России, можно выделить следующие: увеличение конкуренции и совершенствование лизинговых продуктов в уже существующих сегментах рынка; формирование новых сегментов рынка и количественное развитие многих из тех сегментов, объемы которых в настоящий момент незначительны.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реализация цели и решение задач позволило сделать  следующие выводы. Федеральное законодательство детально определяет правовые и организационные особенности лизинговой сделки, устанавливает порядок проведения лизинговых операций, регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лизинговой деятельности и направлено на обеспечение эффективности инвестирования в реальный сектор экономики.

Лизинговая операция  содержит в себе одновременно свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимно проникают друг в друга, образуя новую организационно-правовую форму бизнеса, которая включает в себя совокупность юридически оформленных экономических отношений по поводу приобретения в собственность имущества с последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

 Современный рынок  лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга. Все лизинговые сделки можно объединить в два основных, принципиально различных, вида: оперативный  и финансовый. Критериями для такого разграничения служат срок использования оборудования и объем обязанностей лизингодателя. Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок лизинга короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества. Финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной выплатой стоимости имущества и характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. Другие формы лизинговых сделок, типичные как для оперативного, так и финансового лизинга,  классифицируются  по ряду  таких признаков, как состав участников лизинговой сделки; порядок лизинговых платежей; объем оказываемых услуг и другие.

Информация о работе Лизинговые сделки кредитных организаций