Консолидированная отчетность: содержание, основные принципы и методика составления»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

С учетом выше изложенного, целью данной курсовой работы является изучение сущности и роли консолидированной отчетности в российском законодательстве, а также особенности её составления, представления и публикации в соответствии с МСФО.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные нормативные документы, регулирующие порядок составления консолидированной отчетности;
- выяснить, кто должен составлять консолидированную отчетность;
- рассмотреть основные принципы консолидированной отчетности;
- рассмотреть методику составления консолидированной отчетности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЧАСТЬ I. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ …………….....5
1.1. Нормативно правовые документы, регулирующие процесс составления консолидированной отчётности.............................................................................5
1.2. Назначение и принципы составления консолидированной отчетности.....7
1.3. Методика составления консолидированной отчетности ..........................11
1.4. Составление консолидированной финансовой отчетности………………13
1.5. Представление консолидированной отчетности.......................................15
1.6. Публикация консолидированной отчетности.............................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….................21
ЧАСТЬ II. СОСТАВЛЕНИЕ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2011 Г. НА СКВОЗНОМ ПРИМЕРЕ УСЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — ООО «ЭТАЛОН»..................…….........................................................................23

Файлы: 1 файл

Курсовик.КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.docx

— 84.38 Кб (Скачать)

Итак, формируя консолидированную  отчетность, необходимо руководствоваться  следующими МСФО регулирующие порядок составления отчетности

Стандарты комплексно устанавливают  основные требования к составлению  и представлению финансовой отчетности. Для того чтобы отчетность считалась  соответствующей МСФО, она должна соответствовать всем применимым требованиям  каждого стандарта и разъяснения (с учетом существенности).

 

5. Трудности внедрения  международных стандартов финансовой  отчетности МСФО.

 

Разные аудиторы указывают на те или иные трудности, возникающие при внедрении МСФО в России. Все замечания профессионалов можно обозначить пятью пунктами:

1. Технический момент – отсутствие  актуального перевода стандартов  МСФО на русский язык. Все стандарты  написаны на английском языке,  этот язык считается основным. А профессиональным переводом  стандартов на иностранные языки  занимаются лишь специалисты  Комитета МСФО и переведенные экземпляры подвергаются обсуждению по подобию самих стандартов, в связи с чем появляются большие задержки с выходом официальных стандартов на русском языке.

2. Трудность, о которой уже  шла речь: не всегда в российских  стандартах выполняется приоритет  экономического содержания над  формой, что искажает отчетность  по национальным стандартам и  делает её более тяжелой для  трансформации.

3. Различие оценки активов и  обязательств. Здесь наблюдаются  различия в классификации имущества  и обязательств в разных системах  отчетности. Кроме того, МСФО в  ряде случаев требует справедливой  или рыночной оценки активов,  что бывает сложно сделать  в условиях РСБУ.

4. Различие в объемах раскрываемой  информации. МСФО требует более  детального раскрытия информации, а также раскрытия информации  о большем количестве операций  и большем круге зависимых  лиц, что значительно повышает  трудоемкость составления отчетности.

5. Различие законодательной базы. Бухгалтерский учет любой страны  как совокупность национальных  стандартов всегда является составной  частью законодательства государства.  Учет никогда не может противоречить  ему. Кроме того, он пользуется  терминами и понятиями национального  гражданского и налогового законодательства, а изменение этих основ представляется  невозможным на настоящий момент. Поэтому и возникают противоречия, усложняющие корректировку РСБУ.

 

P.S. Как уже отмечалось выше, МСФО  можно рассматривать как набор  способов и механизмов, позволяющих  применить экономические знания  с одной целью – составить  объективную и достоверную отчетность  хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

 

Консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность группы компаний, в которой активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и движение денежных средств материнской компании и ее дочерних компаний, представлены как для единой экономической единицы [ ]. Публикация стандарта МСФО (IFRS) 10 11 мая 2011 года

 

Именно консолидированная  отчетность котирующихся компаний, а  также банков и страховщиков —  это тот продукт, который на рынке  востребован инвесторами в первую очередь. Для составления именно этой отчетности применение МСФО имеет  принципиальное значение.

 

МСФО сегодня — это международный  язык бизнеса. Чтобы получать выгоды от вовлеченности в мировую экономику, российский бизнес должен уметь говорить на этом языке. Именно поэтому вместе с началом рыночных реформ в России начался поиск механизмов официального принятия МСФО, успешно завершившийся в конце минувшего года.

Законодательной основой принятия МСФО в России стал Федеральный закон  от 27.07.10 № 208-ФЗ "О консолидированной  финансовой отчетности". В силу этого  закона общественно значимые российские организации должны готовить, аудировать, представлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО.

 

МСФО стали тем инструментом, с помощью которого эти требования формализуются с начала 70-х годов  прошлого века. К сегодняшнему дню  МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой для обеспечения качества представляемой в отчетности информации и ее полезности для принятия экономических решений.

Однако МСФО сегодня — это  международный язык бизнеса. Чтобы  получать выгоды от вовлеченности в  мировую экономику, российский бизнес должен уметь говорить на этом языке. Именно поэтому вместе с началом  рыночных реформ в России начался  поиск механизмов официального принятия МСФО, успешно завершившийся в  конце минувшего года.

 

Консолидированная отчетность дает представление об итоговой финансовой ситуации по всей группе компаний в целом.

 

В условиях интеграции хозяйственной  деятельности экономических субъектов  создаются новые и расширяются  существующие группы компаний, основанные на отношениях контроля. Компании, входящие в группы, проводят согласованную  производственную, финансовую политику. Для руководства таких компаний, как и для инвесторов, несомненно, важна информация о финансовом состоянии  и результатах деятельности каждой отдельной компании и группы в  целом. Источником такой информации является консолидированная отчетность. 

 

Консолидированная отчетность - это финансовая отчетность группы компаний, составленная таким образом, как если бы эти компании представляли собой единое целое

 

Таким образом, наличие именно двух факторов: крупного частного бизнеса и развитого финансового рынка – явилось основополагающим моментом для появления института консолидированной отчетности (см. также табл. 1).

В этой связи появление официальных МСФО является важнейшим шагом на пути реформирования российского бухгалтерского учета, превращения его в эффективный инструмент создания качественной, полезной и востребованной информации ■

МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой для обеспечения качества представляемой в отчетности информации и ее полезности для принятия экономических решений

С развитием МСФО подготовка консолидированной  отчетности стала общепринятой мировой практикой. Отчетность группы компаний позволяет заинтересованным пользователям получить информацию о нескольких организациях как о едином хозяйственном субъекте

 

 

Введение международных стандартов финансовой отчетности является важнейшим  шагом обеспечения информационной инфраструктуры рынка капитала в  России, создания благоприятного инвестиционного  климата и, соответственно, экономического роста.

 

Сейчас еще нельзя утверждать, что  Россия полностью перешла на МСФО. Требование о составлении, представлении  и публикации финансовой отчетности по международным стандартам распространяется лишь на часть организаций, причем оно ограничено только применением в отношении консолидированной отчетности.

 

МСФО стали тем инструментом, с помощью которого эти требования формализуются с начала 70-х годов  прошлого века. К сегодняшнему дню  МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой для обеспечения качества представляемой в отчетности информации и ее полезности для принятия экономических решений.

 

- обязал корпоративные формирования  составлять и представлять консолидированную  финансовую отчетность (КФО);

- установил, что КФО составляется  в полном соответствии с МСФО;

- ввел КФО начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации;

- установил обязательный аудит  консолидированной финансовой отчетности;

- определил адреса представления  этой отчетности (участникам организации  и в уполномоченный федеральный  орган);

- установил срок представления  консолидированной финансовой отчетности (до проведения общего собрания  участников организации, но не  позднее 120 дней после окончания  года, за который составлена данная  отчетность);

- предоставил право составлять  и представлять промежуточную КФО в соответствии с нормативными актами корпоративных формирований;

- предоставил право подписи  КФО руководителю головной организации  и лицу, ответственному за составление  этой отчетности.

Составление КФО на основе МСФО и  проведение ее аудита, несомненно, будет  способствовать повышению качества этой отчетности при условии.

 

 

Новый Закон о консолидированной  финансовой отчетности устанавливает  обязательное применение крупными компаниями МСФО. Шесть лет понадобилось власти (правительство внесло в ГД законопроект в 2004 г.), чтобы определить общие требования к обязательному составлению, представлению  и публикации консолидированной  финансовой отчетности по МСФО. Закон  должен повысить качество и прозрачность финансовой отчетности крупнейших российских организаций и привлечь дополнительные инвестиции в российскую экономику.

 

 

В условиях рыночных отношений  нормальное функционирование конкурентного  рынка капитала возможно только при  условии, что его участники обеспечены достоверной качественной информацией  об объектах инвестиций.

Значимость выхода Федерального закона от 27.07.2010 г. № 208 ФЗ сложно переоценить. Столь решительное изменение статуса МСФО в России – это сверхзначимый шаг в сближении отечественных нормативноправовых актов в области бухгалтерского учета и Международных стандартов финансовой отчетности. 

 

 

 

В системе российского законодательства существуют следующие нормативно правовые документы, регулирующие процесс составления  консолидированной отчётности:

  • Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и введён в действие с 10.09.2010 (с изм. от 21.11.2011);
  • Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 179 “О представлении годовой консолидированной финансовой отчетности”.
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утверждённое приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105 (разработан на основе МСФО 31);
  • «Положение о консолидированной отчётности» (утверждено Банком России 30.07.2002 № 191-П) (ред. от 09.07.2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2002 № 3857);

 

 

 

1.7. Преимущества и проблемы  автоматизированного подхода к  автоматизации.

 

Составление консолидированной отчетности сопровождается рядом сложностей, связанных  с субъективными и объективными факторами, а также проблемами. Выделим  факторы, затрудняющие процесс консолидации отчетности:

- юридическая структура группы;

- сложная структура группы;

- непрозрачная структура группы;

- наличие непрофильных и несущественных  компаний.

По своей юридической структуре  группа может состоять из большого количества юридических лиц. Группа может отличаться сложной структурой, т.е. характеризоваться большим количеством  дочерних компаний, связанных перекрестным владением, ассоциированных и совместных предприятий, наличием так называемых компаний-внучек и т.д. Структура группы может быть с юридической точки зрения непрозрачной, когда зависимость определяется не столько размером доли в уставном капитале, сколько наличием контроля или влияния. Непрофильные компании и несущественные компании, входящие в состав группы, также делают процесс внедрения автоматизации более трудозатратным и поэтому более дорогим в денежном эквиваленте, так как в этом случае затраты на получение информации могут быть сравнимы с полезностью этой информации. Все перечисленное делает этап внедрения автоматизации учета и отчетности более трудоемким.

Существуют также проблемы автоматизации, связанные с особенностями составления  индивидуальной отчетности организаций, входящих в группу компаний:

- различные учетные политики;

- отличные валюты учета;

- отраслевые особенности;

- несовпадение дат окончания  отчетного периода;

- экспертные суждения;

- невысокий уровень подготовки  кадров;

- несвоевременность представления  данных.

Различия в учетной политике организаций, входящих в группу компаний, не позволяют составить консолидированную  отчетность в автоматическом режиме без проведения дополнительных корректировок, с тем чтобы учетная политика материнской компании совпала с учетной политикой зависимой компании.

Разные валюты учета вносят технические  сложности с пересчетом показателей  отчетности и выявлением дополнительных курсовых разниц.

Отраслевые особенности могут  потребовать добавления дополнительных статей в отчетность, чтобы сделать  ее более прозрачной.

Информация о работе Консолидированная отчетность: содержание, основные принципы и методика составления»