Камеральная проверка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Понятие выездной налоговой проверки

1.2 Отбор налогоплательщиков

ГЛАВА 2. ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Проведение выездной налоговой проверки

2.2 Проверка документов юридических лиц

ГЛАВА 3. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

3.1 Применение налоговых санкций

3.2 Привлечение юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

камеральная проверка2222.docx

— 39.42 Кб (Скачать)

 

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:

 

-формальную проверку, состоящую  в визуальном изучении документа  с точки зрения наличия в  нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил  его оформления, установленных действующим  законодательством для такого  рода документов;

 

-арифметическую проверку, в ходе которой контролируется  правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных  документах, учетных регистрах и  отчетных форм (как правило, осуществляется  выборочным методом);

 

-правовую проверку, в процессе  которой устанавливается соответствие  содержания документа действующему  на момент совершения операции  законодательству.

 

В тех случаях, когда должностным  лицом налогового органа в ходе проверки, выявляются факты отсутствия у налогоплательщика  учета доходов и расходов, учета  объектов налогообложения или ведения  этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности  исчислить налоги, суммы налогов, определяются расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике или данных об аналогичных налогоплательщиках.

 

Если в ходе проверки выявлены налоговые правонарушения, проверяющие  должны провести работу по формированию доказательственной базы по этим фактам и обеспечению их документального  подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников  таких документов, получение недостающих  документов их иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и т.д.

 

Налоговые органы имеют право  вызвать представителей организации  для дачи пояснений в связи  с уплатой налогов. Однако в НК РФ прямо не предусмотрена обязанность  налогоплательщика выполнять данное требование.

 

В ходе выездной налоговой  проверки должностные лица налоговых  органов имеют право проводить  инвентаризацию имущества организации, осмотр, выемку документов, предметов, назначать экспертизу, привлекать специалистов, экспертов, переводчиков и совершать другие действия, предусмотренные НК РФ (см. Понятие и виды действий по осуществлению налогового контроля). Все указанные действия должны быть выполнены при строгом соблюдении всех процессуальных правил, предусмотренных законодательством, в противном случае организация вправе поставить вопрос о том, что те или иные доказательства добыты с нарушением установленных правил и вследствие этого не имеют доказательной силы.

 

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий  составляет соответствующую справку, в которой фиксируется предмет  проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее 2-х месяцев после  составления справки о проведенной  проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной  форме акт выездной налоговой  проверки.

 

ГЛАВА 3. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ

 

 

3.1 Применение налоговых  санкций

 

 

Главой 16 (ст. 116 - 129) НК РФ предусмотрено 14 составов налоговых правонарушений, совершение которых нарушает те или  иные нормы НК РФ и влечет за собой  применение налоговых санкций.

 

Статья 116 НК РФ предусматривает  ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе. Указанное нарушение налогового законодательства влечет взыскание  штрафа с нарушителя в размере 5 тысяч  рублей (при нарушение срока подачи заявления о постановке на учет при  отсутствии признаков налогового правонарушения) и 10 тысяч рублей (при нарушение срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 дней).

 

Статья 117 НК РФ устанавливает  ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение  более 90 дней со дня истечения срока  подачи заявления о постановке на учет. В данном случае нарушитель уплачивает штраф в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет.

 

Статья 118 НК РФ определяет такой  вид правонарушения, как нарушение  сроков представления сведений об открытии или закрытии счета в банке, которое  влечет к взысканию штрафа в размере 5 тысяч рублей.

 

Статья 119 НК РФ устанавливает  ответственность за непредставление  налогоплательщиком в срок налоговой  декларации. В этом случае с правонарушителя  взыскивается штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налоговой  декларации в налоговый орган  в течение более 180 дней влечет взыскание  штрафа в размере 30 % суммы налога и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый месяц  или неполный месяц начиная со 181-го дня.

 

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), если эти деяния совершены  в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей; те же деяния, если они  совершены в течение более  одного налогового периода, влекут взыскание  штрафа в размере пятнадцати тысяч  рублей; те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тысяч рублей.

 

Статья 122 НК РФ устанавливает  ответственность за неуплату или  неполную уплату сумм налога:

 

-в результате занижения  налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога или других  неправомерных действий (бездействия)  влечет взыскание штрафа в  размере 20 % от неуплаченной суммы  налога;

 

-в результате занижения  налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога, подлежащего  уплате в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  РФ, влекут взыскание штрафа в  размере 20 % от неуплаченной суммы  налога;

 

-если вышеперечисленные  деяния совершены умышлено, взыскивается штраф в размере 40 % от неуплаченных сумм налога.

 

Если имеет место неправомерное  неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ), то взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

 

В соответствии со ст. 124 НК РФ незаконное воспрепятствование доступу  должностного лица налогового органа, проводящего выездную налоговую  проверку, на территорию или в помещение  налогоплательщика или налогового агента, влечет взыскание штрафа в  размере 5 тысяч рублей.

 

Несоблюдение порядка  владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 125 НК РФ).

 

Непредставление в установленный  срок налогоплательщиком (налоговым  агентом) в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

 

За неявку либо уклонение  от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом  правонарушении в качестве свидетеля, применяются санкции в виде штрафа в размере 1 тысячи рублей. Неправомерный  отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний  влекут взыскание штраф в размере 3 тысяч рублей (ст. 128 НК РФ).

 

Отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия в  проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей. Дача экспертом заведомо ложного  заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание  штрафа в размере 1 тысячи рублей (ст. 129 НК РФ).

 

3.2 Привлечение юридического  лица к ответственности за  совершение налогового правонарушения

 

 

Налоговое законодательство признает налоговым правонарушением (умышленным или по неосторожности) совершение налогоплательщиком противоправного (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяния (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность. При  этом привлечение юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  его должностных лиц при наличии  соответствующих оснований от административной и иной ответственности, предусмотренной  российскими законами. Привлечение  налогоплательщика - юридического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  его от обязанности уплатить причитающиеся  суммы налога и пени.

 

Вместе с тем лицо считается  невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в порядке, предусмотренном  федеральным законом, и установлена  вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (налоговую инспекцию). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ). Одним из обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

 

В случае совершения налогоплательщиком - юридическим лицом налогового правонарушения ответственность в соответствии с Налоговым кодексом РФ в виде штрафа возлагается на налогоплательщика, а не на руководителя или иного  сотрудника, представителя налогоплательщика - юридического лица. Это положение  вытекает из определения уполномоченных (представителей и законных представителей налогоплательщика - юридического лица).

 

Налоговый кодекс РФ признает уполномоченными представителями  налогоплательщика физических и  юридических лиц, осуществляющих свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном  гражданским законодательством  Российской Федерации, представляющих его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах (ст. 29 НК РФ). Таковым  законным представителем признается генеральный  директор как единоличный исполнительный орган юридического лица. При этом действия (бездействие) законных представителей юридического лица, совершенные в  связи с участием этой организации  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этого юридического лица (ст. 27, 28 НК РФ).

 

Таким образом, налоговая  инспекция не вправе накладывать штраф за совершение налогового правонарушения юридическим лицом на его руководителя. Такой акт налоговой инспекции можно обжаловать в арбитражном суде как незаконный.

 

Каждый налогоплательщик вправе обжаловать акт налоговой  инспекции, если он нарушает права хозяйственного общества. Акты налоговой инспекции, действия или бездействие их должностных  лиц могут быть обжалованы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или арбитражный суд. При  этом подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права  на одновременную или последующую  подачу аналогичной жалобы в арбитражный  суд. Жалоба в арбитражный суд  подается в форме искового заявления  в соответствии с положениями  Арбитражного процессуального кодекса  РФ. Жалоба на акт налоговой инспекции, а также на бездействие ее должностных  лиц по вашим обращениям к ним  подается соответственно вышестоящему должностному лицу налоговой инспекции  в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или  должен был узнать о нарушении  своих прав. К такой жалобе могут  быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налоговой инспекции или вышестоящим органом налоговой инспекции (ст. 139 НК РФ). Жалоба вышестоящим органам или вышестоящим должностным лицам должна быть зарегистрирована и рассмотрена в течение одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

 

1) оставить жалобу без  удовлетворения;

 

2) отменить акт налоговой  инспекции и назначить дополнительную  проверку;

 

3) отменить решение и  прекратить производство по делу  о налоговом правонарушении;

 

4) изменить решение полностью  или вынести новое решение.  О принятом решении налоговый  орган или должностное лицо  обязано уведомить в течение  трех дней со дня его принятия  в письменной форме (п. 3 ст. 140 НК  РФ).

 

Однако нужно знать, что  подача жалобы в вышестоящий орган  налоговой инспекции или вышестоящему должностному лицу не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, за исключением  ситуации, когда вышестоящий орган  имеет достаточные основания  полагать, что обжалуемый акт или  бездействие должностного лица налоговой  инспекции не соответствует законодательству РФ. В этом случае исполнение обжалуемого  акта вправе полностью или частично приостановить. Решение о приостановлении  исполнения акта принимается руководителем  налоговой инспекции, принявшим  такой акт, либо вышестоящим органом  налоговой инспекции.

 

Заключение

 

 

Как уже отмечалось, выездная налоговая проверка проводится на основании  ст. 89 НК РФ по решению руководителя (заместителя руководителя) налоговой  инспекции. В ходе ее сведения, указанные  налогоплательщиками в налоговых  декларациях, проверяются путем  анализа первичных бухгалтерских  документов предприятия, а также  иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов. При этом четкого определения  места проведения проверки в НК РФ не оговорено. На практике же нередки  споры о месте проведения проверки, когда предоставленные на предприятии  условия не позволяют ее провести, а налогоплательщик упрямо настаивает на том, что должна быть осуществлена выездная налоговая проверка.

 

Поэтому представляется целесообразным закрепить в НК РФ положение о  том, что при отсутствии у проверяемого предприятия условий для проведения проверки она может проводиться  и в помещении налоговой инспекции.

 

В силу ст. 87 налоговой проверкой  могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Мнения по поводу того, может ли быть охвачен налоговой  проверкой год ее проведения, у  налогоплательщиков и налоговых  органов разделились. Так, по мнению одних, эта норма однозначно исключает  из проверки текущий год. По мнению других, указание на три календарных года деятельности налогоплательщика, которые могут быть охвачены проверкой налогового органа в какой-то степени компенсирует отсутствие в НК РФ правил в отношении сроков, в течение которых государство вправе требовать исполнения обязанности по уплате налогов, не давая возможности выставить требования об уплате налогов за давно прошедшие налоговые периоды, что само по себе не исключает права налогового органа на проверку года деятельности налогоплательщика, в котором проводится проверка.

Информация о работе Камеральная проверка