Этика аудита ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, реферат

Краткое описание

В этическом кодексе аудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств (Ст.1 п.1.3 Общие положения). Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм – непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Оглавление

Введение
1. Понятие общей этики
2. Кодекс профессиональной этики аудиторов
3. Этические нормы других государств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

этика аудита ВЭД.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие общей этики

2. Кодекс профессиональной этики аудиторов

3. Этические нормы других государств

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Аудит стал заметным явлением современной  экономической жизни. В России зарегистрировано более 4 тысяч аудиторских фирм, из них в Москве свыше тысячи, в Санкт-Петербурге свыше 200, около 2 тысяч аудиторов получили более 15 тысяч человек.

Квалифицированные аудиторы – сравнительно высоко оплачиваемые специалисты. Стремительное увеличение в последние годы числа аттестованных аудиторов способствовало появлению среди них людей малоквалифицированных не понимающих значения аудиторской профессии, что в конечном счете приводит к снижению общественного авторитета аудиторов, наносит профессии моральный ущерб.

Аудитор основывает свою деятельность на доверии к нему клиентов и пользователей бухгалтерской  отчетности. Организация выбирает и  приглашает квалифицированного, объективного аудитора, который пользуется доверием акционеров и всех других лиц, интересующихся бухгалтерской информацией. Ряд обязательных требований и ограничений в деятельности аудитора определяется в законодательных актах. Они составляют правовые основы аудиторской профессии.

Сообщество аудиторов  и их организаций, объединенное Аудиторской  палатой России, призвано совершенствовать аудит в стране, воспитывать высокие моральные качества в аудиторах и консультантах, строго следить за соблюдением аудиторами не только правовых, но и этических норм профессионального и человеческого поведения.

 

1. Понятие общей этики

 

Слова «мораль», «этика»  воспринимаются сегодня неоднозначно. С одной стороны, мы понимаем, что  без морали жить невозможно. С другой стороны понятие «моральное»  часто ассоциируется у нас  с чем-то набившим оскомину, типа «морального  кодекса», «морально-трудового воспитания», «морального облика» и т. п.

Однако для представителей любой профессии этическое поведение  — не простой звук, а жизненная  необходимость. Это объясняется  тем, что люди, занимающиеся какой-либо профессией, заинтересованы в общественном доверии, высоком качестве своих услуг независимо от поведения отдельных представителей этой профессии. Для аудиторов очень важно, чтобы их клиенты, а также третьи лица, пользующиеся финансовой отчетностью, доверяли качеству предоставляемых аудиторских услуг, как в виде аудита, так и в виде других, предоставляемых аудиторами, услуг. Если люди, которым предоставляются услуги, не верят, например, своим врачам, адвокатам или аудиторам, то способность указанных специалистов обслуживать своих клиентов значительно уменьшается.

Если допустить, что  лица, пользующиеся услугами, будут  оценивать профессиональный уровень  таких специалистов по степени сложности  предоставляемых услуг, это не приведет ни к чему хорошему, так как именно из-за сложности неспециалисту достаточно трудно разобраться в качестве этих услуг. Например, больной вряд ли может достаточно квалифицированно судить, хорошо ли ему была сделана операция. Лицо, пользующееся финансовой отчетностью, также не всегда может оценить, хорошо ли проведен аудит этой финансовой отчетности. У большинства пользователей таких услуг нет ни времени, ни достаточного опыта и знаний для подобной оценки. Общественное доверие высокому качеству предоставляемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда в рамках данной профессии существуют высокие стандарты осуществления профессиональной деятельности (в том числе и высокие стандарты поведения профессионалов).

Как и для любой  другой профессии, для профессионального  аудитора очень важно чувство  правильного этического поведения.

В профессиональной сфере  существуют два этических аспекта  — общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект).

Так как философов  волнует благо всего человечества, то в их трудах мы, в основном, встречаем  понятие общей этики, а не этики небольших групп людей, представляющих отдельные профессии. Поэтому мы не можем найти в философских теориях решения наших конкретных проблем. Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии — не более чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.

Можно говорить о том, что этика — это область  философии, которая занимается систематическим  изучением проблемы человеческого  выбора понятий о хорошем и  плохом.

Это означает, что:

1) в области этики существуют проблемы выбора решений;

2) в этике существуют  понятия о хорошем и плохом (моральные принципы);

3) этика занимается  последствиями (сущностью) решений.

Что такое этическая  проблема?

Проблемная ситуация возникает, когда человеку необходимо сделать выбор между различными действиями, и правильный выбор не лежит на поверхности. Этическую проблемную ситуацию можно определить как такое положение, когда выбор определенного действия влияет на благополучие других людей.

Что такое этическое  поведение?

Можно найти два стандартных  философских ответа на этот вопрос:

1) этическое поведение  — это поведение, приносящее  больше всего пользы;

2) этическое поведение  — это поведение, соответствующее  моральным нормам и принципам.

Наиболее сложные проблемные ситуации возникают тогда, когда сталкиваются между собой:

а) различные моральные  нормы;

б) моральные нормы  и понятие «польза».

Почему профессионалам необходим кодекс этического поведения?

Кодекс этического поведения  дает соответствующие рекомендации, точно определяет критерии поведения, специфические для данной профессии. В кодексах профессиональной этики, в отличие от теории общей этики, можно найти решения конкретных проблем. Кроме того, в кодексах содержатся и профессиональные требования. С точки зрения определенной профессии, кодекс является декларацией твердых норм поведения и содействует выполнению этих норм. Без этого стала бы невозможной профессиональная дисциплина.

2. Кодекс профессиональной этики аудиторов

 

Этика – это система  норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика, а функции аудитора можно сравнить с функциями врача, только объектом благотворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие (организация).

В октябре 1996 г. Президиум  Аудиторской палаты России одобрил  кодекс профессиональной этики аудиторов, объединяемых палатой. Он утвержден  общим собранием Аудиторской  палаты России 4 декабря 1996 г.

Кодекс профессиональной этики аудиторов впервые появился в российской истории. Уникальна и необычна сама процедура его применения. Аудиторы обязуются добровольно и добросовестно соблюдать установленные нормы профессионального поведения. Поэтому их нужно не только знать, но и понимать.

В Кодексе указаны следующие этические нормы:

  • общепринятые моральные нормы и принципы
  • общественные интересы
  • объективность и внимательность аудитора
  • профессиональная компетентность аудитора
  • конфиденциальная информация клиентов
  • налоговые отношения
  • плата за профессиональные услуги
  • отношения между аудиторами
  • отношения сотрудников с аудиторской фирмой
  • публична информация и реклама
  • несовместимые действия аудитора
  • аудиторские услуги в других государствах

Полагаю целесообразным прокомментировать отдельные нормы, содержащиеся в Кодексе.

Статья 3 (общественные интересы) обязывает аудитора «действовать в  интересах всех пользователей бухгалтерской  отчетности, а не только заказчика  аудиторских услуг (клиента). Защищая  интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты».

Между аудитором и  его клиентом объективно возникают  противоречия интересов и даже конфликтные  ситуации, разрешаемые по соглашению сторон, незримо присутствует третья сторона – пользователи бухгалтерской отчетности, ради которых и работает аудитор. Именно пользователи более всего полагаются на объективность и честность аудитора. Как показывают опросы, более трех четвертей руководителей организаций, обязанных представлять свою бухгалтерскую отчетность для аудиторской проверки, не заинтересованы в ней, считают ее излишней либо бесполезной, стремятся получить формальное заключение за самую минимальную оплату.

Обязанность аудитора не может ограничиваться удовлетворением интересов клиентов, заказывающих и оплачивающих его услуги. Независимые аудиторы способствуют нормальным взаимоотношениям между коммерческими организациями, поддерживают честность и достоверность бухгалтерской информации, помогая тем самым становлению цивилизованных рыночных отношений, поднимаю планку доверия между субъектами рынка.

В статье 4 Кодекса (объективность  и внимательность аудитора) содержится требование не допускать личной предвзятости, предрассудков либо давления со стороны, которые могут повредить объективности суждений и заключений аудиторов, понудить их сознательно представить те или иные факты неточно либо предвзято. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц.

Принцип объективности  требует от аудитора справедливости, честности, внимательности при оказании профессиональных услуг, не допускать зависимости своих решений от других лиц.

В работе аудиторов возникают  самые разные конфликты с клиентами: от простейших ситуаций различного толкования нормативных документов до чрезвычайных фактов, связанных с мошенничеством, злоупотреблениями либо чем-то другим, требующим непредвзятой объективной оценки. Сама по себе ситуация, когда взгляды аудитора и клиента на ту или иную проблему не совпадают, не является вопросом профессиональной этики. Она перерастает в этическую проблему, если по поводу объективного изложения фактов аудитор испытывает давление со стороны клиента либо своего руководства, когда он встает перед дилеммой утраты клиента в случае полной объективности при изложении выявленных фактов.

Давление на аудитора со стороны руководства аудиторской  фирмы не допустимо. Аудитор обязан руководствоваться только профессиональными  стандартами и внутрифирменными методиками. Руководство фирмы, настаивающее на предвзятом отношении к фактам, само нарушает нормы профессиональной этики. Такие нарушения следует разрешать в Комиссии по этике Аудиторской палаты России или ее местных отделений.

Давление со стороны  клиента или третьих лиц, безусловно, порождает этические проблемы для аудитора. Как их разрешать? Прежде всего, следует понять позицию клиента и определить возможность сближения ее с профессиональными этическими нормами. Если это не позволяет разрешить проблему, то ее следует обсудить со своим непосредственным начальником и руководителями аудиторской фирмы. Их переговоры с представителями клиента могут положительно повлиять на ситуацию, помогут разрешить конфликт в соответствии с нормами профессиональной этики. В противном случае руководители аудиторской фирмы либо аудитор (поставив в известность своих руководителей) обращаются к вышестоящей инстанции клиента: генеральному директору, совету директоров, ревизионной комиссии или собранию акционерного общества, другим инстанциям.

Статья 4 провозглашает, что объективной  основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации, который можно получить после всесторонней проверки и анализа операций, проведенных клиентом за период аудита, правильного и полного их отражения и оценки в первичной документации, на счетах и в бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо выполнить комплекс аудиторских процедур, требующих соответствующих затрат рабочего времени аудитора.

Нарушают этические  нормы те аудиторы, которые проводят аудиторскую проверку в течение трех-пяти дней и выдают аудиторское заключение, фактически не собрав достаточного объема требуемой информации о деятельности клиента. Неадекватная оплата аудиторских услуг понуждает аудитора сворачивать проверку и выдавать заключение, не имея достаточной информации о клиенте. Некоторые клиенты сознательно требуют снижения оплаты аудиторских услуг, чтобы скрыть недостатки в мутной воде "скоростной" проверки. Этические нормы и уважительное отношение к своей профессии не позволяют аудиторам принимать предложения, которые не дают получить необходимый объем информации для объективного решения вопроса о содержании аудиторского заключения.

Профессиональная этика  требует от аудитора не только получения  достаточной информации о клиенте, но и доказательства этой достаточности. Аудиторы обязаны составлять рабочие документы, свидетельствующие о достаточности знаний, на которых базируются выводы, рекомендации и заключения аудиторов. Рабочие документы, как и любые другие доказательства, обосновывающие мнение аудитора о степени достоверности бухгалтерской отчетности, необходимо сохранять.

Информация о работе Этика аудита ВЭД