Эффективность использования земельных ресурсов на примере ОАО "Правда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Любое сельскохозяйственное предприятие обладает определёнными ресурсами: земельными, трудовыми, материальными, техническими. Их совокупность составляет ресурсный потенциал. Иными словами, ресурсный потенциал – это сумма ресурсов предприятия независимо от уровня их технологической сбалансированности.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Раздел 1. Специфика земельных ресурсов…………………………….....5 Земельные ресурсы в Удмуртской Республике………………………….7 Правовые аспекты землевладения………………………………………...9 Основные показатели земельных ресурсов предприятия……………...12
3. Раздел 2. Краткая характеристика предприятия………………………..15 Состав и структура посевных площадей, их трансформация………….25 Натуральные и стоимостные показатели эффективности использования земель……………………………………………………………………...26
4. Раздел 3. Пути повышения эффективности использования земельных ресурсов……………………………………………………………………31
5. Заключение………………………………………………………………..33
6. Список используемой литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 500.50 Кб (Скачать)

     Валовые запасы азота в преобладающих по площади пахотных дерново-подзолистых почвах невелики, особенно в песчаных и супесчаных разновидностях (общего азота 0,1-0,2%).

     Содержание аммонийного азота в пахотных горизонтах всех почв низкое, нитрифицирующая же способность почв - средняя (N - NO3 12-15 мг/кг).

     Количество подвижного фосфора в пахотном слое почвы недостаточно для получения хороших урожаев сельскохозяйственных культур (в условиях Удмуртии необходимо, чтобы подвижного фосфора в пахотном слое содержалось не менее 120-130 мг Р2O3/кг почвы). Лучшими по количеству подвижного фосфора являются почвы шести районов (из 25), имеющих 40-54% площадей пахотных земель с содержанием Р2O3 более 100 мг/кг почвы.

     Средневзвешенный показатель содержания обменного калия в почвах республики за последние годы снизился до 106 мг/кг почвы и имеет тенденцию к дальнейшему снижению вследствие недооценки применения калийных удобрений.

     В целом в почвах Удмуртии средневзвешенные значения концентраций тяжелых металлов ниже фоновых (по России) и значительно ниже ПДК (ОДК), за исключением Cd, содержание которого хотя и ниже ОДК, но в 3-4 раза выше фона.

     Вызывает тревогу загрязненность почв пестицидами. В отдельных районах Удмуртии их содержание превышает ПДК в 1,5-4,5 раза.

     Площадь антропогенно нарушенных земель составила по республике 6,4 тыс. га, в том числе: от геологоразведочных работ - 0,07 тыс. га, добычи полезных ископаемых - 1,8 тыс. га; при этом площади восстановленных земель составили 1,1 тыс. га. Тысячи гектаров деградировали от засорения, захламления.

     Одним из активных экзогенных процессов на территории Удмуртии является овражная эрозия. При интенсивном оврагообразовании происходит отчуждение ценных сельскохозяйственных угодий; овраги причиняют ущерб населенным пунктам, предприятиям, путям сообщения, различным коммуникациям и т.д.

 

1.2. Правовые аспекты землевладения.

Землевладение - обладание землей на определенных основаниях (право собственности, право пользования и др.), обусловливающих соответствующие права и обязанности её владельцев.

Право собственности на землю

Земельная реформа дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю. Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права.

Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» подтверждает такую трансформацию, установив, что отныне все сделки с земельными участками регулируются гражданским законодательством. Одновременно все же было признано, что юридически земля не теряет своей связи с природой, оставаясь одновременно объектом земельных и других экологических правоотношений. Предусмотрено, что регулирование сделок с землей гражданским законодательством осуществляется с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Таким образом, земля приобрела сложный правовой статус, став недвижимым имуществом особого рода, в котором сочетаются черты природного объекта и товарно-материальной ценности. Это означает, что земля теперь является объектом не только земельных отношений, но и гражданских. Соответственно теряются определенность и грань между земельным и гражданским отраслями права, которые теперь претендуют на одну и ту же сферу правового регулирования, создавая в правовом регулировании отношений собственности на землю немало неясных и даже конфликтных ситуаций.

Признание земель недвижимым имуществом является формальным основанием для включения права собственности на землю в категорию вещных прав и распространения на данную область подходов, принципов и решений, применяемых к отношениям собственности на имущество в целом. В частности, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. В первом случае речь идет о возможности собственника — обладателя этих правомочий физически, т.е. своими действиями, осуществлять владение, пользование и распоряжение физически обособленным земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности. В юридическом смысле правомерность этих действий подтверждается в индивидуальных юридически значимых документах.

Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, находиться на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц. Право пользования предполагает возможность собственника извлекать пользу из земельного участка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей. Право распоряжения, или право определять юридическую судьбу земельного участка включает право отчуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, передавать по наследству, а также право залога.

Все три правомочия юридически существуют как единство и закрепляются за соответствующими субъектами в виде права собственности на основании различных государственных нормативных и ненормативных актов. Наличие документа, удостоверяющего право собственности, является юридическим основанием для реализации любого правомочия собственности. К примеру, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок достаточно для того, чтобы собственник мог входить на участок и находиться на нем, использовать его для разрешенных целей, а также продавать или иным образом отчуждать земельный участок.

 

Правомочия владения, пользования, распоряжения составляют содержание и других вещных прав, к которым гражданское законодательство также относит право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного (бессрочного) пользования и сервитуты (ст. 216 ГК). Однако они существуют в ограниченном объеме.

Право собственности не означает обязанности собственника всегда самому владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком. По своему желанию и в соответствии с требованиями закона он имеет право передать часть своих правомочий другим лицам. При передаче отдельных правомочий собственник ограничивает свое право собственности, но не теряет его. Так, собственник может передать свой земельный участок другим лицам в пользование, ограничив тем самым свои правомочия владения и пользования. В определенных случаях возможна передача не собственникам некоторой части правомочий распоряжения за исключением отчуждения права собственности помимо воли собственника.

Земельное и гражданское законодательство исходит из принципа ограниченности свободы действий и усмотрения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними. Применительно к частной собственности данный принцип зафиксирован в Конституции РФ, ст. 36 которой гласит: «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Действующее земельное законодательство исходит из идеи отказа от права исключительной государственной собственности, реализующего монополию государства на землю, и его замены множеством форм собственности.

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

1) государственная,

2) муниципальная,

3) частная.

 

Степень правовой разработанности каждой различается, что свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.

Государственный земельный кадастр

Рациональное использование земли и обеспечение постоянного повышения ее плодородия обусловливают необходимость организации всестороннего количественного и качественного учета земель на основе единого земельного кадастра.

Целью ведения государственного земельного кадастра является информационное обеспечение государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, эффективной системы налогообложения земель, рациональное управление земельными ресурсами. Государственный земельный кадастр представляет собой систему сведений о земле, имеющих привязку к конкретным земельным участкам.

Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охране земель; их изъятии и предоставлении; определении платежей за землю; проведении землеустройства; оценке хозяйственной деятельности; осуществлении государственного контроля связанного с использованием и охраной земель.

 

1.3. Основные показатели земельных ресурсов предприятия

Экономическая эффективность использования земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве выражается системой показателей, характеризующих как эффективность использования всех земель сельского хозяйства, так и эффективность использования сельскохозяйственных угодий и отдельных их видов. В основе этой системы лежат показатели натуральные и стоимостные.

К натуральным показателям относят:

1. урожайность сельскохозяйственных культур (количество продукции растениеводства с единицы посевной площади);

2. производство отдельных видов животноводческой продукции на 100 га соответствующих земельных угодий (продукцию скотоводства и овцеводства рассчитывают на сельскохозяйственные угодья, свиноводства – на пашню, птицеводства – на площадь посева зерновых культур).

К стоимостным показателям относят (в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий):

1. стоимость валовой продукции (валового, чистого дохода в единых сопоставимых ценах в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий).

Стоимость валовой продукции рассчитывается по формуле:

Стоимость ВП = Ур*Кц;

Кц = Сп + Пр;

где Кц – кадастровая цена определенного вида сельхозпродукции, определяемая исходя из затрат на производство продукции конкретного вида (себестоимости Сп) и размера чистого дохода Пр.

2. окупаемость затрат в земельные ресурсы, руб. на руб. материальных затрат. Определяется по формуле:

Оз = МЗ/ВПк;

где МЗ – материальные затраты на 1 га земли, ВПк – кадастровая цена продукции с 1 га земли.

3. дифференциальный доход, руб./га.  Определяется по формуле:

Дд = ВПк(Оз – Е)/Оз;

где Е – коэффициент, учитывающий нормативный размер прибавочного продукта.

Оценочная стоимость сельхозземель определяется по формуле:

Др = (Цв – Ци)/Ун;

где Цв – средневзвешенная цена продажи основной культуры,

      Ци – индивидуальная цена производства продукции,

      Ун – урожайность нормальная.

3.      рентабельность производства продукции, %. Процентное отношение прибыли, полученной в хозяйстве к полной себестоимости произведенной продукции.

Натуральные показатели характеризуют продуктивность лишь определенной части сельскохозяйственных угодий, а стоимостные – всей площади земельных ресурсов, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот.

Поскольку разные участки земли имеют различные качественные характеристики, то их приводят к сопоставимому виду (условная пашня).

Натуральные и стоимостные показатели целесообразно рассчитывать на 1 га физической площади угодий (характеристика фактически достигнутого уровня использования земли без учета ее количества) и на 1 га их условной площади (характеристика объективных результатов хозяйствования).

 

В качестве дополнительных показателей эффективности сельскохозяйственного производства используются  следующие  показатели:

      удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади;

      удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий;

      удельный вес посевов сельскохозяйственных культур в площади пашни.

 

Высокоэффективное использование земельных угодий – увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и повышение плодородия земли – находится под влиянием двух обобщающих факторов:

1)     форм собственности на землю,

2)     зональных научно-обоснованных систем земледелия.

В основе изменения землевладения и землепользования лежит юридическое и экономическое отделение права собственности на землю от права владения и использования ею как объектом хозяйствования. Формами реализации этого являются: частная собственность на землю, пожизненное наследуемое владение землей и аренда земли.

Особо важное значение эффективного использования земельных ресурсов имеет платность земли и платежи за изъятие земель для несельскохозяйственных нужд. Плата за землю фактически существовала всегда, но осуществлялась косвенно, через систему дифференцированных закупочных цен. Введение прямой платности за землю через земельный налог и арендную плату является важным рычагом, во-первых, создания равных экономических условий хозяйствования крестьянам на землях разного качества, а во-вторых, повышения ответственности за ее использование и эффективность производства. Введение обоснованных платежей за изъятие земель для несельскохозяйственных нужд будет серьезно противодействовать расточительству земель, побуждать в бережному отношению к земле, обеспечивать экономическую защиту.

Информация о работе Эффективность использования земельных ресурсов на примере ОАО "Правда"