Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:41, курсовая работа
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Вместе с тем аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ аудита.
Содержание
Вариант № 1 История возникновения, сущность и значения аудита
Введение
1. Причины появления аудита
2. Процесс возникновение и трансформация аудита
2.1 Развитие аудита в странах западной Европы
2.2 Отечественная история развития аудита
3. Основные аспекты проведение аудиторской деятельности
Заключение
Вариант № 2 Аудит учета финансовых результатов и их использования.
Введение
1. Актуальные проблемы аудита формирования финансовых результатов
2. Экономическая характеристика Фирмы «Студент»
3. Планирование аудита
4. Аудит финансовых результатов фирмы «Студент»
5. Рекомендации по результатам аудита
Выводы и предложения
Список используемой литературы
В международной практике всех пользователей, потенциально заинтересованных в получении финансовой информации, делят на три группы:
1) лица, непосредственно занимающиеся бизнесом в данной фирме (администрация предприятия, персонал, служащие);
2) лица, которые находятся за пределами предприятия, но имеют прямую финансовую заинтересованность в данном бизнесе (кредиторы, инвесторы, поставщики и т.п.);
3) лица, имеющие косвенную финансовую заинтересованность в данном бизнесе (государственные и налоговые органы, аудиторы, юристы, профсоюзы).
По мнению Б.И. Нидлза, Х. Андерсена, Д.В. Колдуэлла и других американских ученых – экономистов в современных условиях бухгалтерский учет не является “целью в себе”. “Напротив, он выполняет роль информационной системы, которая оценивает, обрабатывает и передает финансовую информацию об определенном экономическом объекте тем, кому она необходима. Эта информация дает возможность пользователям принимать обоснованные решения при управлении хозяйственной деятельностью фирмы”.
Оценка финансовых результатов деятельности предприятия и использование ее в процессе принятия управленческих решений в практике отечественных предприятий все больше стала ориентироваться на методы, используемые в зарубежной практике. Об этом свидетельствует изменение состава и содержания бухгалтерской отчетности, расширение круга ее пользователей, внедрение в практику отечественного анализа системы коэффициентов, используемых при оценке зарубежных предприятий.
Таким образом, в условиях становления рынка и развития новых направлений в области бухгалтерского учета и аудита в России возникает необходимость более глубокого изучения особенностей учета, аудита, используемых в практике стран с развитой рыночной экономикой.
Большую ценность для анализа и аудита представляет включаемая в финансовую отчетность дополнительная информация, под которой понимаются различные комментарии, справки таблицы, дополнительные показатели, позволяющие лучше понять и более объективно оценить результаты деятельности компании, отраженные в основных формах отчетности.
В специализированной литературе последних лет издания понятие аудита определяется как проверка, ревизия, анализ хозяйственной деятельности. В некоторых источниках, излагающих иностранный опыт, аудит необходимо понимать как комплексно-экономический анализ. Аудит – осуществляемая на договорных началах проверка независимых аудитором или аудиторской организацией правильности ведения бухгалтерского учета достоверности и полноты финансовой отчетности и ее соответствия на предприятии (любой формы собственности) требованиям действующего законодательства.
На наш взгляд, приведенное определение учитывает эволюцию аудита, подчеркивает его необходимость, указывает на роль аудита, позволяющего определить действительное финансовое состояние предприятия и дать рекомендации по его улучшению, разработать его финансовую стратегию, а также отражает консалтинговую сторону аудита.
Выделяется внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит – проверка со стороны аудиторской фирмой или отдельным аудитором, полностью независимым от проверяемого предприятия. Внутренний аудит – проверка, осуществляемая самими работниками предприятия. Необходимо отметить, что внешний и внутренний аудит продаж и их финансовых результатов дополняют друг друга.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке” обязательному аудиту подлежат:
1. по организационно-правовой форме – акционерные общества открытого типа;
2. по виду деятельности экономического субъекта – банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источником образования которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые как юридическими, так и физическими лицами (Пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), благотворительные и иные фонды, источником образования которых являются добровольные отчисления граждан (негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и др.);
3. по источникам финансирования уставного капитала – если в уставном капитале есть доля иностранного инвестора;
4. по финансовым показателям деятельности – экономические субъекты (за исключением государственных и муниципальных) при наличии одного из следующих финансовых показателей:
-выручка от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает 500000 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством;
- сумма активов баланса превышает на конец года 200000 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством РФ.
Аудит финансовых результатов деятельности предприятия весьма обширен.
Программа аудита продаж и их финансовых результатов от обычных видов включает в себя следующие моменты:
1) проверка наличия приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции;
2) проверка правильности определения и законности отражения фактической прибыли от реализации продукции на счетах бухгалтерского учета;
3) проверка правильности отражения сделок по бартеру;
4) проверка правильности отражения прибыли, полученной от покупателей продукции в виде финансовой помощи, краткосрочных кредитов или пополнения фондов специального назначения;
5) проверка правильности отражения выручки от реализации продукции при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
6) проверка правильности отражения в учете коммерческих расходов;
7) проверка правильности отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных обслуживающих хозяйств;
8) проверка законности и обоснованности создания резервов по сомнительным долгам;
9) проверка правильности определения предприятием предполагаемой выручки от реализации продукции и прибыли для исчисления авансовых платежей. При проведении аудита финансовых результатов от обычных видов деятельности важное значение имеет аудит себестоимости реализованной продукции.
При аудите себестоимость реализованной продукции проверяется правильность отнесения на себестоимость:
1) стоимости материально-производственных запасов (материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.);
2) затрат на оплату труда;
3) отчислений на социальные нужды;
4) амортизации основных фондов;
5) прочих затрат.
В состав прочих затрат входят: оплата процентов за пользование кредитами банков, амортизация нематериальных активов, командировочные расходы, затраты на ремонт основных фондов, плата за землю и другие затраты, предусмотренные Положением о составе затрат.
Рассмотрим направления аудиторской проверки одной из составляющих прочих затрат – командировочных расходов. В целях наиболее эффективной организации аудиторской проверки, на наш взгляд, необходимо применение тематических тестов в процессе проверок.
Аналогичные тесты можно составить и для других направлений аудита
Аудит продаж и их финансовых результатов предприятия предполагает достижение следующих целей:
1) установление достоверности финансового результата;
2) проверка корреспонденция (отражение хозяйственных операция на бухгалтерских счетах);
3) правильность формирования себестоимости продукции;
4) правильность составления бухгалтерских документов по участку аудита;
5) правильность составления отчетности, обеспечение сопоставимости показателей отчетности.
При проведении аудита используются различные способы и приемы анализа. Одной из важных функций аудитора является предоставление консультационных услуг проверяемому им предприятию. Проверка финансовых результатов, оказание консультационных услуг немыслимы без тщательного анализа финансовых показателей. Поэтому каждый аудитор должен знать технологию проведения финансового анализа предприятия, уметь делать на его основе необходимые выводы.
Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, что аудит доходов, расходов и формирования финансовых результатов на каждом предприятии будет отличаться, и зависит это от вида деятельности организации. Однако есть и общие направления – выявление недостоверных результатов, помощь в исправлении ошибок, анализ деятельности.
2. Экономическая характеристика Фирмы «Студент»
Для того чтобы провести аудиторскую проверку аудитору необходимо получить сначала информацию об объекте исследования. Экономическую, правовую и организационною информацию можно получить из учредительных документов, приказов и отчетности организации.
Фирма «Студент» – коммерческая организация, является юридическим лицом и имеет обособленное имущество, отраженное на его самостоятельном балансе, правовая форма ООО. Форма собственности – частная. Фирма «Студент» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законом.
Основная деятельность организации оптовая торговля канцелярскими товарами. Ассортимент организации разнообразен. Завоевание рынка продаж очень сложная задача для любой организации. За довольно небольшой срок существования Фирма «Студент», по нашему мнению, достигла не плохих результатов. Фирма имеет большой рынок сбыта товаров – это предприятия и организации расположенные в Вологодской и Архангельской областях (рис.1). Фирма имеет постоянных клиентов, с которыми работает на протяжении нескольких лет предоставляя им особый порядок отгрузки товаров и расчетов.
Бухгалтерский учет в организации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ. Бухгалтерский учет ведется на основании приказа по учетной политике № 1 от 03.01.03. После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретет статус юридического документа. Бухгалтерский учет ведется с применением ЭВМ, используется бухгалтерская программа 1С Предприятие, версия 7.7., релиз 4.6. Цель данной организации – получение максимально высокого дохода.
Рис. 1. Рынок сбыта товаров
Бухгалтерия организации обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о финансово – хозяйственной деятельности организации позволяет руководителю оперативно воздействовать на процесс реализации, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации. Экономические показатели организации представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Экономические показатели 2007-2009гг.
Показатели | 2007г. | 2008г. | 2009г. | ||||||
| изменение |
| изменение к 2007г. | изменение, к 2008г. | |||||
абсол. | отн., % | абсол. | отн., % | абсол. | отн., % | ||||
Численность (человек) | 6 | 7 | 1 | 16,7 | 11 | 5 | 83,3 | 4 | 57,1 |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 2518 | 2610 | 92 | 3,7 | 3455 | 937 | 37,2 | 845 | 32,4 |
Производитель-ность труда, тыс. руб. | 419,7 | 372,8 | -46,9 | -11,2 | 314,1 | -105,6 | -25,2 | -58,7 | -15,7 |
Из анализа таблицы 2.1. мы видим, что увеличиваются два показателя: среднесписочная численность работников организации и выручка от продажи товаров, работ, услуг. Для организации торговли привлечение новых работников является не всегда положительным результатом. Это можно увидеть на нашем примере производительность труда стала ниже: 2007г. - 419,7 тыс. руб., 2008г. – 372,8 тыс. руб., 2009г. – 314,1 тыс. руб. Происходит уменьшение цепных и базисных темпов прироста. Однако если сопоставить процентные соотношения темпа роста выручки и темпа роста среднесписочной численности, мы увидим, что увеличение идет прямопропорционально.
При списании материальных расходов используется метод оценки по средней себестоимости. При амортизации основных средств используется линейный способ. Организация определяет доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете методом начисления. Для целей налогообложения выручка от реализации товаров, оказании услуг определяется по моменту отгрузки.
Общую оценку структуры имущества организации и его источников можно дать по данным баланса. Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Один из создателей балансоведения Н.А. Блатов рекомендовал исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, а также расчетами динамики. Бухгалтерские балансы фирмы за 2007-2009 гг. представлены в приложении. Непосредственно из аналитического баланса, можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации (табл. 2.2.).
Таблица 2.2
Показатели финансового состояния за 2006-2009гг.
Показатели год | Общая стоимость активов организации | Стоимость иммобилизованных средств | Стоимость мобильных средств | Стоимость материальных оборотных средств | Величина собственного капитала организации | Величина заемного капитала | Величина собственных средств в обороте | Рабочий капитал | |
2006, тыс. руб. | 231 | 4 | 227 | 143 | 90 | 141 | 86 | 86 | |
2007 | тыс. руб. | 179 | 1 | 178 | 112 | 129 | 50 | 128 | 128 |
темп роста, % | 77,49 | 25 | 78,41 | 78,32 | 143,33 | 35,46 | 148,84 | 148,84 | |
темп прироста, % | -22,51 | -75 | -21,59 | -21,68 | 43,33 | -64,54 | 48,84 | 48,84 | |
2008 | тыс. руб. | 333 | 0 | 333 | 174 | 192 | 141 | 192 | 192 |
темп роста, % | 186,03 | 0 | 187,08 | 155,36 | 148,84 | 282 | 150 | 150 | |
темп прироста, % | 86,03 | -100 | 87,08 | 55,36 | 48,84 | 182 | 50 | 50 | |
2009 | тыс. руб. | 388 | 0 | 388 | 91 | 314 | 74 | 314 | 314 |
темп роста, % | 116,52 | 0 | 116,52 | 52,3 | 163,54 | 52,48 | 163,54 | 163,54 | |
темп прироста, % | 16,52 | 0 | 16,52 | -47,7 | 63,54 | -47,52 | 63,54 | 63,54 |