История развития аудита в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:22, реферат

Краткое описание

Первая книга по двойной бухгалтерии, вышедшая в Японии в 1873 г., была переводным, и перевод, трактовку и, что самое важное, разработку терминологии выполнил Юкичи Фукузава — первый японский бухгалтер в европейском понимании этого слова — отец японской бухгалтерии. Уже к концу века на японском языке было опубликовано более 90 бухгалтерских книг, в большинстве своем переведенных с английского языка. В 1886 г, выходит первая книга по истории учета.

Файлы: 1 файл

В старой ЯПОНИИ в 1520 г.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

 Прошло довольно  много времени до того, как  в Японии ввели полномасштабный аудит. Это произошло только в 1957 году, а до этого (1951-57 гг.) японские аудиторы в экспериментальном порядке набивали себе шишки, пытаясь путем проб и ошибок как следует овладеть профессией.

 После внедрения  обязательного аудита, которое прошло без особенных недоразумений (положительно сказался шестилетний экспериментальный период), казалось, что аудит прочно утвердился на японской земле, но фактически бытовавшие много лет мошеннические схемы получения скрытых дивидендов так и не были искоренены. Внимание к многочисленным фактам сокрытия реальной информации компаниями временно ослабло, чему способствовал быстрый экономический рост Японии, продолжавшийся до начала 60-х годов ХХ века.

 В 1963 году  в японской экономике начался  кризис, который привел к банкротству многих компаний, особенно в 1964-1965 годах. Именно тогда вскрылись случаи незаконных действий руководства компаний, связанные с маскировкой реальной прибыли и ведением двойного учета. Независимые аудиторы, многие из которых действовали индивидуально, проявили себя в период кризиса не с лучшей стороны. Поэтому проведение аудита компаний в одиночку было запрещено и с 1967 года начали создаваться первые фирмы, объединяющие CPA.

 Был реорганизован  JICPA, который объединил подавляющее большинство практикующих аудиторов. Кроме того, постольку внутренний аудит тоже проявил себя не лучшим образом, были приняты меры по укреплению системы внутреннего аудита в японских корпорациях. К сожалению, несмотря на принятые меры, японские аудиторы столкнулись с новыми проблемами.

 Во-первых, JICPA получил статус так называемой  специальной корпорации, что в  значительной мере было реакцией  на громкие скандалы вокруг  обанкротившихся компаний (особенно  показательным было банкротство  Sanyo Special Steel Co., которое прочно вошло в историю как одно из самых скандальных в истории Японии). Для аудиторов, недобросовестно выполняющих свою работу, были введены административные санкции вплоть до аннулирования регистрации.

 Правительство,  однако, не остановилось на этих санкциях. Министерство финансов, которое не особенно верило в способность JICPA к самоочистке и обновлению, получило реальные рычаги влияния на эту организацию. Введение для JICPA статуса специальной корпорации предусматривало установление жесткого правительственного контроля, обусловленного спецификой этого типа организационной структуры (в Японии специальные корпорации создаются правительством с определенной стратегической целью и жестко контролируются им). 

 Во-вторых, реформирование  системы бухгалтерского учета продвигалось очень медленно. Лишь в 1974 году аудит, проводимый CPAs, был предписан Коммерческим кодексом в ответ на усиливающиеся потребности в создании надежного внутреннего контроля в корпорациях. Реформирование системы учета и аудита проходило за закрытыми дверями и практикующие специалисты имели намного меньше влияния на процесс, чем правительственные чиновники.

 В-третьих,  с каждым годом вскрывались  все новые случаи мошенничества  в учете корпораций, причем бухгалтеры  и аудиторы, ответственные за это, отделывались сравнительно легко – как правило, незаконные операции просто отменялись. Менеджеры, которые должны были нести ответственность за мошеннические схемы, отображаемые в учете, также наказания практически не несли.

 В подобных условиях в начале 90-х годов японская экономика впала в беспрецедентную депрессию. В 1996 году развалились многие компании, специализирующиеся на ссудах под жилищное строительство, а в 1997 году подобная участь постигла и ряд строительных компаний. Дальше, в 1998 году, последовал коллапс банка Hanwa и банкротство Банка долгосрочного кредитования Японии. Удивительно, что во всех этих случаях заключения аудиторов были положительными. Конечно же, когда корпорации одна за другой падали в бездну финансового кризиса, аудиторы попали под бешеный огонь вполне заслуженной критики. Таким образом, недавний случай банкротства Enron – крупнейшей энергетической компании США – с глубоким пониманием был встречен в Японии, которая пережила нечто подобное, только в больших масштабах, во второй половине 90-х годов.

 В значительной  мере ослабление независимого  аудиторского контроля было обусловлено  политикой Министерства финансов  Японии, которое практически полностью  подчинило себе JICPA. Многие члены  руководства последнего – бывшие ответственные работники Министерства финансов, которые активно влияют на деятельность формально независимых японских аудиторов. В результате оказалось, что положительные заключения для компаний, которые обанкротились, аудиторы давали под значительным давлением со стороны Министерства финансов. Именно этим и объясняется факт, что аудиторы, давшие положительные заключения потенциальным банкротам, не понесли никакого наказания. Иначе быть и не могло – Министерство финансов Японии было не готово публично высечь само себя.

 Причины экономического  кризиса, разразившегося в Японии, не исчерпываются, конечно, проблемами  учета и аудита, но этот фактор  следует все же считать одним  из основных. Неадекватность системы  независимого аудита и внутреннего  контроля в японских корпорациях уровню экономического развития, а также требованиям рынка, значительно усугубила кризис, который можно было бы если не предотвратить, то хотя бы смягчить.

 Несмотря  на то, что после 1999 года в  Японии были приняты некоторые  меры по повышению качества аудита, проводимого CPAs, такие как введение обязательного постоянного обучения аудиторов и проверок работы аудиторских фирм со стороны JICPA, многие высказывают сомнение в том, что ситуация будет коренным образом изменена в лучшую сторону. К сожалению, влияние Министерства финансов Японии на аудит остается слишком большим, что вредит независимости аудиторов и аудиторских фирм. Кроме того, специфика японской корпоративной культуры и менеджмента делают довольно проблематичным введение полноценного внутреннего аудита, например, в таком виде, в каком он существует в США.

 Следует признать, что попытки утвердить в Японии  западные модели бухгалтерского  учета и аудита удались далеко  не полностью. Так и не удалось  создать независимые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов (кроме JICPA, фактически подконтрольного Министерству финансов), которые могли бы служить гарантами прогресса и усовершенствования практики учета и аудита. Внутренний аудит в японских корпорациях не прижился, что значительно снижает эффективность корпоративного контроля. Мы видим, что подобные несоответствия могут быть, мягко говоря, весьма неприятными. Опыт Японии является наглядным и поучительным.

 Также мировой  экономический кризис ускорил  формирование института бухгалтеров-аудиторов и в Японии под эгидой министерства промышленности и торговли. Современное состояние бухгалтерского учета и отчетности в этой стране сложилось под влиянием американской оккупации Японских островов в 1945 г. и мер экономического переустройства, проводимых администрацией генерала Дугласа Макартура. В этот период были разработаны правила бухгалтерского учета и отчетности, основанные на формах и методах, сложившихся в американской практике, что неизбежно отразилось и на организации аудиторского дела. В Японии, в частности, Совет по бухгалтерским стандартам разработал ряд положений, в том числе по ревизии на предприятиях. Система подготовки аудиторов в Японии несколько сложнее. Чтобы получить звание аудитора в Японии необходимо сдать три тура экзаменов.

 Целью первого  тура экзаменов является определение  соответствия уровня общеобразовательной  подготовки кандидатов требованиям  последующего тура экзаменов.  К нему допускаются все лица  независимо от пола, возраста, образования  и национальности, а освобождены от него выпускники колледжей и университетов. В первом туре абитуриенты сдают экзамены по математике, сочинению и японскому языку.

 Экзамены  второго тура являются экзаменами  на получение звания младшего  аудитора. Сдаются письменные экзамены  по бухгалтерскому учету, балансоведению, учету затрат на производство продукции, технике проведения финансовых ревизий, методам управления предприятием, экономике и коммерческому законодательству. От этих экзаменов освобождаются лишь лица, которые преподавали эти предметы в университете или колледже не менее трех лет. Этот тур обычно проходит всего 7—9% абитуриентов.

 Условием  допуска к третьему туру экзаменов  на звание аудитора является  не менее чем трехлетний стаж  работы в качестве младшего  аудитора при наличии документа об окончании годовых курсов по данной специальности. Обучение обычно ведется после работы три раза в неделю по три часа. В ходе обучения учащиеся несколько раз сдают экзамены и готовят самостоятельные работы. Обучение платное. В течение трех лет они получают зарплату младшего аудитора.

 В третьем  туре сдаются экзамены по практике  и процедурам выполнения ревизий,  финансовому анализу, налогообложению,  бухгалтерскому учету, учету затрат  по статьям себестоимости. Успешно  сдают экзамены в среднем 42,5 абитуриентов. Экзамены также платные. Экзаменационная комиссия удаляет с экзаменов абитуриентов, пытающихся использовать незаконные методы подготовки к ответу (шпаргалки, подсказки и т. п.) и может лишить их права повторной сдачи на срок до трех лет.

 Кстати, в Японии деятельность аудиторов строго контролируется министерством финансов. В частности, министр финансов по закону об аудиторской деятельности обязан начать расследование о противозаконных действиях аудитора при получении соответствующей информации от любого лица.

 При расследовании,  министр обязан выслушать мнение  всех заинтересованных лиц или  собрать у них письменные показания  и в случае необходимости произвести  экспертизу, затребовать всю подтверждающую  документацию и сделать неожиданную  ревизию документов фирм, с которыми работал аудитор. Расходы всех свидетелей и экспертов оплачиваются министерством финансов. По результатам расследования заполняется протокол с обоснованием мотивов решения. Любое заинтересованное лицо может затребовать его для ознакомления за соответствующую плату. О результатах расследования сообщается в профессиональной прессе.

 В качестве  наказания Министерство финансов  может запретить аудитору выполнение  его обязанностей на срок до  одного года путем аннулирования  его регистрационного удостоверения на право занятия аудиторской должности. В этом случае после истечения срока запрета аудитору придется снова пройти трудоемкий и длительный процесс регистрации.

 История бухгалтерского  учета и аудита в Японии

1890 Принят Коммерческий кодекс Японии

1948 Приняты Закон про ценные бумаги и фондовый рынок и Закон про дипломированных общественных бухгалтеров (CPA)

1949 

Опубликованы  стандарты финансового учета  для коммерческих предприятий.

Создан японский Институт дипломированных общественных бухгалтеров (JICPA) как саморегулирующаяся ассоциация

1950 

Опубликована  Инструкция про терминологию, формы  и методы подготовки финансовых отчетов.

Впервые опубликованы стандарты аудита и связанные  с ними правила

1951 Аудит, проводимый дипломированными общественными бухгалтерами, стал обязательным в соответствии с Законом про ценные бумаги и фондовый рынок

1966 JICPA реорганизован в соответствии с новыми положениями Закона про дипломированных общественных бухгалтеров, согласно которым все CPA должны быть членами JICPA

1967 Создана первая аудиторская компания в соответствии с пересмотренным Законом про дипломированных общественных бухгалтеров

1971 Опубликованы стандарты бухгалтерского учета для частных школ

1973 JICPA стал одним из членов-основателей Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета (IASC)

1974 Аудит, проводимый дипломированными общественными бухгалтерами, стал обязательным в соответствии с Коммерческим кодексом Японии

1975 

Опубликованы  стандарты, связанные с составлением консолидированной финансовой отчетности

Стал обязательным аудит банков и страховых компаний

1977 

Началось проведение независимого аудита промежуточных  и консолидированных финансовых отчетов 

JICPA стал одним  из членов совета основателей  Международной федерации бухгалтеров (IFAC)

1979 Опубликованы стандарты бухгалтерского учета операций в иностранной валюте

1987 В Токио состоялся 13-й Всемирный конгресс бухгалтеров

1988 

Существенно пересмотрены требования к раскрытию информации про сегменты деятельности в финансовых отчетах. ь

Исправлены требования к раскрытию операций со связанными сторонами и представлению информации про рыночную стоимость ценных бумаг, представленных на фондовом рынке

Информация о работе История развития аудита в Японии