Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа
Инвентаризация — это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается, отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………5
Глава 1. Экономическая сущность инвентаризации……………………………7
1.1. Сущность инвентаризации, её цели, задачи…………………………….7
1.2. Виды и сроки проведения инвентаризации……………………………..8
1.3.Законодательное и нормативное регулирование проведение инвентаризации………………………………………………………………….13
Глава 2. Инвентаризация имущества и обязательств…………………………15
2.1. Общие требования к проведению инвентаризации…………………...15
2.2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств…...17
2.3. Документальное оформление результатов инвентаризации………….22
2.4. Выявление и отражение в бухгалтерском учете результатов………32 инвентаризации.
Выводы и предложения…………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения
Предназначение: для выявления количества стоимости товарно-материальных ценностей, которые в момент инвентаризации находятся в пути.
Оформляется
ответственными лицами в двух
экземплярах, один из которых
передается в бухгалтерию, а
другой остается в
Подписывается
председателем и членами
Особенности: составляется на основании документов, подтверждающих нахождение товарно-материальных ценностей в пути.
Предназначение: оформление результатов инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них во всех местах хранения н непосредственно в производстве.
Оформляется ответственными лицами инвентаризационной комиссии (при автоматизированной обработке данных графы с 1 по 5 формы № ИНВ-8 и графы с 1 по 8 формы ИНВ-№-9 заполняются ответственными работниками организации). В двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственного лица акт составляется в трех экземплярах (один передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально- ответственному лицу, принявшему ценности, третий - в бухгалтерию).
Подписывается председателем и членами комиссии, материально ответственным лицом.
Особенности: при
инвентаризации изделий,
Предназначение: оформление результатов инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании и других изделиях.
Оформляются ответственными лицами инвентаризационной комиссии (при автоматизированной обработке данных графы 1-9 заполняются ответственными работниками организации). В двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.
Подписывается председателем и членами инвентаризационной комиссии, а также материально ответственными лицами.
Особенности: составляется по каждой единице объекта в целом по организации. Данные проводятся в пересчете на чистую массу.
Предназначение: оформление инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств.
Оформляется ответственными лицами инвентаризационной комиссии в двух экземплярах.
Особенности: Данные граф 10,11 применяются для выявления внутренних резервов и в системном бухгалтерском учете не отражаются. В случае выявления необоснованного перерасхода (графа 11) выявляются его причины, производятся соответствующие исправления в бухгалтерском учете.
Предназначение: оформление результатов инвентаризации расходов будущих периодов.
Оформляется ответственными лицами инвентаризационной комиссии, в двух экземплярах.
Особенности: акт составляется на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующем счете.
В графе 4 «общая сумма расходов» указывается общая величина затрат, произведенных в данном отчетном периоде или не списанных до конца в предыдущих периодах, но относящихся к будущим отчетным периодам.
В графе
5 «дата возникновения»
Предназначение: оформление результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе организации
Ответственными лицами комиссии, в двух экземплярах. При смене материально ответственного лица - в трёх экземплярах
Предназначение: оформление инвентаризации фактического наличия, ценных бумаг и бланков строгой отчетности и выявление количественных расхождений их с учетными данными.
Оформляется ответственными лицами инвентаризационной комиссии (при автоматизированной обработке опись выдается комиссии с заполненными графами с 1 по 10).
Особенности: на последней странице перед подписью председателя комиссии заполняются строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации. При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.
Предназначение: Оформление результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Особенности: акт составляется на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. По суммам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме ИНВ.-№-17), которая является основанием для составления указанного акта. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
Оформляется бухгалтером организации в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, а второй передается материально ответственному лицу.
Подписывается бухгалтером (с результатами сличения должно быть ознакомлено материально ответственное лицо).
Особенности: на ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете составляются отдельные сличительные ведомости.
При заполнении сличительной ведомости для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов (форма № ИНВ-18) графы 3, 8, 10 не заполняются.
Предназначение: оформление проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
Приказ является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок, сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии
Оформляется
ответственным лицом
Подписывается руководителем организации.
Особенности: приказ
регистрируется в журнале
Предназначение: учет контроля за проведением инвентаризаций.
Ведется
ответственным лицом
Предназначение: применяется для оформления контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций
Оформляется лицом, проводившим контрольную проверку. Рекомендуется оформлять в двух экземплярах, один из которых передается председателю комиссии, которая проводила инвентаризацию. Подписывается ответственным лицом, проводившим контрольную проверку, председателем инвентаризационной комиссии и членами комиссии.
Применяется для учета проведения контрольных проверок и их результатов
Применяется для оформления результатов инвентаризаций.
Сельскохозяйственные
организации наряду с
– инвентаризационную опись рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей (форма № 20-АПК)
– инвентаризационную опись многолетних насаждений (форма №21 АПК)
– инвентаризационную опись питомников (форма № 22 АПК)
–инвентаризационную опись незавершенного производства и незаконченного строительства (форма №23 АПК), утвержденные приказом Минсельхозпрода России от 25.09.1995 № 271.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих Альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
– наименование документа;
– дату составления документа;
– наименование организации, от имени которой составлен документ;
– содержание хозяйственной операции;
–измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
–наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
– личные подписи указанных лиц.
С 1 января 2001 года унифицированная форма
N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением
Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26.
Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются
необходимыми первичными документами.
На их основании осуществляется отражение
результатов инвентаризации в бухгалтерском
учете. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются
для надлежащей организации самого процесса
инвентаризации и для контроля правильности
ее проведения.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19).
Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).
2.4.Выявление и отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации имущества и обязательств