Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа
Инвентаризация — это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается, отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………5
Глава 1. Экономическая сущность инвентаризации……………………………7
1.1. Сущность инвентаризации, её цели, задачи…………………………….7
1.2. Виды и сроки проведения инвентаризации……………………………..8
1.3.Законодательное и нормативное регулирование проведение инвентаризации………………………………………………………………….13
Глава 2. Инвентаризация имущества и обязательств…………………………15
2.1. Общие требования к проведению инвентаризации…………………...15
2.2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств…...17
2.3. Документальное оформление результатов инвентаризации………….22
2.4. Выявление и отражение в бухгалтерском учете результатов………32 инвентаризации.
Выводы и предложения…………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложения
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. В состав комиссии обычно включаются представители администрации, бухгалтерии, специалисты, а также в некоторых случаях представители аудиторских организаций. Задачей комиссии является проверка правильности использования и хранения материальных ценностей, своевременное нахождение ошибок в бухгалтерском учете.
В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись в одном экземпляре по каждому местонахождению ценностей, а также по каждому материально-ответственному лицу. Опись подписывается комиссией, материально-ответственными лицами и передается в бухгалтерию.
При отсутствии хотя бы одного члена комиссии результат проведенной инвентаризации признается недействительным.
Проверка наличия материальных ценностей, денежных средств и документов производится в обязательном присутствии материально-ответственного лица.
Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по местам хранения и по материально-ответственным лицам. Складские операции в период проведения инвентаризации не производятся.
Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации визирует все представленные документы, приложенные к отчетам, что является для бухгалтерии определением остатков имущества на начало инвентаризации. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную поверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и весовыми приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акт обмеров, технические расчеты и ведомость отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания не правильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.
Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии членам комиссии каких-либо и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерыва в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
В межинвентаризационный период на предприятиях (учреждениях) с большой номенклатурой ценностей могут производиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляется инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя предприятий.
При обнаруженной недостаче руководитель обязан назначить административное расследование, которое проводится, как правило, в течение 10 дней.
Привлечение виновных лиц к материальной ответственности производится в соответствии с положениями статей 121-125 КЗоТ РФ.
2.3. Документальное оформление результатов инвентаризации
Первичные
документы по учету результатов инвентаризации
применяются для проверки полноты и достоверности
бухгалтерского учета в ходе полной или
частичной инвентаризации имущества и
финансовых активов предприятия. На основании
этих документов инвентаризационная комиссия
устанавливает, насколько содержание
учетных данных и первичных документов
соответствует фактической стоимости
имущества.
Постановлением N 88 для документирования
результатов инвентаризации введены следующие
формы:
Предназначение: оформление данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств и оборудования, транспортных средств и тд.)
Оформляется ответственными лицами инвентаризационной комиссии в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица.
На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды.
Подписывается председателем инвентаризационной комиссии, членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность основных средств.
Особенности: составляется отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицам, ответственным за сохранность основных средств. При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют характеризующие их данные, ответственные лица должны включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам.
По решению комиссии эти объекты должны быть оприходованы.
В этом
случае их первоначальную
(форма№ИНВ-1а)
Предназначение: оформление данных инвентаризации нематериальных активов, поступивших в организацию.
Оформляется ответственными лицами инвентаризационной комиссии в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у ответственного за сохранность документов лица.
Подписывается председателем инвентаризационной комиссии, членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы.
Особенности: При выявлении нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включать их в инвентаризационную опись.
Предназначение: отражение данных фактического учета наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения на всех этапах их движения в организации.
Оформляется ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу. В двух экземплярах, один - передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй - остается у материально ответственного лица.
Подписывается
также председателем
Предназначение: учет фактического наличия сырья, готовой продукции, товаров и прочих материальных ценностей на складах в период проведения инвентаризации в тех случаях, когда по условиям организации деятельности инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись.
Оформляется
ответственными лицами
Особенности:
данные формы используются для
заполнения инвентаризационной
описи товарно-материальных
Предназначение: оформление результатов инвентаризации стоимости отгруженных товарно-материальных ценностей.
Оформляется
ответственным лицом
Подписывается председателем и членами комиссии.
Особенности:
на товарно-материальные
В графе «Примечание» в отношении товарно-материальных ценностей отгруженных, но неоплаченных покупателями в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке проводится наименование покупателя.
Предназначение:
оформление результатов
Оформляется ответственными лицами инвентаризационной комиссии в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а второй остается у ответственного лица
Подписывается
председателем и членами
Особенности: записи производятся ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании проверки и пересчета в натуре.