Интеграция автоматизированных систем управления бизнес-процессами компании как составляющая унифицированного стандарта управленческог

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

В современных условиях для многих топ-менеджеров, руководящих крупным и средним бизнесом, важное значение имеет обеспечение стабильной работы всех бизнес-процессов, происходящих на предприятии. Способом достижения этого служит реализация обширной программы процедур по приведению текущей деятельности компании в соответствие со стратегией ее развития, которая требует решения таких задач

Файлы: 1 файл

13 конс.docx

— 43.29 Кб (Скачать)

 

"Международный бухгалтерский  учет", 2012, N 35

 

ИНТЕГРАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОМПАНИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

УНИФИЦИРОВАННОГО СТАНДАРТА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  УЧЕТА

 

В статье рассматриваются  основные проблемы интеграции автоматизированных систем управления предприятием, подлежащие решению при объединении всех происходящих на предприятии бизнес-процессов, представлена классификация видов  автоматизированных информационных систем для целей управления, разработана IT-архитектура систем планирования, учета и отчетности компании, предложена модель интеграции основных автоматизированных учетных систем компании по финансовому  и налоговому учету, в том числе  производственному учету и учету  реализации, а также планированию и бюджетированию.

 

В современных условиях для многих топ-менеджеров, руководящих крупным и средним бизнесом, важное значение имеет обеспечение стабильной работы всех бизнес-процессов, происходящих на предприятии. Способом достижения этого служит реализация обширной программы процедур по приведению текущей деятельности компании в соответствие со стратегией ее развития, которая требует решения таких задач, как:

- автоматизация всех  бизнес-процессов, происходящих  на предприятии;

- рост производительности  труда;

- улучшение финансовых  результатов деятельности;

- повышение результативности  производства и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, что влечет  за собой необходимость принятия  принципиально новых управленческих  решений для оптимизации управления.

Как известно, в мировой  практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности  руководителей высшего и среднего звена для разработки и принятия управленческих решений, является управленческий учет, данные которого демонстрируют  все особенности работы компании. Эта информация может детально раскрывать все технические, технологические  и экономические возможности  производства, сложившиеся внутрипроизводственные отношения и финансовые возможности.

Следует отметить, что только тогда получаемая информация будет  достоверна, своевременна и оперативна, когда компания будет стремиться получить ее из интегрированной автоматизированной учетной системы, включающей в себя все виды бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, в том числе учет производства, и отдельную систему  по учету реализации, а также налоговый  учет.

Понятие "автоматизированная система" определено в Государственном стандарте (ГОСТ 34.003-90) [1] как система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций. В зависимости от вида деятельности выделяют следующие виды автоматизированных систем:

- автоматизированные системы  управления (АСУ);

- системы автоматизированного  проектирования (САПР);

- автоматизированные системы  научных исследований (АСНИ) и др.

В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ делят, например, на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и  т.д.

Интегрированная автоматизированная система - это совокупность двух или  более взаимоувязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов  функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать  как единую автоматизированную систему.

В соответствии с ГОСТом по информационным технологиям и автоматизированным системам [1] представляем состав интегрированной автоматизированной системы управления (рис. 1).

 

Состав интегрированной автоматизированной

системы управления

 

     ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

     │Автоматизированное  предприятие как наивысшая степень  интеграции│

     └───────────────────────────────┬───────────────────────────────┘

                                    /│\

       ┌─────────────────────────────┴─────────────────────────────

  ┌───>│   Интегрированная  автоматизированная система управления   │<───┐

  │    └───────────────────────────────────────────────────────────┘    │

  │                                                                     │

┌─┴────────────────────────────────┐    ┌───────────────────────────────┴─┐

│    Автоматизированные системы    │    │    Автоматизированные системы   │

│    управления технологическими   │    │     управления предприятием     │

│            процессами            │    │                                 │

└──────────────────────────────────┘    └─────────────────────────────────┘

 

Рис. 1

 

Выражением наивысшей  степени интеграции автоматизированных систем является автоматизированное предприятие, в котором интегрированная автоматизированная система управления (ИАСУ) охватывает цикл всех процессов, осуществляемых на предприятии.

Интеграция может рассматриваться  в различных направлениях, которые  перечислены в табл. 1 [3].

 

Таблица 1

 

Направления интеграции автоматизированных

систем предприятия

 

N п/п

 Вид интеграции

             Характеристика интеграции            

  1 

Организационная

Рациональное сочетание  управленческой деятельности  
персонала по всем уровням ИАСУ                    

  2 

Функциональная 

Обеспечивает единство локальных  целей               
функционирования, согласованность функций и         
критериев эффективности всех компонентов.           
Требует разработки общей функциональной структуры   
всей системы, декомпозиции системы на компоненты.   
Устанавливает для каждого компонента:               
- критерий эффективности;                           
- модели функционирования;                          
- процедуры обработки данных;                       
- функциональные и информационные связи между       
компонентами                                      

  3 

Информационная 

Требует единого подхода  к сбору, представлению,     
хранению и использованию информации об объекте      
управления на всех уровнях иерархической системы    
управления.                                         
Обеспечивает взаимосвязанную циркуляцию информации  
между компонентами                                

  4 

Программная   

Обеспечивает совместное функционирование            
программных средств, используемых для решения задач

  5 

Техническая   

Обеспечивает объединение  средств вычислительной     
техники, средств низовой автоматизации и локальных  
сетей ЭВМ, позволяющее проводить автоматическую     
реализацию всех направлений интеграции              
при распределенной обработке информации           


 

Интеграция систем автоматизации  должна идти в двух направлениях:

- горизонтальном;

- вертикальном [1, 2].

Горизонтальная интеграция - это объединение между собой  всех автономных систем автоматизации  технологических и производственных процессов, а также административных отделений в единую информационную сеть, обеспечивающую необходимый обмен данными в реальном масштабе времени между всеми подразделениями основного и вспомогательного производства, в том числе это и система учета, организованная на каждом этапе производственного процесса, от поставки исходного сырья до склада готовой продукции и ее реализации конечному потребителю.

Вертикальная интеграция - это интеграция АСУП и АСУТП  с целью обеспечения максимальной эффективности всех систем автоматизации. Вертикальная интеграция основывается на организации потоков информации от нижнего уровня (датчиков и контроллеров технологического оборудования) во внутренние и внешние компьютерные сети предприятия  и через них в административные системы управления. Данная задача решается на основе объединения промышленных и административных сетей. Основная цель вертикальной интеграции - устранение препятствий на пути информационных потоков между уровнями АСУП и  АСУТП с целью оперативного обмена данными.

Создание ИАСУ требует  решения целого ряда общих проблем, краткая характеристика которых  приведена в табл. 2 [3].

 

Таблица 2

 

Основные проблемы, подлежащие решению  при создании ИАСУ

 

N п/п

 Название проблемы 

            Характеристика проблемы           

  1 

Комплексное         
совершенствование   
системы управления

Обеспечение условий для  взаимосвязанного        
и согласованного управления организационно-     
экономическими технологическими процессами.     
Оптимизация принятия решений по системе в целом

  2 

Декомпозиция        
объекта           

Разделение объекта автоматизации  на части,      
позволяющие осуществить эффективную             
автоматизацию каждой из них и автоматизируемой  
системы в целом                               

  3 

Декомпозиция целей 

Построение дерева целей  и установление для      
группы взаимосвязанных целей критериев          
интеграции, определяющих степень                
согласованности функционирования отдельных      
частей ИАСУ                                   

  4 

Межуровневая        
и внутриуровневая   
интеграция        

Установление рациональных способов организации  
взаимосвязи и взаимодействия частей одного      
иерархического уровня и различных уровней     

  5 

Совместимость     

Обеспечение совместимости  средств технического, 
программного, информационного обеспечения ИАСУ

  6 

Повышение           
эффективности       
системы           

Увеличение эффективности  ИАСУ по сравнению      
с суммарной эффективностью функционирующих      
автоматизированных систем                     

  7 

Полная реализация   
задач               
автоматизированного 
управления        

Расширение границ постановки задач управления   
по сравнению с задачами обработки данных.       
Задачи в ИАСУ должны охватывать все фазы        
управления:                                     
- измерение;                                    
- учет;                                         
- контроль;                                     
- выработку управляющего воздействия          

  8 

Адаптивность      

Возможность перехода к эффективному             
функционированию в условиях меняющихся целей    
и ресурсов                                    

  9 

Выбор средств       
реализации        

Анализ и выбор средств  реализации,              
обеспечивающих создание в приемлемые сроки      
компонентов ИАСУ и их совместимость           

  10

Согласование        
компонентов ИАСУ  

Выбор согласованных параметров точности,        
достоверности информации, производительности    
и надежности взаимодействующих компонентов      
ИАСУ, обеспечивающих достижение цели          

  11

Координация         
и управление        
частями ИАСУ      

Организация управления обменом  и распределением 
ресурсов.                                       
Согласование целей и критериев функционирования 
локальных компонентов                         

  12

Методическое        
обеспечение ИАСУ  

Формирование общих требований к ИАСУ,           
разработке норм и правил классификации,         
технологии разработки, внедрения и эксплуатации 
систем, к составу и содержанию документации   


 

Решение вышеназванных  проблем интеграции ИАСУ обеспечит  предприятию следующие преимущества:

1) исключение дублированного  ввода данных по хозяйственным  операциям для нужд различных  систем учета;

2) высокую степень достоверности  управленческой информации, достигаемую  при однократном вводе данных  и за счет минимизации вероятности  ошибки при многократной обработке  одной и той же информации  в различных учетных системах;

3) сравнимость и соответствие  данных из различных систем  учета, основывающихся на использовании  единого информационного пространства;

4) отсутствие потребности  в содержании дополнительных  служб для параллельного ведения  различных видов учета;

5) совершенствование документооборота  в компании.

Изучив имеющийся опыт по вопросам автоматизации управленческого  учета, авторы предлагают возможные  модули автоматизированной информационной системы (АИС), которые могут формировать  единое информационное пространство компании для целей эффективного учета  и управления (рис. 2).

 

Модули, входящие в контур единой

информационной системы предприятия

 

                                Взаимосвязь

┌──────────────────────────┤<─────────────────>├──────────────────────────┐

│                   ┌──────────────┐    ┌───────────────┐                 │

│                   │  Финансовый, │    │ Планирование и│                 │

│                   │   налоговый  │    │  бюджетирование│                 │

│                   │     учет     │    │(управленческий│                 │

│                   │ и отчетность │    │     учет)     │                 │

│                   └──────────────┘    └───────────────┘                 │

│   ┌───────────────┐           /│\        /│\           ┌────────────┐   │

│   │      Учет     │            │          │            │    Учет    │   │

├──>│  и управление │<─────────┐ │          │ ┌────────> │и управление│<──┤

│   │ производством │          │ │          │  │          │   сбытом   │   │

│   └───────────────┘          │ │          │  │          └────────────┘   │

│   ┌───────────────┐          │ │          │  │          ┌────────────┐   │

Информация о работе Интеграция автоматизированных систем управления бизнес-процессами компании как составляющая унифицированного стандарта управленческог