Годовая бухгалтерская отчетность организации: порядок составления и анализ ее основных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

В ходе своей деятельности любое предприятие осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и значение годовой бухгалтерской отчетности 5
2. Состав и требования к заполнению годовой бухгалтерской отчетности 12
3. Структура и содержание бухгалтерского баланса 19
4. Порядок составления показателей отчета о прибылях и убытках 24
5. Порядок составления прочих форм годовой бухгалтерской
отчетности 27
6. Использование данных годовой бухгалтерской отчетности для анализа основных показателей деятельности организации 31
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по бух.отчетности.docx

— 105.44 Кб (Скачать)

Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления  проектов ее хозяйственной деятельности, и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную  за все время деятельности организации.

В МСФО дается следующее определение  этих элементов отчетности.

Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем.

Обязательства - это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Капитал - это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

Эти формулировки позволяют более  четко определить содержание и построение баланса. Так, до недавнего времени  в отечественном балансе в  составе активов показывались убытки (к настоящему времени это правило  устранено), что явно противоречило  международной практике.

Актив признается в балансе, когда  существует вероятность притока  будущих экономических выгод  в организацию; он может быть надежно  оценен и имеет стоимость. Будущие  экономические выгоды, заключенные  в активе, прямо или косвенно войдут в поток денежных средств или  их эквивалентов. Важно то, что активы контролируются организацией, а совсем не обязательно принадлежат ей на праве собственности (например, долгосрочно  арендуемые основные средства).

Данные в балансе могут быть сгруппированы по-разному. Главным  критерием группировки выступают  участие средств в обороте  организации и выполняемые ими  функции. Активы и обязательства  представляются в зависимости от срока обращения (погашения) как  краткосрочные (запасы, дебиторы, денежные средства, кредиторы и др.) и долгосрочные (долгосрочные инвестиции, основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы). Активы и обязательства отражаются как краткосрочные, если срок обращения  (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные. Многие активы, например основные средства или сырье, имеют физическую форму, однако это не является определяющим. Так, деловая репутация организации отражается в активе, хотя не имеет физической формы, но ожидается, что принесет организации доход.

Важнейшей характеристикой обязательства  является то, что оно представляет собой задолженность, обязанность  действовать или выполнять что-либо определенным образом. Погашение обязательств, как правило, связано с выплатой денежных средств, передачей других активов, предоставлением услуг, заменой  обязательств или переводом их в  капитал, что означает отказ от ресурсов, обеспечивающих получение будущей  экономической выгоды. Обязательства, стоимостная величина которых может  быть измерена лишь приближенно, показываются как оценочные резервы.

Капитал в балансовом уравнении  отражается как остаточный (см. уравнение (3)), и в его составе могут быть выделены средства, внесенные акционерами, прибыль, резервы, представляющие перераспределение прибыли или ее корректировку, дающие дополнительную защиту интересов акционеров.

Баланс может быть построен вертикально (как в настоящее время у  большей части западных компаний) или горизонтально (как у российских организаций), актив может находиться слева, а пассив справа или наоборот (типично для британских компаний 50-60-х годов).

При вертикальном построении баланса равенство (2) преобразуется в следующее уравнение:          

 активы - обязательства  = собственный капитал              (3)

При такой группировке собственники организации без дополнительных расчетов могут определить размер принадлежащего им капитала. Разница между активами и обязательствами получила название нетто-активов; они должны быть равны  собственному капиталу организации. Выделение  других промежуточных итогов, таких, как нетто-оборотные активы, позволяет сделать более наглядным анализ, упростить расчет платежеспособности организации. К обычным итогам разделов, показывающим общую сумму тех или иных статей, в этом случае добавляются очень важные характеристики деятельности организации.

Поясним структуру баланса при  различных способах группировки  статей на простых числовых примерах.

Таблица 1 – Баланс фирмы XYZ 1 января 200_ г.

Баланс  фирмы XYZ, построенный горизонтально, будет выглядеть как в табл. 2.

Таблица 2 - Баланс фирмы XYZ на 1 января 200_ г.

В балансе из табл. 1 итог нетто-активов  и собственного капитала составляет 1200 д.е. и показывает балансовую величину собственности, принадлежащую акционерам, его расчет соответствует определению, приведенному выше. Нетто-оборотный капитал рассчитывается как разница между оборотными активами, включающими сырье, дебиторскую задолженность, денежные средства, и краткосрочными обязательствами, показывает оборотный капитал, находящийся в обращении компании.

Во втором балансе подсчитываются итоги по группам статей активов  и пассивов, и устанавливается равенство между активами и пассивами. Общий итог баланса равен 1600 д.е. и показывает общую сумму имущества, принадлежащего компании по активу, а также собственный капитал и задолженность по пассиву. Итог баланса из табл. 2 выше на величину краткосрочной задолженности, которая должна быть погашена компанией.

В соответствии с классификацией по участию в обороте ПБУ 9/99 рекомендует  объединять средства в активе баланса  в следующие разделы: «Внеоборотные  активы» (срок обращения более 12 месяцев) и «Оборотные активы» (срок обращения  менее 12 месяцев), а источники образования этих средств в пассиве в разделы: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

4. Порядок составления показателей отчета о прибылях и убытках

 

Для того чтобы бухгалтерская  отчетность соответствовала предъявляемым  к ней требованиям, при составлении  бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов  инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и  расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также  показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных  операций в бухгалтерском учете  только на основании надлежаще оформленных  оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей  информации; правильная оценка статей баланса [9, С.67].

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее  составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода  всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все  бухгалтерские записи на синтетических  и аналитических счетах (включая  результаты инвентаризации), проверена  правильность этих записей [13, С.130].

Учетная политика, утверждаемая руководителем предприятия в  начале каждого года, является важным документом, определяющим стратегию  предприятия. Она не требует ежегодной  детальной проработки, достаточно установить ее один раз исходя из принципов  непрерывности и долговременности хозяйственной деятельности предприятия  на определенном сегменте рынка [27, С.57].

При подготовке к годовому отчету необходимо провести следующие  операции:

1. для отчетных документов выверить нормативную базу, действующую на дату их составления, так как стандарты бухгалтерского учета учитывают место и время совершения хозяйственных операций;

2. выверить остатки на  счетах рабочего плана счетов  предприятия;

3. проверить все фактически произведенные командировочные, представительские, рекламные расходы, а также расходы на содержание личного транспорта для служебного пользования и их соответствие действующим нормам; расходы сверх норм относятся на прибыль предприятия;

4. определить налогооблагаемую  прибыль и уточнить схему уплаты  налогов на квартал с учетом  льгот предприятия, если они  имеются;

5. рассчитать показатели  для заполнения форм годовой  отчетности;

6. заполнить годовой баланс  и формы статистического учета.

Руководителю предприятия  нужно ознакомиться с подготовленными  к сдаче формами годовой отчетности и оценить результаты финансовой деятельности предприятия по итогам расчета прибылей и убытков за отчетный период [6, С.94].

К процедурам, предшествующим заполнению форм бухгалтерской отчетности, относятся: [16, С.124]

1. исправление ошибок, выявленных  до даты представления бухгалтерской  отчетности;

2. уточнение оценки активов  и пассивов, отраженных в бухгалтерском  учете; 

3. отражение финансового  результата деятельности организации; 

4. сверка данных синтетического  и аналитического учета на  дату составления бухгалтерской  отчетности.

Ошибки в бухгалтерском  учете и отчетности могут быть как технические, так и методологические. Производимые исправления оформляются  справкой бухгалтера, которая должна иметь обязательные реквизиты первичного документа.

На дату составления бухгалтерской  отчетности необходимо:

1. отразить приобретенные ценностей, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков, на счетах учета имущества;

2. уточнить оценку имущества (работ, услуг), полученных (выполненных, оказанных) по не отфактурованным поставкам, сопроводительные документы по которым получены до даты представления бухгалтерской отчетности;

3. провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;

4. создать оценочные резервы на дату составления бухгалтерской отчетности.

5. пересчитать в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

6. отразить в годовой бухгалтерской отчетности условные обязательства;

7. сальдировать отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства при составлении бухгалтерской отчетности;

8. отразить доходы и расходы, относящихся к отчетному периоду, но по которым отсутствуют первичные документы;

9. закрыть субсчета, открытых к счету 90 "Продажи", на субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж";

10. закрыть субсчета, открытых к счету 91 "Прочие доходы и расходы", на субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов";

11. списать чистую прибыль (убыток) отчетного года на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Организации обязаны формировать  бухгалтерскую отчетность на основе согласованных данных синтетического и аналитического учета [23, С.83].

5. Порядок составления прочих форм годовой

бухгалтерской отчетности

 

Рассмотрим порядок составления  прочих форм бухгалтерской отчетности на примере ОАО «Фактор». При составлении промежуточной и годовой отчетности применяют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 22.07.2003г. №67н. При составлении бухгалтерской отчетности предприятие руководствуется следующими документами:

1. Федеральным законом  от 26.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»;

2. Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации,  утвержденным приказом Минфина  России от 29.07.98г. №34н;

3. ПБУ 4/99 « Бухгалтерская  отчетность организации»;

4. Планом счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  предприятий и инструкцией по  его применению, утвержденными Минфином  России и д.р. [3, №94].

В соответствии с Законом  о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99 и  Указаниями об объеме форм бухгалтерской  отчетности, утвержденными Приказом №67н, в состав годовой отчетности ОАО «Фактор» входит:

1. Бухгалтерский баланс (форма  №1);

2. Отчет о прибылях  и убытках (форма №2);

3. Отчет об изменениях  капитала (форма №3);

4. Отчет о движении  денежных средств (форма №4);

5. Приложение к бухгалтерскому  балансу (форма №5);

6. Пояснительная записка  и аудиторское заключение.

Срок предоставления годовой  отчетности ОАО «Фактор» - 30 марта, а  налоговых деклараций – 28 марта. Так  же организация предоставляет ежеквартальные формы отчетности, которые включают форму №1 и форму №2. Сроки их предоставления - 30 апреля.

  1. Бухгалтерский баланс

Баланс организации состоит  из 2-х частей. В 1-й части показываются активы, во 2-й - пассивы. Обе части  сбалансированы: итоговая сумма строк  по активу равна итоговой сумме строк  по пассиву. За единицу измерения  показателей приняты тыс. рублей [12, С.85].

В активе бухгалтерского баланса  приводятся данные об имуществе организации  по состоянию на начало и на конец  отчетного года. Актив баланса  включает в себя два раздела: I «Внеоборотные  активы» и II «Оборотные активы».

Итог по разделу I «Внеоборотные  активы» отражен по строке 190, как  сумма показателей  по строкам 120+130. В разделе II «Оборотные активы» итоговая сумма показывается по строке 290 «Итого по разделу II». Общий итог актива баланса  определяется путем суммирования строк 190 и 290, отражается по строке 300.

В пассиве баланса выделяют три раздела: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные  обязательства.

В разделе III «Капитал и резервы» отражаются сведения о собственном  капитале организации. Итоговая сумма  по данному разделу показывается по строке 490 «Итого по разделу III». В IV разделе «Долгосрочные обязательства» содержатся сведения о долгосрочных заемных источниках. Итоговая сумма  показывается по строке 590 «Итого по разделу IV». В разделе V «Краткосрочные обязательства» показывают суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Общий  итог пассива баланса определяется путем суммирования строк 490, 590 и 690 и отражается по строке 700.

Информация о работе Годовая бухгалтерская отчетность организации: порядок составления и анализ ее основных показателей