Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:09, контрольная работа
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций и выступает в виде таких форм, как: проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверка данных учёта и отчётности, осмотр помещений, территорий, используемых для извлечения дохода и др.
Введение
Глава I. Формы налогового контроля
1.1 Налоговые проверки
1.2 Истребование документов при проведении налоговой проверки
1.3 Прочие формы налогового контроля
1.4 Формы налогового контроля во временном разрезе
Глава II. Проблемы осуществления налогового контроля
2.1 Анализ контрольной работы, проводимой налоговыми органами Новосибирской области
2.2 Проблемы при осуществлении камерального налогового контроля
2.3 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок
Глава III Пути решения проблем, возникающих при осуществлении налогового контроля
Заключение
Список используемой литературы
346 769
52 587
Динамика проведения
выездных налоговых проверок в Новосибирской
области за последние 3 квартала представлена
в таблице 2:
Таблица 2
3 квартал 2008
4 квартал 2008
1 квартал 2008
Количество проведенных выездных проверок
5 238
6 974
1 638
из них выявивших нарушения
2 779
3 720
850
53,06%
53,34%
51,89%
Доначислено (руб):
15 999 748
21 928 218
9 286 019
налоги
11 618 381
15 679 571
6 014 863
пени
1 873 135
2 937 784
1 768 185
штрафы
2 508 232
3 310 863
1 502 971
Уменьшенные платежи
12 366
9 299
0
Проанализировав данные
таблиц 1 и 2 модно сделать вывод,
что количество проверок, а следовательно
и суммы доначислений в 2008 году от квартала
к кварталу росли, в 1 квартале 2009 года
резко снизились. Это можно объяснить
некоторой сезонностью в работе налоговых
органов. Так, в первом квартале 2008 года
проверок также было проведено сравнительно
не много: 1 721 - выездных и 222 038 - камеральных.
По их итогам было доначислено 4 092 072 рубля
и 836 881 рубль соответственно.
Выездные проверки
являются более результативными. Это
видно и по суммам доначислений и
по количеству выявляемых нарушений. Более
половины выездных налоговых проверок
выявляют нарушения налогоплательщиками
законодательства о налогах и
сборах. Таким образом, можно сделать
вывод, что налогоплательщики по-
Значительные суммы
доначисляются в бюджеты и
ВБФ по результатам прочих контрольных
мероприятий и пени за несвоевременную
уплату налогов, взносов и сборов
(Таблица 3):
3 кв. 2008
4 кв. 2008
1 кв. 2008
Суммы доначислений по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов (руб)
3 604 259
5 037 808
1 747 217
В общей сложности
по итогам трех предыдущих кварталов
в бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды Российской Федерации было
доначислено:
3 квартал 2008
4 квартал 2008
1 квартал 2008
Доначислено (руб)
22 403 583
30 652 468
12 119 697
Теперь проанализируем
контрольную работу налоговых органов
Новосибирской области в
Таблица 4
Регион
Доля проверенных в течение 2007 года компаний от общего их числа,%
Доля проверок, закончившихся доначислениями,%
Средняя сумма доначислений
на одну результативную проверку, т. р.
Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО
3,08
93,91
1221,18
Кемеровская область
1,77
100
2640,69
Красноярский край
2,26
89,02
1491,09
Новосибирская область
0,66
98,3
3107,36
Омская область
1,99
95,57
2585,3
Республика Бурятия
3
99,79
803,3
Республика Саха (Якутия)
1,4
93,59
2438,18
Республика Хакасия
1,82
98,5
1962,97
Томская область
2,3
99,22
839,71
Ханты-Мансийский АО - Югра
2, 19
90,43
3107,25
Читинская область и Агинский Бурятский АО
3,83
98,47
1054,18
В НСО доля проверяемых
предприятий не велика, это объясняется
очень большим количеством
2.2 Проблемы при
осуществлении камерального
Внесенные и действующие
с 1 января 2007 г. изменения в НК РФ
существенно расширили
Также налоговый
орган имеет возможность
Статья 93.1 НК РФ и
Порядок не содержат конкретного
перечня истребуемых налоговыми органами
документов у контрагента или иных лиц,
располагающих этими документами (информацией),
касающимися деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сбора,
налогового агента), а также документов
о сделках.
Кроме того, не определен
вопрос и о конкретном перечне
документов, представляемых самим налогоплательщиком.
Приведем пример. Статья 88, равно как
и ст.172 НК РФ, не предусматривает
закрытого перечня документов, обосновывающих
правомерность применения налоговых
вычетов по НДС. Поэтому инспекция
вправе истребовать при проведении
камеральной проверки любые документы,
в том числе первичные учетные документы.
Такое право налоговых органов подтверждается
арбитражной практикой.
Так, Президиум ВАС
РФ в своем Постановлении от 23
мая 2006 г. N 14766/05 по делу N А71 - 122/05-А5, рассматривая
спор об обоснованности применения налоговых
вычетов по НДС, указал: "... при
проведении камеральной проверки декларации
по налогу на добавленную стоимость,
в ходе которой проверяется
Таким положением дела
остаются недовольны прежде всего налогоплательщики,
которые изначально определенно не знают
какой перечень документов им нужно представить
в налоговой орган, а затем вынуждены выполнять
требования по представлению документов
и уплачивать штрафы при просрочке. И не
обязательно налогоплательщик является
не добросовестным, но, как известно, незнание
не освобождает от ответственности.
В п.3 ст.88 НК РФ содержится
правило о необходимости
В свете данной нормы
некоторые авторы задаются вопросом:
является ли данное сообщение правом
налогового органа или его обязанностью?
Указанный вопрос возник в связи
с тем, что требование об устранении
налогоплательщиками выявленных нарушений
законодательства о налогах и
сборах поименовано в пп.8 п.1 ст.31
НК РФ как одно из прав, предоставленных
инспекциям.
В Постановлении
ФАС Северо-Западного округа анализируется
следующий случай: налоговой инспекцией
27 июля 2000 г. по результатам камеральной
проверки расчета по налогу на прибыль
установлено неправильное исчисление
платежей в бюджет. В результате
доначисления сумма налога составила
23 732 руб. Решением руководителя налогового
органа от 20 октября 2000 г. налогоплательщик
привлечен к налоговой
Проверяя законность
и обоснованность налогового органа,
суд отметил, что положениями
ст.88 НК РФ предусмотрены последствия
выявления в ходе камеральной
проверки ошибок в заполнении документов
или противоречий в документах в
виде обязанности налогового органа
сообщить налогоплательщику о выявленных
ошибках с требованием внести исправления
в установленный срок. Поскольку указанная
обязанность налоговым органом не исполнена,
основания для взыскания соответствующих
платежей отсутствуют.
В НК РФ отсутствует
указание на то, каким образом должно
оформляться окончание срока
проведения камеральной проверки, и
на правовые последствия, связанные
с нарушением трехмесячного срока
проверки.
Несмотря на появление
с 1 января 2007 г. в п.5 ст.88 НК РФ указания
на необходимость при выявлении
нарушений составлять акт камеральной
проверки, данная норма не содержит
указания на документ, которым фактически
должен фиксироваться срок окончания
проверки (например, справку). Указанное
представляется особенно важным в связи
с тем, что в последнее время
именно посредством камеральных
проверок производится проверка добросовестности
налогоплательщиков и, как следствие,
правомерности заявленного ими
вычета НДС или отнесения на затраты
услуг контрагентов. Для проведения
таких проверок налоговые органы
делают запросы в правоохранительные
органы, ДЕЗы, банки, иные инспекции, и
получение ответов иногда занимает достаточно
продолжительное время. Таким образом,
в связи с большим объемом информации,
которую необходимо собрать для выяснения
вопроса о том, совершено ли в действительности
налоговое нарушение, инспекции зачастую
не успевают написать акты налоговых проверок
в пределах отведенного на проверку срока.
В соответствии со ст.88
НК РФ срок камеральной проверки составляет
три месяца с момента представления
декларации и иных документов. В
последнее время складывается однозначная
судебная практика. Суды указывают, что
срок проведения камеральной налоговой
проверки не является пресекательным,
поэтому его истечение не препятствует
выявлению фактов неуплаты налога и принятию
мер по принудительному взысканию обязательных
платежей. Такую позицию сформулировал
ВАС РФ в п.9 Обзора практики разрешения
арбитражными судами дел, связанных с
применением отдельных положений части
первой Налогового кодекса Российской
Федерации (Информационное письмо Президиума
ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71).
Приведем пример:
ОАО "Камтекс-Химпром" обратилась
в Арбитражный суд Пермской области к
Межрайонной ИМНС России N 9 по Пермской
области и Коми-Пермяцкому автономному
округу с заявлением о признании недействительным
решения о доначислении налога на добавленную
стоимость, пеней и взыскании штрафа по
ст.122 НК РФ. Основанием для вынесения оспариваемого
решения послужили результаты камеральной
проверки налоговой декларации по НДС
за февраль 2002 г. В ходе данной проверки
было выявлено, что по экспортированной
в августе 2001 г. продукции ОАО "Камтекс-Химпром"
не был представлен соответствующий пакет
документов, и в нарушение п.9 ст.165 НК РФ
налог на добавленную стоимость по ставке
20 процентов не уплачен.