Формирование маржинального дохода в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

1. Раскрыть экономическую сущность маржинального дохода и определить подходы к его оценке.
2. Исследовать практику выявления и обосновать основные направления совершенствования механизма формирования маржинального дохода.
3. Разработать методы оценки и систему показателей маржинального дохода.
4. Проанализировать роль маржинального дохода в оперативном и стратегическом планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..3
1 Теоретические основы и нормативное регулирование маржинального дохода………………………………………………………………………….5
2 Понятие и сущность маржинального дохода
2.1 Экономическая сущность маржинального дохода…………….………9
2.2 Маржинальный доход как часть модели «затраты-выпуск-прибыль»………………………………………………………………….…12
3 Применение маржинального дохода в системе управленческого учета
3.1 Маржинальный доход как инструмент оценки финансовых результатов……………………………………………………………….….15
3.2 влияние маржинального дохода на безубыточность хозяйственной деятельности…………………………………………………………………20
3.3 Маржинальный доход в расчете ассортимента выпуска продукции...25
4 Пути совершенствования управленческого учета маржинального дохода……………………………………………………………………...…31
Выводы и предложения……………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.82 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- График бухгалтерской модели безубыточности

В реальных условиях поведение  затрат зависит не только от физического  объема производства. С ними взаимодействуют  цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность труда, изменение технологии и законодательства, кризис экономики и т. д. Поэтому в анализе поведения прибыли, затрат и объема используются допущения, ограничивающие точность и надежность расчетов.

Допущения постоянно пересматриваются, так как бизнес динамичен. Управленческий учет непрерывно готовит информацию о поведении затрат и периодически определяет точку перелома, т. е. критическую точку.

3.3 Маржинальный  доход в расчете ассортимента выпуска продукции

Управленческие решения  относительно объема производства и  ассортимента продукции принимаются  на основе информации финансового отчета. При этом предприятия выпускают  продукцию в широком ассортименте, которую реализуют различными путями: в больших и малых размерах, посредством оптовой и розничной торговли, с доставкой и без нее потребителям с различным географическим и территориальным расположением. Такая практика требует отдельных отчетов о доходах, получаемых по видам продукции и сегментам рынка.

Оценка каждого сегмента предпринимательской деятельности представляет собой проблему для бухгалтера, учитывающего издержки производства. Ее разрешение происходит в процессе разработки системы контроля  за объемом и ассортиментом выпуска наиболее рентабельных продуктов и валовой прибыли предприятия. Несмотря на специфичность системы контроля для каждого предприятия, она должна включать следующие типовые процедуры:

-наблюдение за рентабельностью  каждого продукта;

-контроль за валовой  прибылью, полученной от каждого  продукта;

-определение отклонений  фактической прибыли от ожидаемой;

-расчет структуры издержек, исключение чрезмерных скрытых издержек;

-расчет возмещения накладных  расходов, приходящихся на отдельный  продукт;

-влияние изменения цен  на эластичность спроса и другие  контрольные процедуры, используемые  на предприятии.

Использование контрольных  процедур позволяет определить, каков должен быть объем производства, чтобы обеспечить ожидаемую прибыль, какую цену реализации следовало бы установить, чтобы получить конкретную величину прибыли, каков предел безопасности (безубыточной) работы предприятия, какова зона безопасности, структура реализованной продукции.

Расчет количества единиц продукции основывается на уравнении без расчета точки безубыточности:

Количество  реализованных ед. продукции для  получения желаемой прибыли=(Пост. издержки+Желаемая прибыль)/Цена ед. продукции      (18)

По данным предыдущего  примера:

(40 000 + 146 000): 150 = 1240 шт.,

т. е. объем производства нужно снизить на 760 шт. (2000-1240). Прямой метод расчета называется методом валовой прибыли (маржинального дохода), где базовым является уравнение:

Маржинальный  доход=Выручка от реализации продукции-Перем. Расходы   (19)

Построение графика валовой  прибыли для нашего примера будет  иметь вид, как на рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - График валовой прибыли (маржинального дохода)

Линия переменных расходов (0К) строится из расчета 2000 шт. изделий  и 100000 руб. на единицу объема производства. Постоянные издержки (KD) равны разнице между совокупными (AD) и переменными (0К) издержками.

Постоянные издержки считаются  постоянной величиной для всего  диапазона объема производства. Сумма  постоянных издержек в размере 40000000 руб. прибавляется к переменным издержкам, в результате линия совокупных издержек параллельна линии переменных издержек. Маржинальный доход представлен на графике между линией дохода от реализации (ОС) и линией переменных затрат. Приемлемый диапазон задач - в пределах от 600 до 2000 шт. единиц продукции.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что решения будут  приемлемы в пределах установленного диапазона производства. Вне этого диапазона цена реализации и переменные расходы на единицу продукции будут другими. Иногда для анализа рассчитывают зону безопасности, а также коэффициент предела безопасности:

Зона безопасности=Планируемая  реализация-Реализация в точке безубыточности,       (20)

Коэффициент предела  безопасности=(Планируемая реализация+Реализация в точке безубыточности)/Планируемая  реализация.                     (21)

Точка безубыточности показывает кромку безопасности. Она

определяет, насколько может  быть сокращен объем реализации, прежде чем предприятие получит убытки.

После общего анализа составляется таблица индивидуальных вкладов в прибыль каждым продуктом или ассортиментом продукции.

Рентабельность  продукта=(Маржинальный доход на ед. продукта/Цена ед. продута) *100                (22)

Таблица 1

 

Продукт

Рентабельность

продукта, %

 

Маржинальный доход, руб.

 

Структура ассортимента продукции, %

А

62

10 000 000

              20

Б

60

20 000 000

40

В

50

20 000 000

40

Совокупный маржинальный

ДОХОД

 

50 000 000

100


 

Из табл.1видно, что наименьшую рентабельность имеет продукт В. В результате производства этого  продукта упала общая рентабельность (табл. 2).

 

 

 

 

Таблица 2

 

Показатель

До производства продукта В, тыс. руб.

После производства продукта В, тыс. руб.

Выручка от реализации

49500

89 500

Переменные издержки

19500

39 500

Маржинальный доход

30000

50 000

Постоянные издержки

   

прямые

6800

21500

косвенные

16000

16000

Прибыль

7200

12500

Средняя рентабельность производства, %

61,0

55,9


 

Данные табл. 2 показывают, что рентабельность, исчисленная по маржинальному доходу, упала с 61 до 55,9%, в то время как по прибыли она возросла с 14,5 до 16%. Продукт В, который сразу занял 40% общего совокупного маржинального дохода, имеет значительные начальные издержки, которые начнут уменьшаться по мере получения информации о производстве и маркетинге этого продукта. Продукт В имеет более высокую цену относительно другой продукции. Это обстоятельство, возможно, побудит руководство принять решение относительно изменения ассортимента продукции.

С целью более широкого взгляда на объем и ассортимент  продукции используют метод сегментного  анализа, основанного на данных многоступенчатого сегментного учета. Уровень прибыли оценивается не только по продуктам, но и по вложению в общую сумму прибыли каждой зоны. Рассчитывается структура маржинального дохода предприятия по зонам рынка, а внутри зон - по видам продукции. Формы контроля предпринимательских сегментов предусматривают и такие процедуры, как установление цены реализации для каждого продукта со стороны производственных подразделений. Оценка реализации продукции производственным подразделением обычно используется лишь при материальном стимулировании мастеров, начальников участков и цехов.

Основная концепция прибыли от реализации: повышение цен уменьшение объема реализации или снижение цен      увеличение объема реализации. Эластичность спроса определяется по каждому продукту. Считается, что если спрос эластичен, то рост реализации не должен превышать 1/3 фактического объема. Альтернативным шагом для поддержания уровня цен может служить программа снижения затрат. При этом снижение общей суммы расходов не должно превышать 1/3 фактического объема реализации.


Если ассортимент продукции  определяется уровнем маржинального  вклада и чистого дохода, то средние  переменные затраты будут изменяться и той же пропорции, что и реализационные. В таком случае высокий уровень реализации снижает издержки. Недостаток производственных мощностей для роста реализации потребует дополнительных инвестиций и набора рабочей силы и, как следствие, вызовет снижение эффективности производства и повышение затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Пути совершенствования  управленческого учета маржинального  дохода

В экономической литературе по вопросу о факторах прибыли, о  методологии выявления степени их влияния на изменение прибыли уделяется большое внимание. Это связано с тем, что в ходе анализа прибыли должны быть вскрыты наиболее значительные и определяющие факторы ее роста, необходимо показать роль долговременных факторов экономического развития, выявить возможные резервы дальнейшего увеличения прибыли.

В современных же условиях необходимо обеспечить системный подход при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины. Он в свою очередь, базируется на категории маржинального дохода и делении производственных затрат на переменные и постоянные.

Расчет маржинального  дохода создает условия для анализа  безубыточного производства, управления ассортиментной и ценовой политикой  предприятия. Маржинальный доход МД представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов.

Эта категория основана на том, что полное поглощение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты предприятия.

Под маржинальным доходом  на единицу продукции МДна ед пр (средней величиной маржинального дохода) понимается разница между ценой продажи продукции и переменными затратами на единицу продукции.

Нормой (коэффициентом)  маржинального дохода НМД называется доля величины маржинального дохода в выручке от продаж или доля средней величины маржинального дохода в цене продукции.

Рассчитаем маржинальный доход, величину маржинального дохода на единицу продукции и коэффициент  маржинального дохода на примере  предприятия СПК «Росинка».

Таблица 3 – Данные о производстве и продаже продукции растениеводства

Показатель

зерно

подсолнечник

сах. свекла

Объем продаж, ц

5700

6300

9900

Переменные затраты, руб.

14250

23520

20125

Цена продажи 1 ц, руб.

25,2

26,3

15,3


 

МД = ВП-ПерЗ, для этого рассчитаем выручку от реализации                                                     ВП=ОП*ЦП;

МДна ед пр=МД/ОП;

НМД=(МД/ВП)*100

По зерну: ВП=5700*25,2=143640руб

МД=143640-14250=129390руб

МДна ед пр=129390/5700=22,7руб

НМД=129390/143640*100=90%

По подсолнечнику: ВП=6300*26,3=165690руб

МД=165690-23520=142170руб

МДна ед пр=142170/6300=22,56руб

НМД=142170/165690*100=85,8%

По сах. свекле: ВП=9900*15,3=151470руб

МД=151470-20125=131345руб

МДна ед пр=131345/9900=13,27руб

НМД=131345/151470*100=86,7%

Таблица 4  – Результаты расчета маржинального дохода производства продукции растениеводства

Показатель

зерно

подсолнечник

сах. свекла

Маржинальный доход, руб.

129390

142170

131345

Маржинальный доход на единицу, руб.

22,7

22,56

13,27

Норма маржинального дохода, %

90

85,8

86,7


 

Полученные расчеты позволяют  сделать вывод о том, что на покрытие постоянных затрат и образования  прибыли от реализации зерна  отводится 129390 руб, подсолнечника 142170 руб, сахарной свеклы 131345 руб. Маржинальный доход в выручке от продажи зерна составляет 90%, подсолнечника 85,8%, сахарной свеклы 86,7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

Понятие маржинального дохода промышленного предприятия имеет двойную трактовку: как показатель экономического эффекта хозяйственной деятельности, основанный на сопоставлении результатов и затрат, а также как предельная величина, отражающая прирост экономического эффекта в результате изменения объема производства на единицу.

Существенным признаком  понятия маржинального дохода, отличающим его от других понятий экономического эффекта, является сопоставление результата  
(выручки) с неполными затратами. При оценке маржинального дохода как предельной величины в качестве результата принимается предельный доход, а в качестве затрат - предельные затраты.

С целью обеспечения комплексного выявления всех источников формирования маржинального дохода на промышленном предприятии предлагается применять  понятие объекта маржинального  дохода, для которого разработано  следующее определение: объект маржинального  дохода - это хозяйственная операция, или вид деятельности как совокупность хозяйственных операций, для оценки экономического эффекта от которого соизмеряется выручка с неполными  затратами. Сумму всех видов маржинального  дохода по объектам его возникновения  предлагается определять как валовой  маржинальный доход. Группировка маржинального  дохода по различным классификационным  признакам отвечает различным целям  управления затратами и результатами. Так, расчет маржинального дохода по переменным затратам позволяет обосновывать управленческие решения на основе анализа  взаимосвязи себестоимости, объема производства и прибыли; расчет маржинального  дохода по прямым затратам позволяет  более точно обосновать ассортимент  и структуры объема продаж.

Информация о работе Формирование маржинального дохода в управленческом учете