Формирование маржинального дохода в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

1. Раскрыть экономическую сущность маржинального дохода и определить подходы к его оценке.
2. Исследовать практику выявления и обосновать основные направления совершенствования механизма формирования маржинального дохода.
3. Разработать методы оценки и систему показателей маржинального дохода.
4. Проанализировать роль маржинального дохода в оперативном и стратегическом планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..3
1 Теоретические основы и нормативное регулирование маржинального дохода………………………………………………………………………….5
2 Понятие и сущность маржинального дохода
2.1 Экономическая сущность маржинального дохода…………….………9
2.2 Маржинальный доход как часть модели «затраты-выпуск-прибыль»………………………………………………………………….…12
3 Применение маржинального дохода в системе управленческого учета
3.1 Маржинальный доход как инструмент оценки финансовых результатов……………………………………………………………….….15
3.2 влияние маржинального дохода на безубыточность хозяйственной деятельности…………………………………………………………………20
3.3 Маржинальный доход в расчете ассортимента выпуска продукции...25
4 Пути совершенствования управленческого учета маржинального дохода……………………………………………………………………...…31
Выводы и предложения……………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.82 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

 

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЕТУ

 

на тему «Формирование маржинального дохода в управленческом учете»

 

                                                                    Выполнил (а) студент (ка) 4 курса

  41Б группы экономического факультета

специальность 080502  «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»   

                                                                                    Скопинцева Ю. О.                           


                                                                                 (Ф.И.О.)

                                                                            Проверила (а).

                                                                            (Ф.И.О. преподавателя)


 

МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД – 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3

1 Теоретические основы  и нормативное регулирование  маржинального дохода………………………………………………………………………….5

2 Понятие и сущность  маржинального дохода

2.1 Экономическая сущность  маржинального дохода…………….………9

2.2 Маржинальный доход  как часть модели «затраты-выпуск-прибыль»………………………………………………………………….…12

3 Применение маржинального  дохода в системе управленческого  учета

3.1  Маржинальный доход  как инструмент оценки финансовых  результатов……………………………………………………………….….15

3.2 влияние маржинального  дохода на безубыточность хозяйственной  деятельности…………………………………………………………………20

3.3 Маржинальный доход  в расчете ассортимента выпуска  продукции...25

4 Пути совершенствования  управленческого учета маржинального  дохода……………………………………………………………………...…31

Выводы и предложения……………………………………………………..34

Список использованных источников………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе экономического реформирования и рыночной трансформации России значение управления внутренними и  внешними факторами, воздействующими  на деятельность хозяйствующих субъектов, возрастает, поскольку промышленные предприятия вынуждены функционировать  в условиях неопределенности и нестабильности, свойственных рыночной децентрализованной системе. В такой ситуации на эффективность  хозяйствования существенное влияние  оказывает принятие грамотных, обоснованных управленческих решений. Необходимым  условием обоснования управленческих решений является оценка экономического эффекта от хозяйственной деятельности на основе соизмерения результатов  и затрат.

На российских предприятиях для  оценки экономического эффекта, основанного  на соизмерении результатов и  затрат, традиционно применяются  показатели прибыли. Однако этого недостаточно, поскольку расчет прибыли затрудняет проведение оперативного анализа вследствие того, что определение полной себестоимости, необходимой для расчета прибыли, возможно только по окончании отчетного  периода работы предприятия. Кроме  того, прибыль является синтетическим  показателем, характеризующим эффект всей хозяйственной деятельности предприятия, в то время как расчет прибыли  от отдельных видов деятельности требует распределения косвенных  затрат между объектами калькулирования, что может исказить себестоимость  отдельных видов деятельности и, соответственно, повлиять на величину прибыли от их реализации.

Наряду с применением  показателей прибыли и рентабельности, в экономической литературе и  в практической деятельности промышленных предприятий применяется показатель маржинального дохода, расчет которого лежит в основе исследования взаимосвязи себестоимости, объема производства и прибыли.

 Противоречие между необходимостью  управления затратами и результатами  на основе оценки и анализа  маржинального дохода и отсутствием  четко выраженных теоретических  и методических основ управления  процессами его формирования  требует дальнейшего изучения  и свидетельствует об актуальности  темы курсовой работы. Целью написания, которой является изучение теоретических основ выявления маржинального дохода и исследование рекомендаций по его формированию, обеспечивающему увеличение прибыли предприятий, Достижение указанной цели связано с постановкой и решением следующих задач:

1. Раскрыть экономическую сущность  маржинального дохода и определить  подходы к его оценке.

2. Исследовать практику выявления  и обосновать основные направления  совершенствования механизма формирования  маржинального дохода.

3. Разработать методы оценки  и систему показателей маржинального  дохода.

4. Проанализировать роль маржинального дохода в оперативном и стратегическом планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

1Теоретические  основы и нормативное регулирование  формирования маржинального дохода

Управленческий учет представляет собой процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия, используемой для планирования, управления и контроля.

Управленческий учет представляет собой одновременно и систему, и  область исследований. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно  с системой финансового учета. Само же понятие «управленческий учет»  появилось в середине XX в. в англоязычных странах (США, Канаде, Англии). В европейских странах, как правило, используются и другие термины. Так, в Германии управленческий учет заменяют понятием исчисления затрат и результатов, во Франции используется понятие «маржинальный учет». Несмотря на то, что термин «управленческий учет» появился в широком употреблении не так давно, как явление он существует уже более века. Отечественные и зарубежные ученые считают, что формирование управленческого учета как отдельной области практической деятельности началось в XIX в. [14, с. 78].

С принятием в 1993 г. Государственной  программы перехода РФ на принятую в международной практике систему  учета разработан ряд нормативных  документов, создающих необходимые  предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

К настоящему времени сложилась  система нормативного регулирования  бухгалтерского учета. Иерархия нормативных  документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.

1. Гражданский кодекс  РФ (ч. 1 и 2) [1]; Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное  ведение учета хозяйственных  операций организаций, своевременное  составление и представление  заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

2. Нормативные акты, методические  указания и рекомендации, в основном  Министерства финансов РФ. На  этом же уровне нормативного  регулирования находится План  счетов бухгалтерского учета  с инструкцией по его применению.

Однако особое место среди  документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К настоящему времени утверждены и действуют 15 ПБУ. Предполагается дальнейшая разработка стандартов.

Общепринятые правила  бухгалтерского учета, определенные документами  второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

3. Документы организаций,  разрабатываемые ими при формировании учетной политики.

Предназначение управленческого учета – обеспечить информацией руководителей различных уровней внутрифирменного управления, ответственных за достижение конкретных производственных целей. Информация, необходимая для принятия оперативных управленческих решений, в первую очередь, относится к издержкам производства и поэтому должна поступать в максимально короткий срок. Она обобщается или детализируется в соответствии с потребностями управления и формируется с учетом зада перспективного развития организации. [4, стр. 7]

Использование системы управленческого  учета способствует совершенствованию  всего процесса управления организации, создает реальные возможности для его оптимизации. При внедрении системы управленческого учета необходимо решить следующие задачи:

  • определение целей, которые при этом должны решаться;
  • подготовка и принятие управленческих решений;
  • установление уровня ответственности отдельных работников;
  • текущий и последующий контроль за исполнением решений;
  • учет полученных результатов;
  • анализ тенденций;
  • совершенствование текущего и последующего контроля.

Решение всех этих задач  обеспечивает наиболее оптимальную  систему принятия и реализации соответствующих управленческих решений.[7, стр. 10]

Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема производства и структуры  реализации продукции, в конечном итоге  сказывается на финансовых результатах  предприятия. Поэтому менеджерам организаций  для определения точки безубыточности производства продукции необходимо пользоваться методом контроля и  анализа соотношения "затраты - выпуск - прибыль" (CVP-анализ, операционный анализ).

Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого  учета и управленческого анализа, а результаты этого анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия. С помощью операционного анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное заключается не в том, чтобы оценить и указать на имеющиеся ошибки, а в том, что на базе операционного анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения.[5, стр. 52]

Метод контроля и анализа  соотношения "затраты - выпуск - прибыль"  является одним из наиболее эффективных средств оперативного и стратегического планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции и ее реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Основными показателями анализа  соотношения "затраты - выпуск - прибыль" являются маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности, прибыль.

Практическое использование  предлагаемых методик оценки эффективности  управления деятельностью организаций  позволит судить, насколько обоснованно  были проведены проектные работы по внедрению и функционированию методов управления в организации; определять порог наступления экономического оздоровления и устойчивого развития деятельности экономического субъекта; принимать менеджерам решения по размещению и использованию ресурсов организации, а также решения  по стратегии развития предприятия.

 

 

2 Понятие и  сущность маржинального дохода

2.1 Экономическая  сущность маржинального дохода

Информация о работе Формирование маржинального дохода в управленческом учете