Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:43, курсовая работа
1. Раскрыть экономическую сущность маржинального дохода и определить подходы к его оценке.
2. Исследовать практику выявления и обосновать основные направления совершенствования механизма формирования маржинального дохода.
3. Разработать методы оценки и систему показателей маржинального дохода.
4. Проанализировать роль маржинального дохода в оперативном и стратегическом планировании и прогнозировании деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1 Теоретические основы и нормативное регулирование маржинального дохода………………………………………………………………………….5
2 Понятие и сущность маржинального дохода
2.1 Экономическая сущность маржинального дохода…………….………9
2.2 Маржинальный доход как часть модели «затраты-выпуск-прибыль»………………………………………………………………….…12
3 Применение маржинального дохода в системе управленческого учета
3.1 Маржинальный доход как инструмент оценки финансовых результатов……………………………………………………………….….15
3.2 влияние маржинального дохода на безубыточность хозяйственной деятельности…………………………………………………………………20
3.3 Маржинальный доход в расчете ассортимента выпуска продукции...25
4 Пути совершенствования управленческого учета маржинального дохода……………………………………………………………………...…31
Выводы и предложения……………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………36
МДmIII =
МДII - ПостЗj
где ПостЗj – постоянные затраты участков или подразделений.
6. Сумма долей покрытия по участкам или подразделениям
МДIII= МДmIII (6)
где m – количество участков или подразделений.
7. Доля покрытия IY – промежуточный маржинальный доход по видам деятельности:
МДrIY
= МДIII - ПостЗr
где ПостЗr – постоянные затраты, относящиеся к данному виду деятельности.
8. Сумма долей покрытия по видам деятельности:
МДIY = МДrIY (8)
где f – количество видов деятельности.
Прибыль от продаж:
ПР = МДIY –
ПостЗ
где ПостЗ – общехозяйственные постоянные затраты.
При помощи поэтапного определения доли покрытия постоянных издержек можно наглядно оценить рентабельность отдельных видов продукции, товарных групп, участков, то есть, проследить географию формирования финансовых результатов. Он базируется на взаимосвязи выручки, издержек и объема производства, а значит, управляя этими параметрами, можно прогнозировать финансовые результаты.
Рассмотрим какие результаты можно получить, если использовать ступенчатый учет постоянных расходов и финансовых результатов. Основной особенностью такого анализа является объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточного маржинального дохода — результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат. Направлен такой анализ на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие невыгодно включать в ассортимент. И какие назначать цены.
Промежуточный маржинальный доход занимает срединное положение между совокупным маржинальным доходом и прибылью. Желательно, чтобы промежуточный маржинальный доход покрывал как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.
В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточного маржинального дохода имеет неоспоримые преимущества: повышается обоснованность выбора наиболее выгодных видов продукции, появляется возможность анализа использования производственных мощностей.
При разработке ассортиментной политики исходят из следующих соображений, если промежуточный маржинальный доход покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный вид продукции достоин оставаться в ассортименте. При этом предпочтение отдается тем видам продукции, которые берут на себя больше постоянных затрат. Однако здесь есть некоторые проблемы.
Для углубления анализа, на наш взгляд, необходимо, наряду с порогом рентабельности, определять порог безубыточности по видам продукции. Порог безубыточности данного товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточный маржинальный доход равен нулю. Если не достигается хотя бы нулевого значения промежуточного маржинального дохода — эту продукцию надо снимать с производства (либо не планировать ее производство заранее).
Порог безубыточности в натуральном выражении можно определить следующим образом:
ОПki = ПостЗ
i / УдМДi ,
где ОПki – порог безубыточности по данному виду продукции,
ПостЗ i – прямые постоянные затраты, относящиеся к данному виду продукции,
УдМДi – удельный маржинальный доход по данному виду продукции.
Порог безубыточности в стоимостном выражении:
ВПki = ПостЗ
i / KМДi
где ВПki – порог безубыточности в стоимостном выражении,
KМДi – коэффициент маржинального дохода по данному виду продукции.
Далее рассмотрим порядок расчета порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
Расчет порога рентабельности в натуральном выражении:
ОП' ki = (ПостЗ i + ПостЗ косв) / УдМДi (12)
Расчет порога рентабельности в стоимостном выражении:
ВП' ki = (ПостЗ
i + ПостЗ косв) / KМДi
Зная примерную
3.2 Влияние маржинального дохода на безубыточность хозяйственной деятельности
Формирование рынка и
выработка методов его
В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические ("мертвые") точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков.
Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.
В международной практике для определения критической точки используются три метода:
1)методы уравнения,
2)маржинального дохода,
3)графический.
1)Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:
Выручка от реализации продукции-ПеремЗ за этот же объем реализации-ПостЗ в общей сумме=ЧП от реализации продукции. (14)
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
(Количество ед.*Цена
ед. продукции)-(Количество ед.*
Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как изменился ассортимент - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.
Допустим, что предприятие выпускает продукцию двух видов (А и В), и имеет следующие показатели:
Показатель |
А |
В |
Всего |
1. Объем реализации, шт. |
100 000 |
20 000 |
120 000 |
2. Цена за 1 шт., руб. |
2 000 |
3 000 |
— |
3. Выручка от реализации, тыс. руб. |
200 000 |
60 000 |
260 000 |
4. Переменные расходы на 1 шт., руб. |
1 600 |
1 900 |
— |
5. Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб. |
160 000 |
38 000 |
198 000 |
6. Маржинальный доход, тыс. руб. |
40 000 |
22 000 |
62 000 |
7. Постоянные расходы, тыс. руб. |
X |
X |
30 000 |
8. Чистая прибыль, тыс. руб. |
X |
X |
32 000 |
На реализацию единицы продукции В приходится 5 шт. продукции А. Далее условно допускается, что до критической точки X шт. продукции В и 5Х- количество продукции А.
После подстановки получаем:
(2000 х 5Х) + 3000Х - (1600 х 5Х)- 1900Х -30 000 000 = 0.
10000 + 3000Х - 8000Х - 1900Х - 30 000 000 = 0.
3100 Х = 30 000 000 руб.,
X = 9677 шт. — продукция В,
9677 шт. х 5 = 48 385 шт. — продукция А,
9677 шт. + 48 385 шт. = 58 062 шт.
Критическая точка объема реализации - 58 062 шт., из них 9677 шт. продукции В и 48 385 шт. продукции А.
Предположим, что произошли следующие изменения структуры реализованной продукции.
Показатель |
А |
В |
Всего |
1. Объем реализации, шт. |
80000 |
40000 |
120000 |
2. Цена за шт., руб. |
2000 |
3000 |
- |
3. Выручка от реализации, тыс. руб. |
160 000 |
120 000 |
280 000 |
4. Переменные расходы на единицу, руб. |
1600 |
1900 |
- |
5. Переменные расходы на весь
объем |
128 000 |
76 000 |
204 000 |
6. Маржинальный доход, тыс. руб. |
32000 |
44000 |
76 000 |
7. Постоянные расходы, тыс. руб. |
X |
X |
30 000 |
8. Чистая прибыль, тыс. руб. |
X |
X |
46 000 |
При сопоставлении структуры продукции становится очевидным, что увеличилась доля продукции с высоким маржинальным доходом и потому увеличилась чистая прибыль. Находим критическая точку:
(2000 х 2Х) + 3000Х - (1600 х 25Х) - 1900Х - 30000000 = 0,
4000Х +3000Х - 3200Х - 1900Х -30 000 000 = 0,
1900Х=30 000 000,
X = 15 790 шт. - продукция В,
15 790 шт. х 2 =31 580 шт. — продукция А,
15 790 шт. + 31 580 шт. = 47 370 шт.
Критическая точка объема реализации будет 47 370 шт., из них 15790 шт. продукции В и 31 580 шт. продукции А.
Сравнивая результат с предыдущим расчетом, отмечаем, что критическая точка изменилась на 1015 шт. в сторону уменьшения объема. При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем реализации в натуральном выражении остался без изменения.
Следовательно, даже при контроле общего объема продаж необходим анализ структурных сдвигов, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной. Максимизация реализации продукции рассматривается и с точки зрения обеспеченности ресурсами. Дополнительные производственные мощности могут быть бесполезными.
2)Метод маржинального дохода - разновидность метода уравнения основывается на формуле:
МД=В-ПеремЗ (16)
Тогда
Критическая точка=ПостЗ/МД на ед (17)
В нашем примере это будет:
Критическая точка = 30 000 000 : 516 700 = 58 061 шт. = 58 062 шт.,
62 000 тыс. руб. : 120 000 шт. = 516 700 руб.
При маржинальном подходе менеджер получает информацию о постоянных расходах; возмещаются ли они общей маржой или нет; о величине маржинального дохода от каждого вида продукции; о маржинальности каждого продукта. В нашем примере:
Продукция А = 400/2000 х 100 = 20%;
Продукция В = 1100/3000 х 100 = 36,7%.
Маржинальность продукта - это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентном отношении к выручке (цене).
Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведение рекламной кампании и других маркетинговых операций.
3)При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «издержки-объем-прибыль».
Бухгалтерская модель безубыточности - это график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства. Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки). Зона прибыли и зона убытков распространяются направо и налево от критической точки (рис. 1).
На графике представлена одна точка безубыточности В и приемлемый диапазон объемов производства. При этом линия АК показывает постоянные затраты, AD - совокупные издержки, отрезок KD характеризует величину переменных затрат, ОС - выручку от реализации продукции. Бухгалтерская модель показывает изменение совокупных издержек и доходов при уровне производства, который запланирован на будущее.
Информация о работе Формирование маржинального дохода в управленческом учете