Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:43, курсовая работа
1. Раскрыть экономическую сущность маржинального дохода и определить подходы к его оценке.
2. Исследовать практику выявления и обосновать основные направления совершенствования механизма формирования маржинального дохода.
3. Разработать методы оценки и систему показателей маржинального дохода.
4. Проанализировать роль маржинального дохода в оперативном и стратегическом планировании и прогнозировании деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1 Теоретические основы и нормативное регулирование маржинального дохода………………………………………………………………………….5
2 Понятие и сущность маржинального дохода
2.1 Экономическая сущность маржинального дохода…………….………9
2.2 Маржинальный доход как часть модели «затраты-выпуск-прибыль»………………………………………………………………….…12
3 Применение маржинального дохода в системе управленческого учета
3.1 Маржинальный доход как инструмент оценки финансовых результатов……………………………………………………………….….15
3.2 влияние маржинального дохода на безубыточность хозяйственной деятельности…………………………………………………………………20
3.3 Маржинальный доход в расчете ассортимента выпуска продукции...25
4 Пути совершенствования управленческого учета маржинального дохода……………………………………………………………………...…31
Выводы и предложения……………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………36
Прибыль является важным источником финансирования развития предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на условиях полной самоокупаемости. Прибыль промышленных предприятий формируется как в основной, так и в неосновной деятельности.
В основной деятельности промышленных
предприятий экономический
В неосновной деятельности промышленных
предприятий прибыль
В сумму прибыли включаются результаты от внереализационных операций: суммы штрафов, пеней, неустоек полученных и уплаченных, процентов, полученных за размещение денежных средств на депозитах, банковских процентов, уплаченных за привлечение средств, прочих платежей за счет собственных средств.
Любая хозяйственная операция промышленных
предприятий связана с
Применение показателей
Применение маржинального
Обычно оперативная и
- переменной величиной в
- исследуется единственное
- затраты на производство и
реализацию продукции можно
- анализируется только тот
- полная себестоимость
В рамках этих ограничений переменные
затраты на единицу продукции
и цена продукции постоянны; соответственно,
маржинальный доход на единицу продукции
также постоянен при любом
объеме производства. Следовательно, доля
маржинального дохода в выручке
также не зависит от изменения
объема производства, поскольку увеличение
объема производства при прочих равных
условиях приводит к прямо пропорциональному
увеличению переменных затрат и выручки.
При расчете относительной
Маржинальный доход является источником
покрытия постоянных расходов. Превышение
маржинального дохода над постоянными
затратами образует прибыль предприятия.
Раздел финансового анализа, посвященный
маржинальному доходу, переменным и постоянным
затраты, называется маржинальным анализом,
или операционным финансовым анализом.
Методика проведения маржинального анализа
базируется на делении расходов на переменные
и постоянные.
Этот анализ
позволяет:
1) определить точку безубыточности;
2) выбрать оптимальный ассортимент продукции;
3) определить критический уровень постоянных
затрат, обосновать изменения постоянных
расходов;
4) управлять ценой продукции;
5) проводить анализ факторов, влияющих
на прибыль предприятия;
Основная идея маржинального анализа
– прибыль и совокупные издержки предприятия
изменяются не пропорционально объему
реализации, поскольку часть расходов
является постоянной.
В конечном итоге маржинальный анализ является инструментом для выработки стратегии предприятия и принятия управленческих решений.
2.2 Маржинальный доход как часть модели «затраты-выпуск-прибыль»
Основное соотношение «затраты - прибыль» модифицируется, когда в указанную совокупность помещается фактор объема производства или уровня деловой активности. В этом случае указанное соотношение принимает вид: «затраты - выпуск - прибыль».
Фактор объема деятельности позволяет классифицировать затраты на переменные и постоянные, что особенно значимо при принятии многих управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете в большинстве случаев учетная информация аккумулирована в регистрах, обеспечивая деление затрат на прямые и косвенные, что позволяет их различным образом включать в себестоимость продукции.
Маржинальная прибыль - это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальная прибыль - это разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Критическая («мертвая») точка может быть определена как точка, в которой маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам. С этой точки организация начинает зарабатывать прибыль [16, с. 134].
Под точкой безубыточности (критической точкой) понимается та точка объема продаж, в которой издержки равны выручке от реализации всей продукции, а прибыль, соответственно, — нулю.
Точка безубыточности является
критерием эффективности
Одним из финансовых инструментов,
используемых в управленческом учете
для определения точки
Маржинальный подход можно рассматривать как инструмент внутрифирменного планирования и принятия решений. Он необходим для проведения анализа "затраты-выпуск-прибыль". Рассмотрение взаимозависимости между затратами, объемом хозяйственной деятельности и прибылью часто называют определением порога рентабельности (точки критического объема производства), или точкой безубыточности.
Критической считается такая точка объема реализации, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке. Предприятие в этом случае не имеет ни убытка, ни прибыли.
Любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага:
Сила операционного рычага = маржинальная прибыль/прибыль.
С помощью силы операционного рычага
выявляется математическая зависимость
- если прибыль равна 0, сила операционного
рычага стремится к бесконечности:
даже самые слабые колебания объема
производства вокруг критической точки
вызывают сильные относительные
колебания прибыли. Сила операционного
рычага показывает, на сколько процентов
изменится прибыль при
Все перечисленные показатели можно
использовать для прогнозирования
развития предприятия, то есть выбрать
оптимальную стратегию в
3 Применение маржинального
дохода в системе
3.1 Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов
Задачи определения финансовых
результатов от текущей деятельности
заключаются в анализе и
Первые два способа являются традиционными инструментами ретроспективного анализа. Сегодня же наиболее актуален перспективный анализ. Третий метод как раз и является инструментом перспективного анализа. В рамках этого метода величину выручки от реализации продукции сопоставляют только с переменными издержками по данной продукции. Разность этих величин по каждому виду продукции выражает долю этого вида продукции в покрытии постоянных издержек производства. Из суммы долей покрытия постоянных издержек по каждому виду продукции вычитают общую величину постоянных издержек. Таким образом, величина доли покрытия постоянных издержек по каждому продукту показывает степень его участия в возмещении этих издержек, а также в достижении прибыли.
Для того, чтобы получить более полную информацию о структуре доходов предприятия, совокупные постоянные издержки делят на группы по степени их отношения к производимым изделиям. Различают следующие основные группы постоянных издержек: относящиеся к определенному виду продукции, относящиеся к товарной группе, относящиеся к определенному производственному участку, общехозяйственные постоянные издержки.
На основе этого разделения можно предложить поэтапное определение финансового результата.
I Доля покрытия постоянных
издержек = выручка от реализации
данного вида продукции-
II Доля покрытия постоянных издержек = доля покрытия постоянных издержек I – постоянные издержки относящиеся к данному виду продукции
III Доля покрытия постоянных издержек = сумма долей покрытия постоянных издержек II – постоянные издержки, относящиеся к данному участку или подразделению
IV Доля покрытия постоянных
издержек = сумма долей покрытия
постоянных издержек III - постоянные
издержки данного вида
Результат деятельности предприятия = сумма долей покрытия постоянных издержек IV на предприятии - общехозяйственные постоянные издержки.
Алгоритм расчета финансовых результатов следующий.
1. Выручка от реализации за анализируемый период:
Вi = ЦiОПi
где Цi цена реализации i-того вида продукции,
ОПi-объем производства i-того вида продукции.
2. Доля покрытия I – маржинальный доход по i-тому виду продукции:
МДi = Вi
- ПерЗi
где ПерЗi – переменные затраты, относящиеся к данному виду работы
3. Доля покрытия II – промежуточный маржинальный доход по видам продукции
МДiII
= МДi - ПостЗi
где ПостЗi – постоянные затраты, относящиеся к данному виду продукции.
4. Сумма долей покрытия по отдельным товарным группам:
МДII= МДiII (4)
где n - количество видов продукции в товарной группе.
5. Доля покрытия III – промежуточный маржинальный доход по местам возникновения затрат (участков или подразделений):
Информация о работе Формирование маржинального дохода в управленческом учете