Фонды и резервы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы - исследовать учет фондов и резервов, а также обобщить информацию по учету и формированию фондов и резервов, дать экономико-финансовую характеристику хозяйства, дать экономико-финансовую характеристику хозяйства.
Исходя из поставленной цели исследования, его основными задачами являются:
ознакомиться с теоретическими основами учета фондов и резервов;
изучить экономическую сущность фондов и резервов;
выявить роль фондов и резервов в современных условиях хозяйствования;
исследовать нормативно-правовое регулирование учета фондов и резервов;
дать экономико-финансовую характеристику хозяйства;

Файлы: 1 файл

VVEDENIE_polnostyu_vse.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

Принятие данного Указа  позволит упростить бухгалтерский  учет субъектов хозяйствования, повысить его автоматизацию, либерализировать предпринимательскую деятельность, улучшить инвестиционный климат в стране и повысить позицию Беларуси в рейтинге стран по условиям ведения бизнеса.[29]

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».

Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 1306 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 113, 5/34545). В соответствии с постановлением выделяют следующие первичные документы:

1.Товарно-транспортная накладная;

2. Товарная накладная; 

3. Приходный кассовый  ордер;

4. Расходный кассовый  ордер;

5. Акт о приеме-передаче  основных средств;

6. Акт о приеме-передаче  нематериальных активов;

7. Акт сдачи-приемки выполненных  строительных и иных специальных  монтажных работ;

8. Акт о передаче не  завершенного строительством объекта;

9. Акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта  инженерной и (или) транспортной  инфраструктуры. [30]

При учете фондов и резервов организации могут руководствоваться  также и другими нормативно-правовыми  документами. В данном параграфе  указана лишь основная их часть.

1.3. Обзор литературы

 

Существует различные  мнения авторов на темы, связанные  с учетом фондов и резервов.

Чечёткин А.С. в книге Бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве, уставный капитал — совокупность вкладов (долей, акций), первоначально инвестированных учредителями организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных в учредительных документах, в денежном выражении.

Размер уставного фонда  в бухгалтерском учете может  изменяться лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь или учредительными документами.

Бухгалтерский учет уставного  фонда ведут на синтетическом  счете 80 «Уставный фонд». Он предназначен для обобщения информации о состоянии  и движении уставного фонда организации. [11, с.237]

Трофимчик Г. отмечает, что уставный фонд (капитал) — зафиксированный в уставе предприятия, общества его исходный капитал. Образуется за счет вложений учредителей, выручки от продажи акций, государственных вложений. Взнос в уставный капитал может осуществляться не только в виде денежных средств, но и в имущественной форме, а также объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, проектов).

Уставный фонд организации  может пополняться, за счет:  

1. дополнительного внесения  имущества и (или) денежных  средств учредителями предприятия;

2. источников собственных  средств предприятия. [12,с. 31-34]

С. Лемеш считает, что увеличить уставный фонд можно внесением как денежного, так и имущественного вклада. Последнее, прежде  чем принадлежать предприятию как юридическому  лицу, должно быть приобретено в его личную  собственность,  что  возможно  за  счет собственных средств, начисленных  дивидендов, оформления безвозмездной передачи. Однако при  этом,  констатирует  автор,  у организации появляется множество расходов  и  проблем,  связанных  с  перерегистрацией  имущества  на несколько  новых собственников. Другой   вариант   увеличения   уставного  фонда может быть осуществлен за счет внесения в него переоценки имеющегося имущества, но  в  разъяснениях  Министерства такая возможность отсутствует. Автор особенно акцентирует внимание   на   том,  что  нарабатываемое  в  процессе  деятельности предприятия   имущество вполне  может  пополнить уставный  фонд. [20]

Левкович О.А. отмечает, что  уставный фонд (стартовый капитал) —  один из источников собственных средств  организации, который представляет собой совокупность вкладов учредителей (собственников) в имущество предприятия  при его создании для обеспечения  деятельности в размерах, определённых учредительными документами.

Размер уставного фонда  определяется при принятии решения  о создании предприятия по договорённости между участниками (учредителями), фиксируется  в учредительных документах и  регистрируется в государственных  органах. [13, с. 74-78]

В. Галич и И. Латышев считают, что уставный фонд можно наполнить либо за счет не денежного вклада, который подлежит оценке, либо за счет внесения денежных средств на специальный временный счет, открываемый в белорусском банке. Для иностранных учредителей оба этих способа нельзя назвать удобными. Трудность заключается в том, что имущество учредителя-нерезидента, вносимое в уставный фонд, должно находиться на территории Республики Беларусь. [23]

Стешиц Л.И. дает такое определение: уставный фонд – это совокупность вкладов участников (собственников) в имущество при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами.[31, с. 393]

 C. Полузерова  говорит о том, что резервирование денежных средств для обеспечения предстоящих страховых выплат в достаточном объеме – важная задача страховых организаций. С одной стороны, недостаточность резервирования приводит к невозможности осуществления обязательств только за счет страховых резервов и требует привлечения собственного капитала страховой организации, что негативно отражается на платежеспособности и финансовой устойчивости страховщика. С другой стороны, завышение величины страховых резервов, создаваемых с неопределенными перспективами, также может привести к ухудшению финансового положения страховой организации. [26]

Крупнова А. считает, что  в организации могут быть образованы следующие резервные фонды:

1. для обеспечения выплаты  работникам заработной платы;

2.обеспечения выплаты  дивидендов учредителям по привилегированным  акциям;

3. погашения стоимости  корпоративных облигаций и начисленных  по ним процентам;

4. увеличения уставного  фонда;

5. покрытия убытков;

6. иных целей в соответствии  с законодательством, учредительными  документами, решениями собраний  учредителей. [14,с. 62-68]

В статье «Учёт резервного фонда» Кравченко Т.Л. указал, что  данный фонд образуется за счёт отчислений от чистой прибыли и целевых взносов  учредителей.  Прежде чем организация  произведёт образование резервного фонда за счёт чистой прибыли, необходимо эту сумму чистой прибыли сначала  зарезервировать при её распределении  и лишь затем сформировать резервный фонд. Резервный фонд устанавливается в размере до 25% фонда заработной платы. [15, с. 12-15]

Автор Борисов А.Б. дает 3 определения понятию фонд:   

1) запас, накопление денежных  средств, денежный капитал;

2) денежные и материальные  средства, сосредоточенные с целью  использования их для определенных  целей (например, фонд заработной  платы);

3) организация, учреждение, созданные для оказания содействия  определенным видам деятельности, социальным группам людей (благотворительные, научные, культурные и т.п. фонды). [27].

Бабаев Ю. А. полагает, что резервы создаются для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей.[28]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что учет фондов и резервов привлекает внимание многих ученых. По моему мнению, все  перечисленные выше точки зрения актуальны на сегодняшний день. Они  дают представление о том, что  такое фонды и резервы и  как ведется их учет.

 

2. ЭКОНОМИКО – ФИНАНСОВАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ГОЖА»

 

СПК «Гожа» – кооперативное предприятие, которое было основано в 1951 году. Производится:

  • выращивание зерновых и зернобобовых культур;
  • выращивание овощей, их семян и  рассады;
  • выращивание сахарной свеклы и семян;
  • выращивание масличных культур  и их семян;
  • выращивание кормовых культур и  их семян;
  • разведение крупно-рогатого скота;
  • производство мяса и молока;
  • выездную розничную торговлю (ярмарки). [33]

Основными видами деятельности СПК «Гожа» являются животноводство и растениеводство.

Чтобы охарактеризовать экономическую  эффективность сельскохозяйственного  производства, используют ряд показателей. Наиболее значимым из них является рентабельность, которая в общем  виде характеризует прибыльность работы предприятия. В 2011 году по сравнению с 2010 рентабельность значительно выросла с 4,1% до 13,7%.

Финансовое состояние  коммерческой организации можно  оценивать с точки зрения краткосрочной  и долгосрочной перспективы. Говоря о ликвидности организации, имеют  в виду наличие у нее оборотных  средств в размере достаточном для погашения краткосрочных обязательств. Количественно ликвидность характеризуется специальными относительными показателями - коэффициентами ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности  дает общую  оценку ликвидности коммерческой организации, показывая, в какой  мере текущие  кредиторские обязательства  обеспечиваются материальными оборотными средствами. Его экономическая интерпретация  очевидна: сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные  активы, приходится на один рубль текущих  пассивов. Коэффициент текущей ликвидности в 2011 по отношению к 2010 году увеличился  с  4,1 до 13,7. Это значит, что предприятие сможет расплатиться по срочным и краткосрочным обязательствам при условии расчетов с дебиторами - благоприятной реализации готовой продукции и продаже в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Этот коэффициент важен для потенциальных инвесторов (покупателей акций) и собственников.

Что касается коэффициента платежеспособности, то он снизился в 2011 году до 0,6, по сравнению с 2010 годом, когда он составлял 0,88.

Чистая прибыль за 2011 год  составила 5 844 000  рублей, добавочный фонд увеличился до 36 764 000  рублей по сравнению с 2010 годом, в котором он составлял 23 624 000  рублей.

Согласно учетной политике резервы предстоящих расходов не создаются. Сумма прибыли в следующих размерах распределяется на создание:

-фонда накопления –  30%

-фонда потребления  - 70%.

         При наличии фонда потребления премии работникам, материальная помощь и другие социальные льготы, оказываемые работникам; выполнение работ, оказание услуг, связанных с благотворительной деятельностью, шефской и социальной помощью другим организациям относить за счет фонда потребления.

Что касается целевого финансирования, то в 2011 году поступление средств  из бюджета сократилось до 2 132 000, тогда как в 2010 году поступления составляли 2 716 000 рублей.

За последние 2010 и 2011 годы можно сказать о том, что эффективность  производства СПК «Гожа» возросла. Несмотря на материальное состояние предприятия, оно реализует далеко не все меры по улучшению результатов реализации своей продукции.

 

3. УЧЕТ ФОНДОВ И РЕЗЕРВОВ  ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Учет уставного капитала  и собственных акций

Уставный капитал –  совокупность вкладов (долей, акций), первоначально  инвестированных учредителями организации  при ее создании для обеспечения  деятельности в размерах, определенных в учредительных документах, в  денежном выражении. Поэтому величина уставного фонда, принимаемая к  бухгалтерскому учету, отражаемая в  балансе, должна соответствовать учредительным  документам. Размер уставного фонда  в бухгалтерском учете может  изменяться лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь или учредительными документами. Бухгалтерский учет уставного  фонда ведут на синтетическом  счете 80 «Уставный капитал». Он предназначен для обобщения информации о состоянии  и движении уставного фонда организации. Счет по отношению к балансу пассивный, по кредиту его отражают увеличение уставного фонда, а по дебету –  его уменьшение. Сальдо по счету 80 «Уставной  капитал» показывает размер уставного  фонда, зафиксированного в учредительных  документах организации.[11, c.238]

Уставный фонд формируется  по-разному в зависимости от формы  собственности организации: в акционерных  обществах -  за счет подписки на акции  акционерами; в обществах с ограниченной ответственностью – за счет вкладов  каждого участника; на государственных  унитарных предприятиях – за счет закрепленного за данной организацией имущества государства; в кооперативах – за счет вкладов членов кооператива; в простых товариществах –  за счет вкладов в общее имущество  по договору простого товарищества и  т.д.

В сельскохозяйственных организациях с коллективно-долевой формой собственности  в уставном фонде выделяют доли каждого  участника в общей коллективно-долевой  собственности. В этих хозяйствах общая  стоимость основных и оборотных средств (за вычетом не подлежащего разделу имущества или передаваемого местным органам власти) делится на имущественные паи участников, определяемые в зависимости от их трудового вклада. Общий размер этих имущественных паев (с учетом имущества, не подлежащего разделу) образует уставный (складочный) фонд организации. .[31, c.393 - 394]

В процессе деятельности изменение  величины уставного фонда возможно в следующих случаях: участник (учредитель) выбывает, реализует долю обществу , при изъятии вкладов дочерними организациями, при покрытии убытка организации (в исключительных случаях), при приеме нового учредителя, направление части прибыли от хозяйственной деятельности на увеличение уставного фонда. В акционерных обществах размер уставного фонда изменяется путем дополнительной эмиссии акций или увеличения их номинальной стоимости. Основанием для отражения в бухгалтерском учете проводок по изменению уставного фонда являются изменения, принятые к учредительным документам и уставу организации.

Информация о работе Фонды и резервы