Фонды и резервы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы - исследовать учет фондов и резервов, а также обобщить информацию по учету и формированию фондов и резервов, дать экономико-финансовую характеристику хозяйства, дать экономико-финансовую характеристику хозяйства.
Исходя из поставленной цели исследования, его основными задачами являются:
ознакомиться с теоретическими основами учета фондов и резервов;
изучить экономическую сущность фондов и резервов;
выявить роль фондов и резервов в современных условиях хозяйствования;
исследовать нормативно-правовое регулирование учета фондов и резервов;
дать экономико-финансовую характеристику хозяйства;

Файлы: 1 файл

VVEDENIE_polnostyu_vse.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

Порядок образования, расходования резервов и их перечень отражается в учетной политике организации.[11, с.246]

Резервный фонд создают в  обязательном порядке акционерные  общества, по своему усмотрению его  могут создавать и предприятия  других форм собственности, если это  предусмотрено их учредительными документами  и учетной политикой. [20]

Другие организации также  могут формировать резервные  фонды за счет чистой прибыли и  отражать их формирование и направления  использования в учетной политике. Размер резервного фонда в этом случае определяется учредительными документами (или последующими протоколами общих  собраний). При этом состав и назначение резервных фондов во многом зависит  от организационно-правовой формы организации.

В организациях могут создаваться  следующие виды резервных фондов:

  • резервный фонд заработной платы;
  • резервный фонд для обеспечения выплаты дивидендов по привилегированным акциям (в случае, когда по итогам отчетного года прибыли окажется недостаточно или организацией будет получен убыток);
  • резервный фонд для обеспечения погашения стоимости корпоративных облигаций акционерного общества и начисленных по ним процентов;
  • резервный фонд для общехозяйственных нужд;
  • иные, создаваемые в соответствии с законодательством и учредительными документами.[21]

Нераспределенная прибыль  — прибыль организации, остающаяся после уплаты налогов, формирования резервного фонда, выплаты дивидендов, и используемая в целях реинвестирования.

Фонд накопления — денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства. Использование  этих средств связано как с развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

Фонд потребления —  денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты  компенсационного характера и другие аналогичные цели.

Валютный фонд формируется  в организациях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку.

Амортизационный фонд создается  в процессе использования капитала и по своей экономической сущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов.[19]

Часть расходов сельскохозяйственных организаций не включается с себестоимость  производимой ими продукции. Эти  затраты имеют специальные целевые  источники финансирования: из бюджета, целевых поступлений от других организаций.

Особую группу таких затрат составляют расходы, осуществляемые предприятиями  по борьбе с болезнями растений и  животных, противоэпизоотические мероприятия, добыча и вывозка торфа, вывозка  и внесение органических удобрений, и т.д. Затраты такого характера  оплачиваются сельскохозяйственными организациями за счет бюджетных средств.

Сельскохозяйственные организации  получают средства из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции в  качестве целевых поступлений на удешевление ремонта сельскохозяйственной техники, закупку запасных частей и  другие цели. Также организации получают инвестиционные субсидии на строительство, реконструкцию и приобретение основных средств, строительство объектов здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, закладку садов и многолетних  насаждений промышленного типа и  другое.[31, с.399-400]

Таким образом,  фонды  предприятия - это запас тех или  иных благ и факторов производства, которые находятся в его собственности  определенный промежуток времени. В  процессе производства часть фондов служит для непосредственного создания товаров и услуг, а другая является средством производства или же основой  функционирования предприятия. Резервы  предприятия - это резервы производства. Данное понятие имеет двоякий  смысл. За ним скрываются, во-первых, запасы предприятия, его страховой  фонд, состоящий из сырья, вспомогательных  материалов, комплектующих изделий, финансовых ресурсов. Они могут быть использованы как для расширения производства, так и в непредвиденных обстоятельствах, грозящих срывом производства. Во-вторых, под резервами производства понимаются возможности улучшения  использования ресурсов предприятия: материальных, финансовых, трудовых за счет применения новых технологий, улучшения организации производства и других мер.

 

1.2.Нормативно - правовое регулирование учета фондов и резервов

Основными нормативными документами, которые регулируют формирование фондов и резервов на предприятиях Республики Беларусь, являются:

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»  принятый 18 октября 1994г. Верховным Советом  Республики Беларусь(ред. от 28.01.2010). Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. Данный закон определяет правовые  и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и предъявлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Действия данного закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы, а также на индивидуальных предпринимателей. [1]

План счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкция по применению плана  счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Постановлением Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь 6 апреля 2004 года № 28 и вступивший в силу 1 января 2004 года. Учитывая, что с 1 января 2012 г. вступил в силу типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, в помощь бухгалтерам сельскохозяйственный организаций предлагается примерный рабочий план счетов. Примерный рабочий план счетов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных организаций разработан на основе типового плана счетов бухгалтерского учета и с учетом специфики сельскохозяйственного производства и содержит полный перечень счетов, включая субсчета, забалансовые счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях. [2]

Типовой план счетов и Инструкция о  порядке   применения   типового плана счетов бухгалтерского учета (утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 29.06.2011 № 50). Настоящая Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливается для коммерческих и некоммерческих организаций и  индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана  счетов бухгалтерского учета и отражению  фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и экономическое  содержание обобщаемых результатов  хозяйственной деятельности. На основе типового плана счетов руководителем  организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая  субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Утвержден новый типовой план счетов бухгалтерского учета.

Типовой план счетов до 1.01.2012 года

Типовой план счетов после 1.01 2012 года

80 «Уставный фонд»

81 «Собственные акции  (доли)»

 

82 «Резервный фонд»

83 «Добавочный фонд»:

83/1 «Фонд переоценки внеоборотных активов»

83/2 « Фонд переоценки  оборотных активов»

83/3 «Эмиссионный фонд»

83/4 «Фонд накопления использованный»

83/5 «Фонд целевого финансирования

использованный»

83/6 «Безвозмездно полученное  имущество»

84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

84/1 «Фонд накопления образованный»

84/2 «Фонд потребления»

86 «Целевое финансирование»  (по видам финансирования»

63 «Резервы по сомнительным  долгам»

59 «Резервы под обесценивание  финансовых вложений в ценные  бумаги»

96 «Резервы предстоящих  расходов»:

96/1 «Резервы на оплату отпусков»

96/2 «Резерв на выплату  вознаграждений за выслугу лет»

96/3 «Резервы на ремонт  и гарантийное обслуживание»

96/4 « Прочие резервы»

80 «Уставный капитал»

81 «Собственные акции  (доли в уставном капитале)»

82 «Резервный капитал»

83 «Добавочный капитал»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84 «Нераспределенная прибыль  (непокрытый убыток)»

 

 

 

86 «Целевое финансирование»

 

63 «Резервы по сомнительным  долгам»

59 «Резервы под обесценивание  краткосрочных финансовых вложений»

96 «Резервы предстоящих  платежей» (по видам предстоящих  платежей)


Несмотря на то, что согласно новому плану счетов субсчета к данной группе счетов отсутствуют, организации  могут открывать к ним соответствующие  субсчета. [3]

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 05.12. 2008 г. № 183 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету хозяйственных  операций, связанных с приватизацией  объектов, находящихся в государственной  собственности». Инструкция определяет порядок отражения в бухгалтерском  учете хозяйственных операций по формированию уставного фонда открытого  акционерного общества, по расчетам за акции, по продаже по конкурсу или  на аукционе предприятия как имущественного комплекса. Определение стоимости  государственного предприятия как  имущественного комплекса, размера  уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения , производится в установленном законодательством порядке. [4]

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (в редакции Декрета  Президента  Республики Беларусь 01.03.2010 № 3) «Об упорядочении государственной  регистрации и ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования». Настоящим Декретом устанавливаются  порядок государственной регистрации  и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, а также  права и обязанности государственных  органов и иных государственных  организаций, осуществляющих государственную  регистрацию субъектов хозяйствования.

Согласно главе 2, статье 7 минимальный размер уставного фонда  устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам, - для  закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам, - для  открытых акционерных обществ.

Минимальные размеры уставных фондов определяются в белорусских  рублях исходя из размера базовой  величины, установленного на день, в  который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган. Требования к определению размера и срокам формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями устанавливаются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.[5]

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 605 «Об  утверждении Положения о резервном  фонде заработной платы». Настоящее  Положение   разработано   на   основании   статьи  76 Трудового  кодекса  Республики   Беларусь   и   определяет   размер, основания,   порядок   создания  и  использования  резервного  фонда заработной платы. Источником  создания  резервного  фонда  является   прибыль, остающаяся в распоряжении    организации,    индивидуального предпринимателя  после уплаты налогов и других обязательных  платежей в бюджет. Резервный  фонд  устанавливается  в  размере до 25 процентов годового фонда заработной платы. Конкретный размер резервного фонда, основания,  порядок  его  создания  и  использования  определяются в коллективных договорах (соглашениях). Средства  резервного фонда входят в состав денежных средств организации,   индивидуального  предпринимателя  и  хранятся  на  их расчетном счете. Отчисления   в   резервный   фонд  производятся  от  прибыли отчетного года.  В текущем году при наличии прибыли в резервный фонд могут производиться авансовые отчисления. [6]

Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 14 декабря 1990г. №463-XII введен в действие Закон  Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь" (с последующими изменениями и дополнениями). Настоящий  Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия. Закон  направлен на обеспечение самостоятельности  предприятия, определяет его права, регулирует отношения предприятия  с другими предприятиями и  организациями, Советами депутатов, органами государственного управления, действует  в сочетании с другими законами Республики Беларусь. Настоящий Закон распространяется на все предприятия, расположенные на территории Республики Беларусь.[7]

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 27. 06. 2008 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости  чистых активов и признании утратившими  силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». (В редакции Постановлений Министерства Финансов Республики Беларусь от 11.01.2010 г. №2, 08.04.2010г. №45, 19.10.2010г. №113, 30.11.2010 г. №143) . Инструкция о порядке расчета стоимости чистых активов устанавливает порядок расчета стоимости чистых активов коммерческими организациями (кроме банков), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность и ведущими бухгалтерский учет, а также состав активов и пассивов, принимаемых к расчету стоимости чистых активов, с учетом особенностей осуществляемой организациями деятельности. Стоимость чистых активов определяется на 1 января организациями (кроме страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг) на основании данных бухгалтерского баланса, как разница между стоимостью активов и пассивов, принимаемых к расчету. [8]

Декрет президента Республики Беларусь от 16 года №11 «О государственной  регистрации и ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования» (с изменениями и дополнениями от 16 января 2009 г. № 1). В декрете определены минимальные размеры уставного фонда коммерческих организаций. [22]

Указ президента Республики Беларусь от  15 марта 2011 г. № 114 «О некоторых  вопросах применения первичных учетных  документов». Документ принят в целях  реализации отдельных мероприятий Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".

Указ предусматривает  значительное сокращение обязательных к применению первичных учетных  документов, уменьшение количества обязательных сведений в них и неприменение административной ответственности  за отсутствие и (или) указание недостоверных  сведений, не являющихся обязательными, в этих документах.

Информация о работе Фонды и резервы