Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа
Объектом исследования дипломной работы является SIA «Itella Logistics», которое занимается транспортными, складскими, таможеными услугами, дистрибуцией. Компания-учредитель концерна Itella Oyj полностью принадлежит финскому государству. На сегодняшний день, компания объединяет в себе несколько структур, призванных обеспечить комплексные решения в рамках логистической цепочки движения товара от производителя до конечного потребителя.
Предметом исследования является процесс бюджетирования в организации.
Цель курсовой работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации.
Введение 2
1. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.1. Сущность и основные принципы финансового планирования 4
1.2. Процесс бюджетирования 6
1.3. Виды бюджетов 11
1.4. Бюджет коммерческих расходов 16
2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.1. Информация о предприятии 20
2.2. Анализ деятельности SIA «Itella Logistics» 22
2.3. Сводный бюджет доходов и расходов анализ 30
Заключение. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных5.
На современном промышленном предприятии задача бюджетирования состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством:
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны6.
Достоинства бюджетирования:
Недостатки бюджетирования7:
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т.п.).
Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.
Кроме
того, функции бюджета изменяются
в зависимости от того, в какой
фазе формирования и реализации он
находится. В начале отчетного периода
бюджет представляет собой план продаж,
расходов и других финансовых операций
в наступающем периоде. В конце он играет
роль измерителя, позволяющего сравнивать
полученные результаты с плановыми показателями
и корректировать дальнейшую деятельность.
1.3. Виды бюджетов
В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают:
В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких – либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными.
В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают:
Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями.
Скользящий бюджет – это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.
Пример (скользящий бюджет)
1 января 2010 г составляется бюджет на 12 мес. до 31 декабря 2011 г.
1 февраля 2011 г:
● сравниваются фактические и плановые показатели за январь;
● если бюджет на январь оказался нереалистичным, проводится корректировка бюджета на оставшиеся 11 мес.;
●разработывается
бюджет еще на 1 мес. вперед до января
2012 г.
Таблица 1.1.
Классификационный признак | Вид бюджета |
По сферам деятельности предприятия | Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего времени содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по данной деятельности |
Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности | |
Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств | |
По видам затрат | Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг) |
Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д. | |
По широте номенклатуры затрат | Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т.д.) |
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т.п.) | |
По методам разработки | Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы (расходы по обеспечению охраны предприятия). |
Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов | |
По длительности планируемого периода | Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления | Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения) |
Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия | |
Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации | |
По непрерывности планирования | Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов |
Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый | |
По степени содержания информации | Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено |
Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим |
Классификация
бюджетов по основным классификационным
признакам
Различают два основных метода бюджетирования:
Суть первого метода заключается в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. Это означает, что менеджеры должны будут готовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и прибыль от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. В результате высшее руководство получит информацию, позволяющую лучше определить приоритеты: если окажется, что существующей сферы деятельности низкий рейтинг, может последовать перевод ресурсов из нее в новую деятельность, с более высоким рейтингом.
Метод расчета бюджета на нулевой базе также используется в случаях, когда на начальной стадии процесса бюджетирования некоторые подразделения (центры финансовой ответственности) в план включают запас в предчувствии последующего урезания. В этом случае необходимо сокращать расходы бюджета таких центров ответственности на стадии планирования. Подобная практика может закрепиться, если будет использована система, по которой бюджет составляется на основе фактических затрат предыдущего года. При таком подходе бюджет с запасом активно будет использоваться для обеспечения достаточно прочной базы на последующий период. В этой связи целесообразно использовать методы расчета плана с нулевой базой.
Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. [5, c. 106]
Основными бюджетами, составление которых обязательно для каждой организации, являются:
Процесс формирования отдельного основного бюджета включает: разработку формата документов, определение перечня необходимых первичных документов, установление временного регламента составления бюджета, разработку схемы консолидации бюджета, определение ответственных лиц за составление бюджета, сбор и обработку информации.
Задача службы менеджера по продажам — грамотно рассчитать цену на услугу, которая принесет максимальный доход.
Определяя возможный уровень цен, следует хорошо понимать взаимоотношения между ценой и покупками потребителей и их представлениями. С позиции экономической теории эта взаимосвязь определяется тем, что рыночная равновесная цена на товар достигается при соответствии спроса со стороны покупателя и предложения со стороны продавца. Первого интересует потребительная стоимость, определяющая, являются ли эти издержки общественно необходимыми (способен ли товар удовлетворять общественные потребности), второго — стоимость, обусловливаемая затратами коммерческой организации.
Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет.
После того как сформирован бюджет продаж, следующий шаг — определение размера денежных поступлений от этих продаж.
1.4.
Бюджет коммерческих
расходов
Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. К ним относятся: комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям; транспортные услуги; расходы на рекламу; расходы на тару и упаковку; представительские расходы и т.д.
Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.
Назначение бюджета управленческих расходов состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления организацией в целом.