Филосовские проблемы и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение, становление (генезис, от греч. – рождение, происхождение) философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Но за этим линейным движением «от... к» стоит множество вопросов проблемного характера, главный из которых – что такое философия. Среди самих философов нет единодушия по этому вопросу. Очевидный факт, что философские истины не единственные в мире

Оглавление

Философские проблемы и их характеристика………………………………………….3
Своеобразие философских вопросов…………………………………………………….5
Основной вопрос философии…………………………………………………………….7
Философия новоевропейского естествознания………………………………………...12
Философские работы и мысли. Р. Декарт………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 54.13 Кб (Скачать)

ФГБЩУ ВПО

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  « БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

КУРС     1   ШИФР     3269

 

 

КОНТРОЛЬНА РАБОТА

ПО ФИЛОСОФИИ

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

ДАТА РЕГИСТРАЦИИ РАБОТЫ:

 

КАФЕДРОЙ

 

 

Г. ТУЛА

 

 

Содержание

 

  1. Философские проблемы и их характеристика………………………………………….3
  2. Своеобразие философских вопросов…………………………………………………….5
  3. Основной вопрос философии…………………………………………………………….7
  4. Философия новоевропейского естествознания………………………………………...12
  5. Философские работы и мысли. Р. Декарт………………………………………………14

 

Философские проблемы и их характеристика

 

 

Возникновение, становление (генезис, от греч. – рождение, происхождение) философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Но за этим линейным движением «от... к» стоит множество вопросов проблемного характера, главный из которых – что такое философия. Среди самих философов нет единодушия по этому вопросу. Очевидный факт, что философские истины не единственные в мире. С древности и до сегодняшнего дня нигде в мире философия не была той формой истины и мышления, которой живет большинство людей. Часто она принимает обличье видимости философии и философствования. И все же философия существует более двух с половиной тысяч лет, являясь неотъемлемой частью человеческой духовности, культуры, познания.

Философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.[1]

Кроме познания мира как единого, его основ и глубинной сущности, философская мудрость предполагала также раздумья о природе человека, его сущности, предназначении, смысле жизни. Первоначальные представления о человеке сложились задолго до того, как возникла философия. Человек необъясним, загадочен, божественен. Древние люди всегда рассматривали человека как часть общества, а общество как часть космоса. Для них природа и человек не противостояли друг другу, а потому им и не должны были соответствовать два различных способа познания. Природные вещи и явления мыслились в терминах человеческого опыта, а человеческий опыт – в терминах космических явлений. По мере развития человека мир мыслился по аналогии с человеческой жизнью, ее условиями и закономерностями. Создание мира представлялось как рождение при наличие родителей всего сущего. Такой парой прародителей были Земля и Небо. Сотворение мира и людей мыслится как рождение от Великой матери, будь то богиня (как в Греции), или же демон (как в Вавилоне), или существо мужского пола (как в Египте). Так возникало понимание некоего генеалогического родства природы и всего живого.

Несмотря на еще присутствующую власть мифа, можно подчеркнуть, что философское знание изначально обладает человеческим измерением. Уже в ранних философских построениях ставятся вопросы человеческого сознания, познания, способностей. Они связываются с наличием у человека души и тела. Душа тождественна разуму. Достаточно высоко ценится и телесность человека. Уже Гераклит утверждает, что проникнуть в тайну природы невозможно, не раскрыв тайну человека. Сократ, афинский философ, вообще оставил философии только один вопрос: «Что есть человек?». Единственный универсум, который должна исследовать философия – это универсум человека; самопознание ведет к человеческому пониманию мира, к уяснению каков он есть, каким будет.

Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй – вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития философии и т.д.

Не сразу отчетливо проявилась и выкристаллизовалась философская проблематика: осознание мира и его устройства, структуры; познание себя, человеческого мышления; поиск универсальных причин и связей мира и т.д.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи – только формировались.

Принципиальная характеристика философских проблем – невозможность их окончательного решения. Это так называемые «вечные» проблемы, «конечные» вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Своеобразие философских вопросов

 

 

Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывается собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако ни одна из наук кроме философии не занимается специальным вопросом,  что такое «необходимость», «случайность». Такие понятия являются предельно широкими,  всеобщими, универсальными. Основные вопросы, основные задачи или проблемы философии касаются выяснения отношений человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

Специфику философских вопросов можно выразить так, как это сделал И.Кант:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • На что я смею надеяться?
  • Что такое человек?

Приведенные вопросы показывают, что философия включает в себя достаточно серьезные знания о мире, носящие самый общий характер, и вместе с тем — оценочные моменты, связанные с выражением отношения человека к миру и самому себе. Следовательно, для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие мировоззрения. Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обыденного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться систематично и целенаправленно. Поэтому его компоненты могут быть соединены эклектично, а могут быть системными. Для выявления сущности мировоззрения выделяют его уровни и элементы. Чаще всего говорят о двух уровнях мировоззрения — мироощущении и миропонимании (при этом опускается промежуточный уровень — мировосприятие).

Под первым понимается стихийно складывающаяся способность человека ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть основана на бессознательных процессах.

Миропонимание — более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропонимание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретическое. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки. Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира. В зависимости от способа понимания мира выделяют также образно-эмоциональное и логико-понятийное мировоззрение. Первое содержит образы, связанные ассоциативно, второе оперирует абстрактными понятиями, взаимосвязанными логически. [2]

Если уровни мировоззрения отражают определенную иерархию, вертикальную» его структуру, то компоненты — «горизонтальную» структуру, элементы которой не находятся в отношениях подчинения. Можно выделить два основных компонента мировоззрения — познавательный и ценностно-нормативный (хотя иногда выделяют и больше).

Познавательный компонент (картина мира) включает в себя наиболее общие знания о мире. Картина мира может быть научной, религиозной или философской, выделяя из науки или религии самые общие представления о мире, либо опираясь на философию. Ценностно-нормативный компонент содержит идеалы, абсолюты, ценности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоззрения отражает отношение человека к миру, регулирующее, в конечном счете, его поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной вопрос философии

 

 

Существуют вопросы, которые претендуют на роль основных для всех философских учений. Это прежде всего вопрос о субстанции, то есть такой основе мира, которая определяет его единство и без которой он не существует. Этот вопрос был сформулирован Ф.Энгельсом как «основной вопрос философии»: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

    • объективный идеализм;
    • субъективный идеализм;
    • материализм;
    • вульгарный материализм;
    • дуализм;
    • деизм;
    • гносеологической (познавательной) стороны:
    • гностицизм;
    • агностицизм;
    • эмпиризм (сенсуализм);
    • рационализм. 

 

 

 

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

    • материализм;
    • идеализм;
    • дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

- материя реально существует;

- материя существует независимо  от сознания (то есть существует  независимо от мыслящих существ  и от того, мыслит о ней кто-либо  или нет);

- материя является самостоятельной  субстанцией – не нуждается  в своем существовании ни в  чем, кроме самой себя;

- материя существует и  различается по своим внутренним  законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи  отражать саму себя (материю);

        - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется  материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.[3]

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

субъективный идеализм (Беркли, Юм).

 

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

    • реально существует только идея;
    • идея первична;
    • вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
    • «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);
    • «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
    • каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);
    • большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
    • отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

идеи существуют в разуме человека;

образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

 Дуализм как философское  направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в  том, что:

существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).[6]

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

эмпиризмом (сенсуализмом);

рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

мир познаваем;

возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

мир непознаваем;

возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует - Бога не существует».

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».[5]

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия новоевропейского естествознания

 

 

XVII в. ознаменовал наступление  нового этапа в эволюции европейской  философской мысли. В эпоху Нового времени философия развивалась в тесном контакте с наукой, принявшей характер систематического исследования природы, основанного на наблюдении, эксперименте и использовании математики. Под влиянием экспериментально-математического естествознания в новоевропейской философии господствовали метафизика и механицизм. Для механицизма XVII -- XVIII вв. было характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественного своеобразия законов природы, стремление объяснить движение и взаимодействие объектов, исходя из законов классической механики.

Гносеологическая проблематика стала преобладающей в новоевропейской философии, а поиск метода научного познания во многом определил философский облик XVII века. При решении проблемы метода в философии Нового времени сложились два метафизических в своей сути подхода, по-разному трактовавшие источник и природу человеческого знания - эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (греч. empeiria-- опыт) новоевропейской философии возник как результат транформации весьма давней гносеологической традиции сенсуализма (лат. sensus -- чувство, ощущение) под влиянием развивающегося естествознания. Суть сенсуализма заключается в абсолютизации роли чувственного познания, в рассмотрении чувственного опыта человека как исчерпывающего источника познания им окружающего мира. Эмпиризм утверждал, что все знание основывается на опыте. Сторонники эмпиризма акцентировали внимание на экспериментальных методах исследования природы и рассматривали индуктивный метод в качестве средства обобщения данных эксперимента.

Разработка идей материалистического эмпиризма в Новое время начинается Ф. Бэконом, которому принадлежит постановка проблемы научного метода исследования природы. Учение Ф. Бэкона стало отправной точкой формирования не только философии Нового времени, но и стиля мышления этой исторической эпохи.[2]

С именами философов-материалистов Т. Гоббса и Дж. Локка, разделявших позиции эмпиризма, связано также становление новых социальных идей в философии XVII в. Концепции политической философии, созданные этими мыслителями, в частности, утверждали необходимость подчинения всех людей одним и тем же юридическим законам (при естественном несходстве разных индивидов) на основе «общественного договора», без которого они не способны к мирному сосуществованию друг с другом.

Идеалистическое крыло в эмпиризме представлено Д. Юмом и Дж. Беркли, в XVIII в. заложившими субъективно-идеалистическую традицию в классической философии.

Рационализм (лат. ratio -- разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания - ощущениями, восприятиями, представлениями. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу, включающему интеллектуальную интуицию. Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. В противоположность эмпиризму программа обоснования знания у основателя новоевропейского рационализма Р. Декарта предполагала использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания - с другой. Обособив ум человека от всего телесного, Р. Декарт сформулировал концепцию двух субстанций: души и тела, атрибутами которых являются мышление и протяжение. Дуализм Р. Декарта преодолел Б. Спиноза, выдвинувший материалистическую идею единой субстанции - протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя. Идеи рационализма Б. Спиноза воплотил и в решении этических проблем. Человек, с его точки зрения, должен руководствоваться в своей деятельности только разумом.

XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверииВеликой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества.[6]

Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.

Для философии французского Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.

Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию. Видные мыслители французского Просвещения развивали теории “естественного права” и общественного договора”. Революционный смысл этих теорий состоял в защите права народа на восстание, если власть нарушает условия договора и становится тиранической.

Во второй половине XVIII и в начале XIX века просветительские идеи получили распространение в России (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и Просвещения разрабатывались в трудах К. Нарбута, И. Массальского, К. Бощеславского и других.

 

 

Философские работы и мысли. Р.Декарт

 


Рене Декарт (1596 - 1650) родился в семье, принадлежавшей к знатному роду Турени, что предопределяло его будущее на стезе воинской службы. В школе иезуитов, которую закончил Декарт, у него обнаружилась сильная склонность к занятиям математикой и безусловное неприятие схоластической традиции. Ратная жизнь (а Декарту пришлось участвовать в Тридцатилетней войне) не привлекала мыслителя и в 1629 г. он оставляет службу, удаляется от света, избирает местом своего пребывания самую свободную тогда страну Европы - Голландию - и в течении 20 лет занят исключительно научными трудами. В 1649 г. он принимает приглашение шведской королевы Христины помочь ей основать Академию Наук. Непривычный для философа режим дня (встречи с «царственной ученицей» в 5 часов утра), суровый климат Швеции и напряженная работа стали причиной его преждевременной кончины.

 Декарт по праву  считается одним из основателей  философии нового времени. Ему  принадлежит заслуга ясной и  глубокой формулировки основных  интуиций и допущений рассматриваемого  нами классического периода новоевропейской  философии.

 Отправной точкой философствования  Декарта становится общая им  с Бэконом проблема достоверности  знания. Но в отличие от Бэкона, который ставил на первый план  практическую основательность знания  и акцентировал значение предметной  истинности знания, Декарт искал  признаки достоверности познания  в сфере самого знания, его  внутренних характеристик. Отклоняя, подобно Бэкону, авторитет как  свидетельство истины, Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надежности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчетливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Располагая такими очевидными истинами, можно уверенно проводить доказательства, относящиеся к сложным и заведомо неясным случаям.

 Декарт развивает специальное  учение о методе, которое он  сам резюмирует в следующих  четырех правилах:

1) Не принимать ничего  на веру, в чем с очевидностью  не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению;

2) разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько  частей, сколько возможно и необходимо  для наилучшего ее разрешения;

3) располагать свои мысли  в определенном порядке, начиная  с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу;

4) делать всюду перечни  настолько полные и обзоры  столь всеохватывающие, чтобы быть  уверенным, что ничего не пропущено.

 Эти правила можно  обозначить соответственно как  правила очевидности (достижение  должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей  своей полноте) и контроля (позволяющего  избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). Продуманный так метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию. Первая проблема состояла в том, чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания.

 Декарт предлагает  с этой целью прибегнуть к  методическому сомнению. Только  с его помощью можно отыскать  истины, усомниться в которых  невозможно. Следует заметить, что  испытанию на несомненность предъявляются  исключительно высокие требования, заведомо превосходящие те, что  вполне удовлетворяют нас, скажем, даже при рассмотрении математических  аксиом. Ведь и в справедливости  последних можно усомниться. Нам же необходимо найти такие истины, в которых усомниться невозможно.

 Можно ли сомневаться  в своем собственном существовании, в существовании мира, Бога? В  том, что у человека две руки  и два глаза? Подобные сомнения  могут быть нелепы и странны, но они возможны. В чем же  нельзя усомниться? Заключение Декарта  лишь на первый взгляд может  представиться наивным, когда он  такую безусловную и неоспоримую  очевидность обнаруживает в следующем: я мыслю, следовательно, существую (лат., cogito, ergo sum). Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Мышлению отвечает (для самого мыслящего «Я») особая, неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли самой себе.

 Декарт получил лишь  одно несомненное утверждение - о  самом существовании познающего  мышления. Но в последнем заключено  много идей, некоторые из которых (например, математические) обладают  высокой очевидностью как идеи  разума. Так, в разуме заложено  убеждение, что кроме меня существует  мир. Как доказать, что все это  не только идеи разума, не самообман, но и существующее на самом  деле? Это вопрос об оправдании  самого разума, о доверии к  нему.

 Декарт разрешает эту  проблему следующим образом. Среди  идей нашего мышления находится  идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт самого человека  свидетельствует о том, что мы, люди, существа ограниченные и  несовершенные. Каким же образом  эта идея оказалась присуща  нашему уму? Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, что сама эта идея вложена в нас извне, а ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им же. Так, Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму.

 Вся система аргументации  Декарта делает вполне понятной  его мысль о существовании  врожденных идей в качестве  одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи. Ясность и отчетливость представлений являются поэтому и критериями истинности (достоверности) наших знаний.

 Декарт полагает, что  все возможные вещи составляют  две самостоятельных и независимых  друг от друга (но не от создавших их Бога) субстанции - духовную и телесную. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление. Телесная природа последовательно представлена у Декарта концепцией механицизма. Вечно движущийся мир, подчиненный законам механики, исчислимый математико-геометрическим образом, заготовлен для триумфального шествия математического естествознания. Природа - чисто материальное образование, ее содержание исчерпывается исключительно протяжением и движением. Основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методически контролируемого построения механических моделей, разрешимы все познавательные задачи, обращенные к природе. Так, животные и человеческие тела подчинены действию тех же механических принципов и представляют собой «самодвижущиеся автоматы», никаких «живых начал» в органических телах (как растительных, так и животных) не имеется.[4]

 Наиболее трудная проблема  философии Декарта отношение  души и тела у человека. Если  у животных нет души, и они  представляют собой бездушные  автоматы, то в случае человека  это очевидным образом не так. Человек способен управлять своим  телом с помощью ума, а ум - испытывать  на себе влияние тела. Сложность  проблемы заключалась в объяснении  воздействия двух совершенно  разных по своей природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделима. Тело протяженно, делимо и сложно. Декарт, проявлявший большой интерес  к успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием  к шишковидной железе, расположенной  в центральной части головного  мозга, и связал с ней место, в котором душевная субстанция  взаимодействует с телесной. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, но она «пребывает» в указанной железе, она - «седалище души». Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического взаимодействия.[6]

 Основные моральные  установки картезианства легко  извлекаются из общей направленности  его философии. Укрепление господства  разума над чувствами и страстями  тела - исходный принцип для поиска  формул нравственного поведения  в самых разнообразных жизненных  ситуациях. Декарта отличает своего  рода растворение феномена воли  в чистом интеллектуализме. Свобода  воли определяется им посредством  указания на следование «логике порядка». Одно из жизненных правил Декарта звучит так: «Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей».

 Начиная с Декарта, новые ориентации философской  мысли, в которых центральное  место занимает мысль и сам  человек, обретают классически ясный  характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Греков А.М. Введение в философию. М., 2006г
  2. Философия. Конспект лекций. Н.И. Шашков, Л.Д. Ерохина, А.П. Шендерецкая.М.,2007г
  3. А. Г. Спиркин «Философия» – Москва, 2000г
  4. «Философия»Учебник.2-е изд., перераб. и доп.М.: ТОН - Остожье, 2001
  5. А. А. Горелов «Основы философии» – Москва, 2003г
  6. 6.Электронный источник [Режим доступа - http://nuru.ru/philos/003.htm]

 

 

 

 


Информация о работе Филосовские проблемы и их характеристики