Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:00, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
− рассмотреть теоретические аспекты, связанные с управленческим учетом движением готовой продукции;
− оценить движение готовой продукции в ОАО «Медоборудование»;
− сделать анализ отпуска готовой продукции;
− сформулировать предложения по совершенствованию управленческого учета движения готовой продукции в ОАО «Медоборудование».
Введение 5
1. Теоретические аспекты управленческого учета движения готовой продукции 7
1.1. Понятие готовой продукции и особенности ее движения 7
1.2. Показатели, характеризующие движение готовой продукции 9
1.3. Реализация готовой продукции как завершающий этап движения продукции 14
2. Оценка управленческого учета движения готовой продукции в ОАО «Медоборудование» 17
2.1. Оценка поступления готовой продукции и определение ее себестоимости 17
2.2. Анализ отпуска готовой продукции покупателям по договорам 21
2.3. Оценка динамики реализации готовой продукции на предприятии 25
2.4. Возможности совершенствования управленческого учета движения готовой продукции в ОАО «Медоборудование» 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Система
учета содержат показатели о текущей
отгрузке, сумме издержек, объеме складских
запасов готовой продукции, движении денежной
наличности, данные о дебиторской и кредиторской
задолженности. В дополнение к этому привлекается
информация о выпуске продукции в натуральном
и стоимостном измерении по полному ассортименту;
о качестве продукции, браке. На рисунке
2.1 представлены схемы учета отгрузки
готовой продукции по договорам ОАО «Медоборудование».
Рисунок 2.1 − Схема учета информации отпуска готовой продукции
ОАО «Медоборудование»
Кроме того, управленческий учет движения готовой продукции, требует информацию для выработки стратегии предприятия − сведения о видах продукции, оценках, расширении объема выпуска продукции, завоевании рынка.
Одной из особенностей информации о отгрузке продукции является ее периодичность. Управленческому аппарату информация должна поступать в срок 3 − 5 дней, ежедневно, еженедельно, но не в конце месяца.
Другая особенность информации − ее прогнозный характер, обеспечивающий установление зависимости между отдельными показателями. Прогноз в свою очередь готовит информацию для принятия решений по улучшению деятельности служб маркетинга.
Таким образом, система учета отгрузки продукции − постоянно действующая система, представляющая собой совокупность информационных процессов о производстве, сбыте для удовлетворения потребности в информации служб с целью проведения анализа, планирования, выработки стратегии предприятия, внедрения и контроля.
Принятие управленческих решений относительно ассортимента готовой продукции осуществляется на основе информации финансового отчета. При этом предприятия выпускают продукцию в широком ассортименте, которую реализуют различными путями: в больших и малых размерах, посредством оптовой и розничной торговли, с доставкой и без нее потребителям с различным географическим и территориальным расположением.
Оценка каждого сегмента предпринимательской деятельности представляет собой проблему для бухгалтера, учитывающего издержки производства. Ее разрешение происходит в процессе разработки системы контроля за ассортиментом выпуска наиболее рентабельных продуктов и валовой прибыли предприятия. Несмотря на специфичность системы контроля для каждого предприятия, она должна включать следующие типовые процедуры:
− наблюдение за рентабельностью каждого продукта;
− контроль за валовой прибылью, полученной от каждого продукта;
− определение отклонений фактической прибыли от ожидаемой;
− расчет структуры издержек, исключение чрезмерных скрытых издержек;
− расчет возмещения накладных расходов, приходящихся на отдельный продукт;
− влияние изменения цен на эластичность спроса и другие контрольные процедуры, используемые на предприятии.
Использование контрольных процедур позволяет определить, каков должен быть объем производства, чтобы обеспечить ожидаемую прибыль, какую цену реализации следовало бы установить, чтобы получить конкретную величину прибыли, структура реализованной продукции.
На рисунке 2.2 представлен возможный способ наиболее рентабельного определения реализации продукции.
Рисунок
2.2 − Прибыль ОАО «Медоборудование» в
зависимости от объемов производства
и реализации продукции
Линия переменных расходов (ОК) проведена из расчета 2000 шт. изделий и 100000 т. руб. на единицу объема производства. Постоянные издержки (КО) равны разнице между совокупными (АО) и переменными, (ОК) издержками.
Постоянные издержки считаются постоянной величиной для всего диапазона объема производства. Сумма постоянных издержек в размере 40 000 тыс. руб. прибавляется к переменным издержкам, в результате линия совокупных издержек проводится параллельно линии переменных издержек. Маржинальный доход представлен на графике между линией дохода от реализации (ОС) и линией переменных затрат. Приемлемый диапазон задач в пределах от 600 до 2000 шт. единиц продукции.
После общего анализа составляется таблица индивидуальных вкладов в прибыль каждым продуктом или ассортиментом продукции (таблица 2.7)
Таблица 2.7 − Структура рентабельности готовой продукции ОАО «Медоборудование» при реализации
Наименование продукта | % рентабельности продукта | Маржинальный доход, руб. | Структура ассортимента продукции, % |
Задвижки | 62 | 10000000 | 20 |
Оборудование | 60 | 20 000 000 | 40 |
Инструменты | 50 | 20 000 000 | 40 |
Совокупный доход 50000000 |
Из таблицы 2.7 видно, что наименьший процент рентабельности в реализации готовой продукции имеет задвижки. В результате производства этого продукта упала общая рентабельность производства (табл. 2.8).
Таблица 2.8 − Зависимость рентабельности производства от рентабельности конкретного продукта
Показатели | До производства продукта в, тыс. руб. | После производства продукта в, тыс. руб. |
Выручка от реализации | 49500 | 89500 |
Переменные издержки | 19500 | 39500 |
Маржинальный доход | 30000 | 50000 |
Постоянные издержки | |
|
прямые | 6800 | 21 500 |
косвенные | 16000 | 16000 |
Прибыль | 7200 | 12500 |
Средняя рентабельность производства, % | 61,0 | 55,9 |
Данные табл. 2.8 показывают, что рентабельность, исчисленная по маржинальному доходу, упала с 61 до 55,9%, в то время как по прибыли она возросла с 14,5 до 16%. оборудование, которое сразу заняли 40% общего совокупного маржинального дохода, имеет значительные начальные издержки, которые начнут уменьшаться по мере получения информации о производстве и маркетинге этого продукта. Задвижки имеют более высокую цену относительно другой продукции. Это обстоятельство, возможно, побудит руководство принять решение относительно изменения ассортимента продукции.
Одним из этапов движения готовой продукции является реализация. Учет и анализ динамики реализации готовой продукции помогает делать прогнозы на дальнейшее производство, определить и запланировать возможный доход предприятия (таблица 2.9)
Таблица 2.9 − Динамика реализации продукции ОАО «Медоборудование» в сопоставимых ценах за 2003-2007 г.г.
Год | Объем производства продукции, т.руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, т.руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2003 | 90000 | 100 | 100 | 89500 | 100 | 100 |
2004 | 92400 | 102,7 | 102,7 | 92600 | 103,4 | 103,4 |
2005 | 95800 | 106,4 | 103,6 | 94300 | 105,4 | 101,8 |
2006 | 94 100 | 104,5 | 98,2 | 93500 | 104,4 | 99,2 |
2007 | 100800 | 112 | 107,1 | 96600 | 107,9 | 103,0 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации − на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Оценка выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 2.10.
Таблица 2.10 − Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции ОАО «Медоборудование» за 2007 год
|
Из таблицы 2.10 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации − только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таким образом, учет и анализ динамики реализации готовой продукции помогает делать прогнозы на дальнейшее производство, определить и запланировать возможный доход предприятия. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Изучив теоретические аспекты и оценив практический вариант движения готовой продукции в ОАО «Медоборудование».
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 2.11).
Таблица 2.11 − Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель | Сумма в плановых ценах, тыс. руб. | ||
план | факт | +, - | |
1. Остаток готовой продукции на начало года | 2000 | 2000 | − |
2. Выпуск товарной продукции | 96000 | 100800 | +4800 |
3. Остаток готовой продукции на конец года | 2200 | 3545 | +1345 |
4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З) | 95800 | 99255 | +3455 |
5.
Остаток товаров, отгруженных покупателям:
5.1. на начало года 5.2. на конец года |
4450 5000 |
4500 7155 |
+50 +2155 |
6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) | 95250 | 96600 | +1350 |