Денежная система России и особенности её функционирования в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы на современном этапе развития экономики очевидна.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности денежной системы в общем виде, чтобы на основе этих знаний понять устройство денежной системы России. Понимание этого вопроса невозможно без изучения истории возникновения денежной системы России, ее эволюции, ее особенностей, ее отличия от других систем. В свою очередь, изучение современного состояния денежной системы РФ позволит понять перспективы ее развития, пути ее совершенствования, трудности, стоящие на этом пути (в частности, мировой финансовый кризис).
При написании курсовой работы были использованы труды О.И.Лаврушина, А.С.Булатова, Е. Борисова.

Оглавление

Введение
1. Сущность денежной системы
1.1 Понятие денежной системы: определение, структура и элементы
1.2 Типы денежных систем
2. Основные положения денежной системы России
2.1 Эволюция устройства денежной системы России
2.2 Современное состояние денежной системы России, её особенности и отличия от денежных систем других стран
2.3 Правовое регулирование отдельных элементов денежной системы РФ. Роль Банка России в регулировании денежной системы РФ.
2.4 Перспективы развития денежной системы РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Денежная система России.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

В 1992 году после распада СССР России не удалось сохранить единое рублевое пространство, так как бывшие союзные республики как независимые государства стали проводить денежные реформы для создания собственных национальных денежных систем. Это заставило Россию осуществить собственную денежную реформу.

С 24 июня 1993 года в  обращении остались только банкноты Банка России образца 1993 года номиналом в 100, 200, 1000, 5000 и 50 000 рублей. Монеты Банка России и монеты СССР образца 1961 года из обращения изъяты не были, но они настолько обесценились, что реально купить на них ничего было нельзя.

Граждане  Российской Федерации и лица, имевшие  прописку или вид на жительство на территории России, имели право один раз лично обменять до 100 000 рублей старые купюры на купюры образца 1993 года. Остальные суммы зачислялись на срочный депозит в Сбербанке России сроком на шесть месяцев с начислением процентов по счету. Для граждан других государств, временно находившихся на территории России, при обмене был установлен лимит в 15 000 рублей.

Денежная  реформа 1992-1993 годов сформировала российскую денежную систему, но она не ставила задачи оздоровления денежного обращения и укрепления позиций национальной валюты. В стране раскручивалась гиперинфляция, нарастал бюджетный дефицит, сокращался реальный спектр экономики и объем ВВП.

С целью  усиления средств защиты денежных знаков в 1995 году в обращение была выпущена новая серия купюр достоинством в 1000, 5000, 10 000, 50 000, 100 000 и 500 000 рублей.

В конце 1997 года Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации объявили о деноминации – изменении нарицательной стоимости денежных знаков с одновременным соответствующим изменением масштаба цен. Целью деноминации являлись упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране.

Деноминация должна была способствовать стабилизации экономики, сохранению контроля над инфляцией. К этому времени инфляционные процессы в стране находились под жестким контролем Банка России, нормализовались расчеты в бюджетной сфере, что привело к росту доходов бюджета.

Обмен на новые денежные знаки достоинством в 5, 10, 50, 100 и 500 рублей происходил в течение 1998 года по курсу 1 : 1000.

Деноминация рубля должна была стать завершающим  этапом стабилизации денежного обращения в стране после перехода к рыночной экономике, свободным ценам, гиперинфляции 90-х годов. Однако августовский кризис 1998 года сорвал временную стабилизацию денежного обращения. 

2.2 Современное состояние  денежной системы  России, её особенности и отличия от денежных систем других стран

Денежная  система Российской Федерации относится сегодня к денежной системе рыночного типа.

В Российской Федерации официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории нашей страны принадлежит Центральному банку Российской Федерации (Банку России).

Банк  России утверждает образцы банкнот  и металлических монет, которые имеют законную платежную силу. Банковские билеты и металлические монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости на всей территории России во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Платежи на территории России осуществляются в виде наличных и безналичных расчетов. Банк России утверждает образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов (платежные поручения, векселя, чеки).

Для осуществления  эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания коммерческих банков и организаций в главных территориальных управлениях Банка России, расчетно–кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет.

Важная  роль денег в рыночной экономике  требует не только качественного 

(теоретического) определения их сущности и  функций, но и их количественного (эмпирического) измерения.

В современной экономической литературе выделяют два подхода к измерению денежной массы:

1) трансакционный  подход, или измерение денег в  функциях средства обращения и платежа;

2) ликвидный  подход, или измерение денег не  только в функциях средства обращения и платежа, но и сохранения стоимости (накопления).

Под денежной массой с точки зрения этого подхода понимается совокупность общепринятых, определяемых органами денежно-кредитного регулирования, ликвидных активов, выполняющих функции денег. Таким образом, в состав денежной массы включаются высоколиквидные активы, которые могут быть быстро обращены в деньги для выполнения ими функций обращения и платежа, причем «превращение» их в деньги должно произойти без потери номинальной стоимости и без существенных затрат.

В качестве альтернативных измерителей денежной массы используются денежные агрегаты – элементы денежной массы, которые различаются по степени ликвидности (см. Приложение 1).

Денежный  агрегат как показатель объема и  структуры денежной массы в советской теории денег и кредита не был признан. Считалось, что использование денежных агрегатов не позволяет делать различие между деньгами как таковыми и субститутами денег, подобием денег, т.е. многочисленными средствами платежного оборота, не имеющими как такового покупательного и платежного свойств. Поэтому в нашей стране вплоть до начала 90-х годов 20 века агрегаты не рассчитывались и не использовались.

Переход к рыночной экономике сопровождался  пересмотром взглядов российских экономистов на измерение денежной массы. Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, другие государственные органы денежно-кредитной сферы стали активно использовать денежные агрегаты при осуществлении макроэкономической политики. В настоящее время термин «денежные агрегаты» широко применяется – прежде всего Банком России для количественной оценки денежной массы.

В странах  с рыночной экономикой существуют разные денежные агрегаты с различными элементами денежной массы, однако принцип построения денежной массы одинаков: к более ликвидным активам добавляются менее ликвидные.

Общая схема и принципы построения денежных агрегатов в каждой стране конкретизируются в зависимости от особенностей используемых инструментов денежного рынка и специфики денежного оборота. Так, в США в составе денежной массы присутствуют четыре основных денежных агрегата (M1, М2, М 3 и L), в Великобритании используют пять денежных агрегатов, в Италии - четыре, в Германии и Швейцарии – три.

Несмотря  на различия в структуре денежной массы, в последние годы в связи с развитием процесса универсализации финансовых рынков наблюдается тенденция к сближению структурного состава денежных агрегатов. Каждая страна – член МВФ рассчитывает денежный агрегат M1 согласно методологии МВФ: M1 включает наличные деньги и все виды чековых вкладов, используемых для электронных чековых платежей. Наряду с M1 рассчитывается показатель квазиденег, включающий данные о срочных и сберегательных счетах банков и соответствующие инструменты финансового рынка.

В развитых странах наиболее ликвидную часть денежной массы составляет M1, который по уровню ликвидности почти не отличается от М0, так как происходит беспрепятственный перелив отдельных компонентов M1 и М0 и наоборот. В России между M1 и М0 существует большой разрыв по уровню ликвидности. Это связано с тем, что доля наличных денег в денежной массе слишком велика. Не секрет, что уход коммерческих структур в «черный вал», стремление максимизировать свою наличность путем предельно возможного расширения трансформируемых безналичных остатков на расчетных счетах в наличные или посредством формального занижения выручки от реализации товаров связано с высоким уровнем налогообложения в нашей стране, несовершенством механизма взимания налогов.

В современных  условиях в России существует проблема соотношения массы М2 и ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации. Проблема заключается в том, что Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами. В среднем по странам «большой семерки» уровень монетизации экономики составляет 55 – 100%, по развивающимся странам – 40 – 60%. В России в начале 90-х годов уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 году – 24%, в 1996 году опустился до 12 – 16% и составляет в настоящее время около 20%. Это является прежде всего следствием проводимой политики дефляции, которая в целях борьбы с инфляцией предусматривает снижение денежного спроса через денежно-кредитную и налогово-бюджетную системы путем ограничения денежной массы, повышения процентных ставок, усиления налогового бремени, снижения государственных расходов. Как правило, подобная политика в целом ведет к замедлению экономического роста. Все это стало характерным для российской действительности, особенно в 90-е года. В результате, несмотря на очень большую норму валового сбережения, в России из-за боязни инфляции (а она все еще велика), слабо работает механизм обеспечения экономики денежной массой, необходимой для быстрого развитии, в том числе фактически не действует система рефинансирования коммерческих банков.

Тем не менее денежная масса продолжает быстро расти, причиной чего является большой приток иностранной валюты из-за высоких цен на нефть. 

В результате российский экспорт значительно превышает российский импорт, что приводит к очень большому положительному сальдо платежного баланса. Обменивая на рубли экспортные доходы в иностранной валюте, оставшейся от ее продажи импортерам и от вывоза капитала, экспортеры автоматически заставляют Центральный банк эмитировать рубль под покупаемую им иностранную валюту. Это является главной причиной ежегодного роста денежной массы в России (в полтора раза в 2003 году) и быстрого роста золотовалютных резервов страны. 

2.3 Правовое регулирование  отдельных элементов  денежной системы РФ. Роль Банка России в регулировании денежной системы РФ.

Денежная  система любого государства является объектом правового регулирования.

Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации. Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права – о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы  права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.

Нормы административного права устанавливают  ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наконец, нормы уголовного права предусматривают  уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество – изготовление или сбыт поддельных денег – ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» – ст. 185.

Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс  финансово-правовых норм, специально посвященных  денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

В 1992 году в Российской Федерации был принят закон №3537-1 «О денежной системе Российской Федерации», включающий в себя следующие главы:

Глава I. Общие положения

Глава II. Эмиссия наличных денег

Глава III. Расчеты

Глава IV. Организация и регулирование денежного обращения.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Информация о работе Денежная система России и особенности её функционирования в современных условиях