Ценообразование в условиях свободной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Задачи и действия отдельных предпринимателей и государства на рынках различных типов не совпадают. Предпринимателя интересует тот тип рынка, на котором он осуществляет свою деятельность. Поэтому ему необходимо знать тип своего рынка, его специфику и особенности. В частности, предпринимателя будут интересовать возможности входа на рынок определенного типа и выхода из него, характер поведения продавцов и покупателей, особенности ценообразования.

Оглавление

Введение.
1.Особенности ценообразования в условиях свободной конкуренции
2. Условия свободной конкуренции.
3. Место и роль цены в рыночном хозяйстве.
4. Влияние цен на результативные показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Выводы.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ценообразие.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

Метод АХД представляет системное, комплексное  изучение, измерение и обобщение  влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки  специальными приемами системы показателей  плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения  эффективности произв-тва. Методика – совокупность способов, правил наиболее целесооб-го выполнения к-л работы. Общая методика это система исследования, которая одинаково используется при изучении различ. объектов экономич. анализа в различных областях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования. Два  элемента методики АХД: 
 
    последовательность выполнения аналитической работы 
    способ исследования изучаемых объектов. 
    При выполнении комплексного АХД выделяют следующие этапы:

уточняются  объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы

разрабатывается система синтетических и аналитических  показателей, с помощью которых  характеризуются объекты анализа

собирается  и подготавливается к анализу  необходимая информация (проверяется  ее точность, приводятся сопоставимый вид)

сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного  года, фактическими данными прошлых  лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом

факторный анализ: выделяют факторы и определяется их влияние на результат выявляются неиспользованные и перспективные  резервы повышение эффективности  производства

оценка  результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются  мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических  исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики АХД. В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические  приемы и способы анализа. Они  используются на различных этапах исследования для: первичной обработки собранной  информации (проверки, группировки  и систематизации); изучения состояния  закономерности развития исследуемых объектов; определения влияния факторов на результаты деятельности предприятия; подсчета неиспользуемых и перспективных резервов увеличения эффективности производства; обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий; обоснование планов экономического социального развития, управленческих решений различных мероприятий. 
 
    В АХД используется много различных способов:

традиционные  способы обработки информации (сравнение, относительные средние величины, графический, группировка, балансовый)

способы детерминированного факторного анализа (для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов): цепные подстановки, индексный  метод, абсолютные и относительные  разницы, интегральный, пропорциональное деление

способы стохастического факторного анализа: корреляционный анализ, дисперсионный, компонентный, современный многомерный  факторный анализ способы оптимизации  показателей: экономическо-математические методы, программирование, теория массового  обслуживания, теория игр, исследование операций.

Применение  тех или иных способов зависит  от цели и глубины анализа, объекта  исследования, технических возможностей выполнения расчетов. 5. Метод анализа  хозяйственной деятельности, его  характерные черты Метод - способ исследования предмета

Изучение  и измерение причинных связей в анализе можно осуществить  методом индукции (заключается в  том что исследование ведется  от частного к общему, от изучения частных  факторов к обобщениям, от причин к  результатам) и дедукции (исследование осуществляется от общих факторов, от результатов к причинам). Индуктивный  метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным. Детализация (выделение составных  частей) тех или др. явлений проводится в той степени, которая необходима для выяснения наиболее существенного  и главного в изуч. объекте.

Систематизация  элементов проводится на основе изучения их взаимосвязей, взаимодействия и  взаимозависимости и взаимоподчиненности. Позволяет построить приблизительную  модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функция  соподчиненности элементов системы, раскрыть логико-методологическую систему  анализа, к-я соответствует внутренним связям изучаемых показателей. Обобщение (синтез) –необходимо из всего множества  изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и  решающие от которых в основном зависят  результаты деятельности.

Метод АХД представляет системное, комплексное  изучение, измерение и обобщение  влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки  специальными приемами системы показателей  плана, учета, отчетности и др. источников инф-ции с целью повышения эффективности  производства. 6. Разработка системы  аналитических показателей, их классификация  Все объекты АХД находят свое отображение в системе показателей  плана, учета, отчетности и других источниках информации. Каждое эк. явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. От того, насколько показатели полно и  точно отражают сущность изучаемых  явлений, зависят результаты анализа.

Т. к. в анализе используется большое  кол-во разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация. По своему содержанию показатели (Пок-ли) делятся на количественные и качественные. Кол. Пок-ли: объем изготов. Продук-и, кол-во работников, площадь посевов, поголовье скота и т. д. Кач. Пок-ли показывают существенные особенности  и свойства изуч. объектов: производ-ть труда, С/с, рентаб-ть, урожайность культур  и т. д. Изменение кол. Пок-лей обязательно  приводит к изменению кач. , и наоборот.

Одни  Пок-ли используются при анализе  деятельности всех отраслей экономики, др. – только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся  на общие и специфические. Общ: Валовая  продукция, прибыль, С/с, производ-ть труда  и т. д. Спец: влажность торфа, жирность молока, урожайность культур.

Пок-ли по степени синтеза делятся на обобщающие (применяются для обобщающей характеристики слож эк явлений), частны (отражают отдельные стороны, элементы изуч. явлений и процессов) и вспомогательные (косвенные) (для более полной харак-ки того или иного объекта анализа). Аналитич. Пок-ли делятся на абсолютные и относительные. Абс. выражаются в денежных, натур. Измерителях или через трудоемкость. Относ. Показывают соотношение к-л двух абсол. Пок-лей, опред-ся в %, коэффициентах или индексах. Абс. делятся нанатуральные, условно-нат. и стоимостные. При изучении причинно-следственных отношений Пок-ли делятся на факторные и результативные. По способу формирования различают нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические(оценочные). Все пок-ли взаимосвязаны. Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность пок-лей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности, не м. дать настоящего представления об эффективности хоз. деятельности. Все пок-ли хоз. деятельности предприятия находятся в тесной взаимосвязи, к-ю необходимо учитывать в косплексном анализе. Взаимосвязь основ. пок-лей определяет послед-ть выполнения анализа от изуч. первичных пок-лей до обобщающих. Она соответствует объективной основе формирования эк пок-лей. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалось единство результатов анализа по каждому разделу.

7. Способы обработки экономической  информации в анализе хозяйственной  деятельности предприятия: сравнения

Сравнение –научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения  общих черт либо различий между ними. С его помощью определяется общее  и специфическое в экономических  явлениях, изучаются изменения исследуемых  объектов, тенденции и закономерности их развития. 
 
    Сравнения используются при:

Сопоставление плановых и фактических показателей  для оценки степени выполнения плана

Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами  и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий. Сравнение фактических  показателей с показателями прошлых  лет для определения тенденций  развития экономических процессов

Сопоставление показателей анализируемого предприятия  с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий  или подразделений необходимо для  поиска резервов

Сравнение показателей анализируемого хозяйства  со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых  результатов и определения неиспользованных резервов

Сопоставление параллельных динамических рядов для  изучения взаимосвязей исследуемых  показателей. (анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями)

Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью сбора наиболее оптимального из них

Сопоставление результатов деятельности до и после  изменения к-л фактора применяется  при расчете влияния факторов и подсчете резервов. Различают горизонтальный(используется для определения абсолютных и  относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей  от базового), вертикальных(изучается  структура экон явлений и процессов  путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношение  частей целого между собой, влияние  факторов на уровень результативных показателей путем сравнения  их величины до и после изменения  соответствующего фактора), трендовый(применяется  при изучении относительных темпов роста и прироста показателей  за ряд лет к уровню базисного  года, т. е. при исследовании рядов  динамики), а такжеодномерный(сопоставления  делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или  нескольких объектов по одному показателю) имногомерный(проводится сопоставление  результатов деят-ти нескольких пред-тий  по широкому спектру показателей)сравнительный  анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Главное условие стабильности системы, основанной на товарных отношениях, –  отлаженность механизма ценообразования, который представляет собой способ формирования цены, технологию её зарождения, функционирования и изменения. При  разработке этого механизма необходимо учитывать многие факторы, такие, как  издержки на производство и реализацию продукцию, конъюнктура рынка, государственное  регулирование. Механизм ценообразования  в нашей стране не отлажен и  слабо подкреплён законодательными и нормативными актами, что приводит к нежелательным экономическим  последствиям, например инфляции. Поэтому  весьма важно преждевременно определить ценовую стратегию предприятия. Определить цену.

Цена – стоимость овеществленного  в товаре труда, выраженного денежном измерении. На этапах товарного обращения  действуют разные по своему назначению цены: оптовые, свободные, оптово –  отпускные, расчетные, розничные и  др. И от продуманной оценки и  планирования цены продукции будет  зависеть будущий успех продажи  товара, и соответственно размер прибыли. Именно определение цены составляет основу понятия ценообразование.

Определение цены с учетом издержек обращения при таком способе  в качестве составляющих цены рассматриваются  суммарные издержки, включающие постоянные и переменные затраты на производство, продвижение и реализацию товаров. Принимаются во внимание фиксированное  положение «безубыточности». Оно  складывается из общих издержек, объема сбыта товаров и валового дохода. Совокупные издержки, приходящиеся на единицу определенной продукции  с учетом предполагаемого объема продаж плюс норма прибыли и налоги, обуславливают предполагаемую цену товара.

Не маловажную роль в процессе ценообразования  играет наличие конкуренции, характер конкуренции и т.п. В определении  цены с учетом ценовой конкуренции  существенное влияние оказывают  конкурентоспособность товара и  ценовая конкуренция на рынке. Причем, чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при противоположных  равных условиях цена товара. Ориентация на сравнительные цены продаваемых  товаров позволяет устанавливать  реальную рыночную цену и удерживать позицию, занимаемую торговым предприятием на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость  в разбивке партии товара, наличие  у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные  расходы, и, конечно же, фактическая  себестоимость товара.

В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы  установления цен.

Независимо от того, каким образом  ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые  общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или  вниз от потребительской стоимости  товара. Критерии эти разделяются  на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его  руководства и коллектива), и внешнее (независящие от фирмы).

Перед всеми коммерческими и  многими некоммерческими организациями  в качестве одной из основных встает определения цены на свои товары и  услуги. В условиях рынка ценообразование  представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества  факторов. Выбор общего направления  в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые  и уже выпускаемые изделия, оказываемые  услуги с целью увеличения объемов  реализации, товарооборота, повышения  производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая  политика выступают одной из главных  составляющим маркетинга фирмы. Цены находятся  в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен  во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое  воздействие на все функционирование фирмы.

Информация о работе Ценообразование в условиях свободной конкуренции