Ценообразование в условиях свободной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Задачи и действия отдельных предпринимателей и государства на рынках различных типов не совпадают. Предпринимателя интересует тот тип рынка, на котором он осуществляет свою деятельность. Поэтому ему необходимо знать тип своего рынка, его специфику и особенности. В частности, предпринимателя будут интересовать возможности входа на рынок определенного типа и выхода из него, характер поведения продавцов и покупателей, особенности ценообразования.

Оглавление

Введение.
1.Особенности ценообразования в условиях свободной конкуренции
2. Условия свободной конкуренции.
3. Место и роль цены в рыночном хозяйстве.
4. Влияние цен на результативные показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Выводы.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ценообразие.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

Если Р < МС – перепроизводство товаров и чрезмерное количество факторов пр-ва, используемых для выпуска  товара.

В конкурентной рыночной системе отсутствуют  мотивы оптимального распределения  доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Экономический смысл любой совершенной  конкуренции состоит в том, что  она рассматривает выгоды, которые  в результате получает потребитель. Модель совершенной конкуренции  показывает теоретически, как должна работать рыночная экономика, какие  выгоды общество получает от конкурентного  рынка. Однако в современной экономике  совершенная конкуренция в чистом виде не существует.

2. Условия свободной конкуренции.

 

 Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения или слияния, что в конечном результате приводит к конкуренции сильных соперников.

А. Маршалл из-за нежелания  провести разграничение между совершенной  и менее совершенной конкуренцией практически задержал развитие и  теории конкуренции, и теории монополии. Однако расхождения между теорией  и реальностью были настолько  очевидными, что модель монополистической  конкуренции имела мгновенный успех  в 1930-х гг. и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической теории.

В условиях монополистической  конкуренции фирмы обладают некоторым  контролем над ценой. В отличие  от условий совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя  объем производимой продукции, может  повлиять на цену своего товара.

Это возможно, если конкурирующие  фирмы продают нестандартизированный  товар. Возможности дифференциации товара по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти над ценой.

На рынке моющих средств, например, предлагается множество их разновидностей. Монополистической  конкуренцией является рынок кондитерских изделий, бытовой техники и т. п. При этом фирмы сталкиваются с конкуренцией со стороны существующих фирм либо новых фирм, входящих в отрасль; рынок открыт для входа и выхода.

Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Основные черты рынка  с монополистической конкуренцией:

·               Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, однако же, его перекрестная эластичность должна быть положительной и относительно большой. Дифференциация продуктов возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.

·               На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком малую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля фирмы должна быть более 1 %. В типичном случае – от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.

·               Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.

·               На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.

Таким образом, монополистическая  конкуренция похожа на монополию, так  как отдельные фирмы могут  контролировать цену, однако она же похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается  многими фирмами и на рынке  существует свободный вход-выход.

 

3. Место и роль цены в рыночном хозяйстве

 

Цена —  экономическое понятие, существование  и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских  лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать  в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и  в жизни других людей. 
 
Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен и потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. 
 
Итак, в суть цен состоит в их функциях, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа. 
 
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар, Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, несложно установить величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата. 
 
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать дорогие и дешевые товары. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров. 
 
Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию или функция учета и измерения затрат общественного труда, предопределена самой сущностью цены, т.е. будучи денежным выражением 
 
стоимости товара или услуги, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, количество затраченного труда, сырья, материалов, комплектующих изделий товара, характеризует эффективность используемого труда. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. 
 
Однако эту функцию, в условиях рынка, нельзя сводить только к измерению затрат или цены, которая предлагается изготовителем при выходе товара на рынок. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь проходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются непосредственно при рыночных отношениях. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен также на рынке. 
 
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении. 
 
Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, т.е. самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане — регулирования экономики. 
 
Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального (чистого) дохода между:

  •  
    отраслями экономики;
  •  
    государственными и другими секторами экономики (промышленность и сельское хозяйство);
  •  
    различными формами собственности;
  •  
    регионами страны;
  •  
    фондом накопления и фондом потребления;
  •  
    различными социальными группами населения.

 
. Повышая или понижая оптовые  или розничные цены, государство  тем самым перераспределяло доходы  и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Один из способов искусственной государственной поддержки предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей — заниженные. Тем самым создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты на экономической и социальной почве. 
 
Цена выполняет важную социальную функцию. С ценами связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления. 
 
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. 
 
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором — только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, когда на смену дефицита пришли спросовые ограничения. Стимулирующей функцией обладает та цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар. В наибольшей степени в такой функции эффективны цены, делающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. 
 
Многообразие функций цены, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным, т.е. понятие оптимальных цен абстрактно. 
 
Говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах, следует иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются в необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы. Но стремление возложить на цену весь груз функций экономическог регулирования, создать на этой основе эффективный механизм саморегуляции вряд ли окажется плодотворным, если не включить в процесс управления и другие регуляторы.

 

4. Влияние цен на результативные  показатели хозяйственной деятельности  предприятия.

1. Предмет и объекты анализа  хозяйственной деятельности

Предметом АХД является причинно-следственные связи экономических явлений  и процессов.

Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. На промышленном предприятии к объектам анализа  относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование  материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Финансовые результаты производства, финансовые состояние предприятия. 
 
    2. Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности

Содержание  АХД как научной дисциплины вытекает прежде всего из тех функций, которые  он выполняет в системе других прикладных экономических наук. Функции:

изучение  характера действия экономических  законов, установление закономерностей  и тенденций экономических явлений  и процессов в конкретных условиях предприятия. 
 
    научное обоснование текущих и перспективных планов

контроль  за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов

поиск резервов повышения эффективности  производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и  практики

оценка  результатов деятельности предприятия  по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию  имеющихся возможностей разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хоз деятельности

Т. о. , АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций  хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию. 
 
    3. Принципы анализа хозяйственной деятельности

Анализ (А) должен базироваться на государственном  подходе при оценке экономических  явлений, процессов, результатов хозяйствования (оценивая определенные проявления экономической  жизни, нужно учитывать их соответствие гос экономической, социальной экологической, международной политике и законодательству)

А. д. носить научный характер, т. е. учитывать  требования экономических законов  развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экон. исследований

А. д. б. комплексным (охват всех звеньев  и всех сторон деятельности и всестороннего  изучения причинных зависимостей в  экономике предприятия) Обеспечение  системного подхода (каждый изучаемый  объект рассматривается как сложная  динамическая система, состоящая из элементов, определенным образом связанных  между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта д. осуществляться с учетом всех внутренних и внешних  связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности  его отдельных элементов)

А. д. б. объективным, конкретным, точным. (д. базироваться на достоверной информации, реально отражающей объективную  действительность, а выводы его д. обосновываться точными аналитическими расчетами)

А. д. б. действенным (активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия)

А. д. производиться по плану, систематически, а не от случая к случаю А. д. б. оперативным (быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения  и претворять их в жизнь)

А. д. б. демократичным (участие в проведении анализа широкого круга работников пред-я обеспечивает более полное выявление передового опыта и  использования имеющихся внутрихозяйственных  резервов)

А. д. б. эффективным т. е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

4. Метод и методика комплексного  экономического анализа хозяйственной  деятельности предприятия 
 
    Метод - способ исследования предмета

Изучение  и измерение причинных связей в анализе можно осуществить  методом индукции (заключается в  том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных  факторов к обобщениям, от причин к  результатам) и дедукции (исследование осуществляется от общих факторов, от результатов к причинам). Индуктивный  метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным. Детализация (выделение составных частей) тех или других явлений проводится в той степени, к-я необходима для выяснения наиболее существенного и главного в изуч. объекте.

Систематизация  элементов проводится на основе изучения их взаимосвязей, взаимодействия и  взаимозависимости и взаимоподчиненности. Позволяет построить приблизительную  модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функция  соподчиненности элементов системы, раскрыть логико-методологическую систему  анализа, которая соответствует  внутренним связям изучаемых показателей. Обобщение (синтез) –необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие от которых  в основном зависят результаты деятельности.

Информация о работе Ценообразование в условиях свободной конкуренции