Бухгалтеский учет и аудит в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы раскрыть организацию бухгалтерского учета и изучить основы проведения аудита в банках.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации бухгалтерского учета в банках: цели, принципы и функции бухучета;
- раскрыть бухгалтерский учет как информационную систему: пользователи информации, изучить финансовый и управленческий учет.
- исследовать государственное регулирование бухгалтерского учета и рассмотреть основы проведения аудиторской проверки

Оглавление

Введение3


Глава 1. Организация и бухгалтерского учета и аудита
в банках________________________________________________ 5-16

1.1 Цели, принципы и функции бухгалтерского учета______________5

1.2 Основы учета и отчетности в банках________________________10

1.3 Внешний и внутренний аудит банковской деятельности______ 11


Глава 2. Бухгалтерский учет как информационная система_17-22

2.1 Пользователи информации________________________________17

2.2 Финансовый и управленческий учет в банках________________ 19



Глава 3. Регулирование бухгалтерского учета: законы,
стандарты и нормы_____________________________________23-27

3.1 Структура банковской системы____________________________ 23

3.2 Законодательная база Республики Казахстан_________________24


Заключение_______________________________________________ 27

Список используемой литературы__________________________ 28

Приложения______________________________________________ 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Принцип денежного измерения

Бухгалтерские записи отражают данные, имеющие денежное выраже­ние. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния хозяйственных опeраций. Все ожидаемые обязательства (пассивы) и потенциальные потери, выявившиеся в течение отчетного или предшествующего перио­дов, должны быть отражены в резерве на покрытие рисков, даже если возникают после конца отчетного периода до даты составле­ния финансовой отчетности.

Таким образом, принцип консерватизма признает увеличение суммы капитала только тогда, когда это событие является вполне определенным и признает уменьшение суммы капитала, как только оно становится вполне возможным.

В международном учете проводки по всем видам резервов делаются по возникновению соответствующих видов рисков, независимо от достаточности и наличия прибыли. Однако принцип консерватизма не может оправдывать создание скрытых необоснованных резервов.

Принцип материальности

В финансовых отчетах должна отражаться вся материальная или существенная информация, полезная для принятия решений руководителями банка или инвесторами.

Информация является материальной, если ее отсутствие или искаженное представление могут повлиять на экономические решения пользовате­ли отчетности.

Таким образом, принцип материальности не принимает во внимание незначительные события, а фиксирует все важные.

Принцип реализации

Принцип реализации отвечает на вопрос о том, когда следует учитывать доход. Согласно ему доход от реализации учитывается, когда реализация считается осуществленной, то есть в момент оказания услуги или в момент доставки продукции потребителю, а не в момент получения денег.

Принцип соответствия

Основной задачей бухгалтера является расчет прибыли за отчетный период. Прибыль представляет собой разность между доходами и расходами за данный отчетный период. Принцип соответствия регулирует учет расходов за данный отчетный период. Смысл его состоит в том, что расходы представляют собой затраты, обусловившие получение доходов за данный период. То есть доходы и соответствующие им расходы должны быть отражены в одном отчетном периоде.

В практической работе бухгалтера возможно возникновение проблем, которые он должен решить:

- проблемы идентификации, то есть, когда произошла операция;

- проблемы оценки, то есть, каково стоимостное выражение хозяй­ственной операции;

- проблемы классификации, то есть, каким образом должны быть классифицированы хозяйственные операции.

Проблема идентификации заключается в том, чтобы решить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. Например, банк заказывает, получает и оплачивает офисное оборудование. Поэтому такое действие в качестве торговой операции должно быть зарегистрировано:

1) сотрудник банка направляет в отдел снабжения заявку на по­купку офисного оборудования;

2) отдел снабжения направляет заказ на покупку поставщику;

3) поставщик отгружает офисное оборудование;

4) банк получает его;

5) банк получает счет от поставщика;

6) банк оплачивает счет.

От ответа на этот вопрос зависит величина финансового результата за отчетный период.

Проблема оценки. Цель бухгалтерского учета состоит не в нахожде­нии цены, которая может меняться после совершения хозяйственной опе­рации, а в определении себестоимости или стоимости на момент соверше­ния хозяйственной операции.

Проблема классификации. Классификация зависит от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и она влияет на ре­зультаты работы предприятия. Отсюда следует, давая определение бухгалтерскому учету, что бух­галтерский учет «это процесс идентификации, измерения и передачи эко­номической информации, позволяющий выполнять оценки и принимать решения пользователям этой информации». Изучение бухгалтерского учета позволяет приобрести навыки и уме­ния в принятии важных управленческих решений. Учетная информация является основой для таких решений как внутри банка, так и вне его. Она обеспечивает количественную информацию для реализации функций бух­галтерского учета.

 

 

>1.2 Основы учета и отчетности в банках.

 

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых выступают: контрольная, информационная, обрат­ной связи, аналитическая. При принятии решений на основе учетной информации пользователи подвергаются определенному риску. И в системе управления бухгалтер­ский учет должен быть направлен на ограничение рисков и обеспечение порядка проведения операций, что осуществляется посредством кон­трольной функции учета.</h4>

Контрольная функция в банках должна быть направлена на ограниче­ние рисков, принимаемых банками, и на обеспечение порядка проведения операций и сделок. Данная функция способствует достижению установ­ленных банком целевых ориентиров деятельности при соблюдении требо­ваний законодательства, нормативных правовых актов Национального банка, стандартов профессиональной деятельности и правил деловых обы­чаев.

Контрольную функцию рекомендуется осуществлять по линии адми­нистративного и финансового контроля. Они проводятся в предварительном, последующем и текущем поряд­ке. Они должны с достаточной степенью надежности удостоверить как минимум следующее:

• доступ сотрудников банка к имуществу банка, к осуществлению операций по счетам клиентов-кредиторов допускается только в строгом соответствии с надлежащим образом удостоверенными полномочиями сотрудников;

• операции отражаются в учете в соответствии с установленными Национальным банком требованиями, реально отражают состоя­ние активов и пассивов банка и обеспечивают составление уста­новленных форм отчетности;

• данные учета активов и пассивов банка надлежащим образом под­тверждаются как с точки зрения их охвата, так и с позиций перио­дичности проверок соответствия, и при наличии отклонений пред­принимаются необходимые действия, направленные на ликвида­цию расхождений.

Информационная функция, целью которой является предоставление соответствующей финансовой информации по ресурсам и эффективности их использования. Эта информация содержится в финансовой отчетности. При подготовке финансовой отчетности бухгалтера уделяют большое внимание тому, для кого предназначена информация. Информация играет большую роль в подтверждении или корректи­ровке прежних предположений. Решения редко принимаются изолирован­но. Информация о результате одного решения часто используется для принятия следующего. Такой процесс называют обратной связью. Ис­пользуя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отра­жающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, со­блюдение эффективного использования ресурсов, устанавливают различ­ные недостатки, выявляют резервы банка, степень их мобилизации и ис­пользования.

Аналитическая функция. Ее реализация позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования собственных и привлеченных ресурсов, расходов на банковские продукты, услуги и т.д. Создание учетной системы и организация бухгалтерского учета, отве­чающих требованиям Закона «О бухгалтерском учете» и обеспечивающих выполнение вышеперечисленных задач, осуществляет руководитель банка.

Особенность банковских  документов – их  унифицированность. Формы утверждаются  Национальным  Банком  РК. Расчетные  документы  принимаются  банком  к  исполнению  при  наличии  подписи  должностных  лиц, имеющих  право  подписи  для  совершения расчетно-денежных  операций.

Все  расчетные  документы делятся  по  характеру на: кассовые, мемориальные и  внебалансовые.

К  обязательным  формам  отчетности  кредитных  организаций, кроме четырех  основных форм  отчетности, относятся: отчет о  возможных и деловых  обязательствах  банка, отчет по  концентрации  активов и  обязательств, отчет  о  сроках  погашения финансовых  активов и  обязательств.

 

 

1.3 Внешний и внутренний  аудит  банковской деятельности.

 

В условиях формирования рыночных отношений практически  невозможно  управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной экономической информации, основную часть которой дает   четко  налаженная  система  бухгалтерского  учета, которая  всегда  нуждается  в  проверке  аудиторами.

Аудит – независимая проверка  с  целью выражения  мнения о достоверности финансовой  отчетности. Цель аудита – установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчётности, соответствие её действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учёту и финансовой отчётности.

Важнейшим условием развития цивилизованного рынка аудиторских услуг является соответствующий уровень подготовки аудитора. Специалист должен обладать безупречной репутацией и высокой квалификацией. Лицензию для банковского аудита выдаёт Национальный банк РК. Проведение аудиторской деятельности без аттестации и получения лицензии запрещается.

Деятельность банков специфична. Они работают прежде всего с привлечёнными средствами, включая средства населения. Это обстоятельство вызывает необходимость особого контроля за  их деятельностью, за законностью совершаемых ими операций и их финансовым положением.

Аудиторские проверки характеризуются комплексностью, независимостью, а также  разработкой  позитивных рекомендаций  в  интересах  учередителей  банка. Банковский аудит, как и аудит в общепринятом  смысле, подразделяется на внешний и внутренний.

Основной целью системы внутреннего аудита (контроля) в банке является защита законных интересов банка, его кредиторов и клиентов путем организации контроля за соблюдением работниками организации законодательства и стандартов профессиональной деятельности, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Внутренний контроль в банке создается в целях обеспечения контроля за:

1)проведением банком операций в соответствии с требованием действующего законодательства, а также его политикой и установленными процедурами, закрепленными соответствующими нормативными правовыми актами банка, которые утверждаются уполномоченным органом банка;

2) выполнением банком требований действующего законодательства;

3)своевременностью, правильностью, полнотой и точностью отражения проведенных банковских и иных операций, предусмотренных действующих законодательством, в учете и отчетности;

4) созданием в банке эффективной системы управления его активами и пассивами;

5) управлением рисками банковской деятельности и осуществлением мониторинга за их минимизацией;

6) предотвращением легализации доходов, порученных незаконным путем.

Внутренний контроль в банке проводится путем осуществления административного, финансового и технического контроля.

Административный контроль заключается в обеспечении проведения операций только лицами (сотрудниками) банка, уполномоченными соответствующими внутренними документами и процедурами.

Финансовый контроль заключается в обеспечении проведения операций в соответствии с действующим законодательством, а также требованиями внутренних документов банка, регламентирующих порядок и условия проведения банком операций и оказания услуг, а также правильного отражения их в учете и отчетности.

Технический контроль заключается в обеспечении ограниченного доступа к компьютерной и другой технике, обеспечивающей надлежащее выполнение банком своих операций, включая программное обеспечение.

Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключённым аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определённого периода.

Аудитор  при выполнении своей работы имеет право:

-получать от руководителей банков и других кредитных учреждений все документы, касающиеся деятельности банков;

-присутствовать на общих собраниях учредителей (акционеров) банков, заседаниях правлений при обсуждении любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов;

-требовать от любого сотрудника проверяемого банка такую информацию и разъяснения, которые необходимы для выполнения аудиторами своей работы;

-проверять в любое время все первичные бухгалтерские документы контролируемого банка.

Аудиторская фирма обязана предоставлять объективное аудиторское заключение:

-о достоверности данных бухгалтерского баланса банка на дату составления отчёта;

-о соответствии бухгалтерского учёта требованиям нормативных документов;

-о соблюдении банком банковского законодательства РК;

-о соответствии результатов финансово-хозяйственной деятельности банка его отчётности;

Информация о работе Бухгалтеский учет и аудит в банках