Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:33, дипломная работа
Целью написания данной дипломной работы является исследование организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере конкретного предприятия.
С учётом поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и
подрядчиками;
- исследовать порядок документального оформления операций по
учёту расчётов;
- отразить особенности синтетического учёта расчётов с
поставщиками и подрядчиками
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 7
1.1. Экономическая сущность расчетов и их формы 7
1.2. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности 18
1.3. Принципы организации аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии 25
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АГРОПРОДТОРГ» 36
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Агропродторг» 36
2.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Агропродторг» 42
2.3. Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 50
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ООО «АГРОПРОДТОРГ» 55
3.1. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях применения компьютерных технологий 55
3.2. Порядок проведения инвентаризации по расчетам с поставщиками и подрядчиками 63
3.3. Рекомендации по оптимизации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
На основании поступивших первичных документов в реестрах в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т.е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др.
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).
Аналитический учет по счету 60 в ООО «Агропродторг» ведется, по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом, построение аналитического учета в ООО «Агропродторг» обеспечивает возможность получения необходимых данных по: поставщикам; по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты, которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ООО «Агропродторг» ведет в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.
Синтетический учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6 и «Реестре операций по расчетам с поставщиками» (приложение к журналу ордеру № 6). В этом журнале синтетический учет сочетается с аналитическим. Журнал-ордер № 6 является комбинированным регистром, где осуществляется аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для каждого из них отводится одна строка, в которой фиксируется начальное сальдо, начисление кредиторской задолженности и ее погашение, конечное сальдо. Журнал-ордер № 6 по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открывается на квартал, полугодие или год с использование вкладных листов.
Реестры операций по расчетам с поставщиками ведут раздельно по каждому поставщику за тот же период, что и журнал-ордер. Для удобства сверки расчетов эти регистры предпочтительнее открывать на год. После подведения итогов по журналу-ордеру № 6 и их сверки с другими регистрами полученный кредитовый оборот переносят в Главную книгу.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ООО «АГРОПРОДТОРГ»
3.1 Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях применения компьютерных технологий
Автоматизированная информационная система бухгалтерского учета (АИС-БУ) - это система, в которой информационный процесс бухгалтерского учета автоматизирован за счет применения специальных методов обработки данных, использующих комплекс вычислительных, коммуникационных и других технических средств, в целях получения и доставки результатной информации специалистам-бухгалтерам для выполнения функций управленческого и финансового учета
Автоматизированные системы бухгалтерского учета охватывают все этапы бухгалтерского учета и включают в себя средства создания первичных документов, средства отражения на счетах бухгалтерского учета совершенных хозяйственных операций, средства формирования бухгалтерской отчетности и представления данных для анализа финансово-хозяйственной деятельности
Современные программные продукты автоматизации бухгалтерского учета поддерживают возможность формирования основных форм типовых первичных документов, которые могут быть использованы бухгалтером в работе.
Документы могут иметь экранную форму и печатную форму и для них могут создаваться правила формирования проводок.
Каждый вид документа обязательно имеет визуальное представление - экранную форму. Она предназначена для ввода документа в информационную базу и заполняется при его вводе.
Многие виды документов, прежде всего, типовые документы имеют печатную форму. Она в точности совпадает с бумажным оригиналом. После ввода информации документа в систему эта форма может быть отпечатана в любом числе экземпляров. Печатную форму, как правило, не имеют специализированные документы.
Для многих видов документов, в частности, для сопроводительных типовых и индивидуальных документов, задаются правила формирования проводок для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Достаточно большой набор основных типовых первичных документов (счет-фактура, платежное поручение, приходный и расходный кассовые ордера, накладная поступления материалов и другие) поставляются с системой. Вместе с тем, формы документов подвержены изменениям, иногда приходится создавать и собственные виды документов. Поэтому желательно, чтобы система автоматизации учета позволяла изменять формы действующих первичных документов и создавать новые формы документов.
Весь технологический процесс обработки информации после ввода исходных данных в ЭВМ полностью автоматизирован. Особенности ЭВМ позволяют автоматизировать как непосредственно процесс обработки информации, так и логические операции по ведению учета: систематизация данных по корреспондирующим счетам, контроль правильности корреспонденции счетов и др. При этом полностью сохраняется основополагающий для бухгалтерского учета принцип двойной записи.
В процессе формирования бухгалтерской отчетности, выделяют три этапа:
1. обработка первичной
учетной информации в
- синтетический счет, субсчет, объект аналитического учета;
- сумму по данным счетам, некоторые компоненты содержательной части операции (код операции, дополнительные признаки);
- дату создания записи, номер документа (задачи).
В базе данных сводного учета аккумулируются бухгалтерские записи двух типов. Первый тип записей создается автоматически в процессе решения функциональных задач по результатам обобщения групп однородных хозяйственных операций. Этот тип бухгалтерских проводок характерен для участков с массовой и однородной информацией: учет труда и заработной платы, учет затрат на производство, учет материальных ценностей, учет готовой продукции. Второй тип записей бухгалтерских проводок создается непосредственно с первичных документов. Он свойствен участкам учета основных средств, финансово - расчетных операций.
В целях обеспечения двойного отображения бухгалтерской проводки на счетах каждая поступающая запись автоматически инвертируется - выполняется перестановка корреспондирующих счетов и изменяется код операции. Новая запись заносится по основному счету. Таким образом, каждая бухгалтерская запись заносится в базу данных по двум счетам на уровне аналитического учета.
2. обобщение учетных
записей на аналитических и
синтетических счетах. При обобщении
используется информация об
3. формирование
показателей отчетности. Перед составлением
годовой большинство
Для отражения любых событий, происходящих на предприятии, а также для управления расчетами и данными в 1C:Предприятие могут использоваться документы. Как правило, набор документов 1C:Предприятие совпадает с набором реальных физических документов, используемых в организации, которые требуется вводить в информационную базу: платежное поручение, счет-фактура, кассовые ордера и другие. Каждый документ имеет визуальное представление (экранную форму) и может иметь неограниченное количество реквизитов в шапке и в многострочной части, которые заполняются при его выписке (вводе в систему). Кроме того, документ обычно имеет печатную форму, которая представляет собой его "бумажный" эквивалент.
С использованием на предприятии ООО «Агропродторг» систему «1С:Предприятие» отчеты рассчитываются, заполняются и формируются самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета. В основном, стандартные отчеты выдают бухгалтерские итоги в различных разрезах для любых указываемых счетов, видов субконто, валют. К стандартным относятся такие отчеты как «Оборотно-сальдовая ведомость по счету», «Анализ счета», «Карточка счета», «Анализ субконто» и другие. Такие отчеты используются на предприятии непосредственно при ведении бухгалтерского учета для анализа бухгалтерских итогов на уровне счетов, субсчетов, валют, объектов аналитики, различных периодов и детальных проводок, а также используются в качестве регистров бухгалтерского учета.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками» заполняется на месяц и представляет собой список по значениям субконто. Каждая строка оборотно-сальдовой ведомости содержит наименование объекта аналитического учета, остаток на начало периода, дебетовый и кредитовый обороты за период и остаток на конец периода. В нижней части списка выведены итоговые данные: развернутое сальдо (отдельно суммы по дебетовым и кредитовым остаткам) и суммарные обороты.
При просмотре оборотно-сальдовой ведомости можно получить более подробные сведения о показателях по интересующему значению субконто, если заполнить карточку счета, которая содержит все операции с использованием данного объекта аналитического учета за отчетный период.
Отчет «Обороты счета (Главная книга)» используется для вывода оборотов и остатков счета за каждый месяц. Данный отчет используется при подведении итогов и составлении отчетности.
Карточка счета по счету 60 «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками» заполняется на месяц. Строки отчета расположены в хронологическом порядке. Каждая строка отчета содержит: дату документа; документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции и его номер; описание операций по данному счету; дебет (корреспондирующие счета и суммы операций по дебету данного счета); кредит (корреспондирующие счета и суммы операций по кредиту данного счета); текущее дебетовое или кредитовое сальдо.
Так как на предприятии ООО «Агропродторг» по некоторым счетам ведется аналитический учет, то отчет «Карточка счета» можно составлять по конкретным объектам аналитического учета (субконто).
Фактически, при использовании карточки счета с отбором по конкретным объектам аналитического учета отчет позволяет получать карточки взаиморасчетов с контрагентами и другие.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия или организации возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, с расчетами по налогам и сборам, с банками по кредитам, а также с другими юридическими и физическими лицами.
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.
Необходимость автоматизации расчетов с дебиторами и кредиторами - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы расчетов между юридическими и физическими лицами.
Модуль « Расчеты с дебиторами и кредиторами» ERP системы Виртуозом предназначен для автоматизации процессов учета расчетов с дебиторами и кредиторами.
Функциональность модуля « Расчеты с дебиторами/кредиторами » характеризуется такими свойствами:
- Расчеты с дебиторами и кредиторами в различных валютах;
- Расчеты с дебиторами и кредиторами в разрезе договоров, адресов, конкретных счетов или платежей;
- Контроль сроков платежей. Скидки за досрочный платеж. Штрафы за задержки платежей;
- Контроль за превышением лимита кредита;
- Письма-напоминания о просроченных платежах;
- Структуризация расчетов в разрезе открытых позиций;
- Контроль оплаты по счету для поставок в кредит;
- Контроль поставок по авансовым платежам;
- Связь с кассовыми и банковскими книгами;
- Контроль взаиморасчетов (в т.ч. бартер);
- Гибкая система скидок;
- Аналитическая статистика и отчетность.
Бизнес-процессы: расчеты с дебиторами, расчеты с кредиторами.
Для структурирования расчетных отношений с дебитором/ кредитором используется специальный регистр - Открытая позиция (ОП).
ОП служит для классификации документов одного дебитора/ кредитора.
Форма позволяет получать оперативную информацию о текущем состоянии расчетов с клиентами и кредиторами предприятия.
С помощью формы можно получить информацию о непогашенной дебиторской и/или кредиторской задолженности в разрезе открытых позиций.
С помощью Журнала производят контроль взаиморасчетов.
Бухгалтерский учет расчетов с контрагентом зависит от методики взаиморасчетов, определяемой в договоре.
Сведения о договоре с контрагентом и условия расчетов должны быть введены в информационную базу. Причем с одним контрагентом может быть заключено несколько договоров с разными условиями расчетов.
В договоре может быть выбран один из следующих вариантов измерения взаимной задолженности между предприятием и контрагентом:
Информация о работе Бухгалтерский учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками