Бухгалтерский учёт операций на расчетном счете и анализ денежных активов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:25, дипломная работа

Краткое описание

Хозяйственная деятельность любого предприятия неразрывно связана с движением денежных средств. Каждая хозяйственная операция вызывает либо поступление, либо расходование денежных средств. Денежные средства обслуживают практически все аспекты операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 10
1.1 Расчетные отношения предприятий 10
1.2. Порядок открытия и оформления расчетного счета 11
1.3. Безналичная форма расчетов 15
1.3.1. Порядок оформления расчетных документов 16
1.3.2. Очередность списания денежных средств со счета 19
1.3.3. Расчеты платежными поручениями 20
1.3.4. Расчеты по аккредитивам 23
1.3.5. Расчеты чеками 26
1.3.6. Расчеты по инкассо 29
1.4. Платежное требование 30
1.5. Инкассовое поручение 33
1.6. Наличные расчеты 34
1.6.1. Объявление на взнос наличными 34
1.6.2. Чек на получение наличных денег в банке 37
1.7. Учет операций по счету 51 «Расчетный счет» 38
1.8. Раскрытие информации о движении денежных средств в
бухгалтерской отчетности 43
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ АКТИВОВ ООО «СЫСЕРТСКИЙ
ХЛЕБОКОМБИНАТ» 45
2.1 . Горизонтальный анализ денежных потоков предприятия 47
2.2. Вертикальный (структурный) анализ положительного, отрицательного
и чистого денежного потока 53
2.3. Анализ сбалансированности денежных потоков 60
3. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Файлы: 1 файл

Диплом готовый!!!! по методичке - копия.doc

— 644.50 Кб (Скачать)

Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа» в расчетных  документах на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, взыскание недоимок по налогам и пеней, а также сумм налоговых санкций за нарушение налогового законодательства на основании решений судебных органов заполняются с учетом требований, установленных Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Банком России.

Поля, реквизиты которых  не имеют значений, остаются незаполненными.

Исправления, помарки  и подчистки, а также использование  корректирующей жидкости в расчетных  документах не допускаются.

Расчетные документы  действительны к предъявлению в  обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы  предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.

Второй и последующие  экземпляры расчетных документов могут  быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

Расчетные документы  индивидуальных предпринимателей принимаются  банками к исполнению при наличии на первом экземпляре одной подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, без проставления оттиска печати либо с оттиском печати, если она имеется и заявлена в указанной карточке.

Расчетные документы  принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных  требований, приему не подлежат.

Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

При осуществлении безналичных  расчетов используются следующие расчетные документы:

  • платежные поручения;
  • аккредитивы;
  • чеки;
  • платежные требования;
  • инкассовые поручения.5

Очередность платежей, установленная  ст. 855 ГК РФ, применяется только при осуществлении безналичных расчетов.

1.3.2. Очередность списания денежных  средств со счета

Очередность списания денежных средств со счета установлена ст. 855 ГК РФ.

При наличии на счете  денежных средств, сумма которых  достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности  денежных средств на счете для  удовлетворения всех предъявленных  к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей  очередности:

  • в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
  • в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; фонды обязательного медицинского страхования;
  • в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся  к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

1.3.3. Расчеты платежными поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежное поручение  исполняется банком в срок, предусмотренный  законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

Платежными поручениями  могут производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.6

В соответствии с условиями  основного договора платежные поручения  могут использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических платежей.

 

 

 

 

 

 

 





 


 




 

Рис.1 Схема расчетов платежными поручениями

1. Между поставщиком и покупателем заключается договор-контракт.

2. Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).

3. Покупатель передает платежное поручение о перечислении суммы средств со своего расчетного счета на счет получателя.

4. Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.

5. Банк плательщика передает платежное поручение банку поставщика и перечисляет денежные средства на его расчетный счет.6. Банк поставщика передает выписку с расчетного счета о зачислении суммы платежа.

Платежные поручения  принимаются банком независимо от наличия  денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения поручения  клиента банк несет ответственность  по основаниям и в размерах, которые  предусмотрены главой 25 Гражданского кодекса РФ.

Поручение оплачивается с соблюдением установленной  законодательством очередности  платежей (ст. 855 ГК РФ).

Платежное поручение  составляется на бланке формы 0401060 в  соответствии с приложением 1 к Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации.

Очень важно уметь  правильно заполнить платежное  поручение. Несмотря на кажущуюся простоту этого «процесса», часто возникают  различные проблемы, и поручение приходится переделывать. А это значит потерянное время, нервы, недовольство начальства, а то и упущенная предприятием выгода.

Банки зачастую выдвигают  «дополнительные требования», поэтому  при возникновении каких-либо сомнений лучше всего проконсультироваться у конкретного операциониста обслуживающего банка.

1.3.4. Расчеты по аккредитивам

Расчеты аккредитивами  относятся к расчетным операциям  по специальным счетам в банке. Бухгалтерский  учет расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках».

Аккредитив – от лат. accreditivus – «доверительный»; англ. letter of credit – дословно «кредитное письмо».7

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Схема расчетов аккредитивами

1. Заключение между продавцом и покупателем договора купли-продажи товара, предусматривающего платеж по документарному аккредитиву.

2. Покупатель направляет своему банку (банку-эмитенту) инструкцию об открытии документарного аккредитива в пользу продавца (бенефициара).

3. Банк-эмитент, в свою очередь, открывает документарный аккредитив и информирует исполняющий банк об открытии документарного аккредитива.

4. Исполняющий банк продавца информирует поставщика об условиях документарного аккредитива.

5. Продавец, получив документарный аккредитив, должен убедиться в том, что аккредитив соответствует условиям договора купли-продажи товара, а также в том, что сам продавец может выполнить условия и положения документарного аккредитива. Только после этого продавец может дать разрешение на отгрузку товара в адрес покупателя.

6. После отгрузки товара продавец посылает в банк (исполняющий банк) все необходимые для исполнения документарного аккредитива документы.

7. Банк изучает документы на соответствие условиям документарного аккредитива. Если документы отвечают требованиям документарного аккредитива, то банк платит, акцептует или негоциирует (негоциация означает стоимостное определение документов) в зависимости от условий исполнения аккредитива. После этого исполняющий банк отсылает документы банку-эмитенту.

8. Банк-эмитент изучает документы, и если они соответствуют условиям аккредитива, то он заранее оговоренным способом переводит возмещение исполняющему банку, который произвел платеж, акцепт или негоциацию в соответствии с документарным аккредитивом.

9. После того как банк-эмитент изучил полученные документы и пришел к мнению, что они соответствуют условиям документарного аккредитива, он передает эти документы покупателю. Одновременно с этим банк-эмитент получает от покупателя заранее оговоренным способом денежное возмещение.

Завершает эту цепочку  процедур доставка товара покупателю в обмен на предъявление транспортных документов.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Платеж по аккредитиву  производится в безналичном порядке  путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем  средств.

Порядок расчетов по аккредитиву  устанавливается в основном договоре.

Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид.

Банками могут открываться  следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
  • отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).8

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное. Отзывной аккредитив не обеспечивает интересы поставщика и поэтому на практике встречается редко.

Информация о работе Бухгалтерский учёт операций на расчетном счете и анализ денежных активов предприятия