Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:54, статья
Совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на основе законодательного регулирования - важнейший фактор развития экономических отношений. В последнее время принят ряд важных документов. Среди них Федеральный закон от 02.07.2010 N 152-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 152-ФЗ), Федеральный закон от 22.07.2010 N 166-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 166-ФЗ) и др.
Проблема расширения сферы деятельности саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ решается и посредством принятия Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
Так, Законом N 190-ФЗ введен институт саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения. Данные саморегулируемые организации наделяются, в частности, функцией по выдаче теплоснабжающим и теплосетевым организациям свидетельств о допуске к работам, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения.
Наряду с этим Законом N 191-ФЗ снимается дублирование функций саморегулируемых организаций и органов государственной власти. Это обеспечивается путем внесения изменений в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Кроме того, для теплоснабжающих и теплосетевых организаций устанавливается необходимость членства в саморегулируемых организациях, создание которых предусмотрено Законом N 315-ФЗ. Теплоснабжающие и теплосетевые организации должны получать свидетельство о допуске к работам по эксплуатации систем теплоснабжения, а также на связанные с ними работы по проектированию, строительству и ремонту тепловых сетей протяженностью на участках не более 100 м, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения.
Напомним, что Закон N 191-ФЗ в части саморегулирования вступил в силу с 01.01.2011, что обусловлено определенными сложностями при создании названных организаций в сфере теплоснабжения. С этой даты для теплоснабжающих и теплосетевых организаций введено обязательное членство в саморегулируемых организациях, и прекращено лицензирование деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПА или при температуре нагрева воды более 115°C.
Следует остановиться и на других вопросах, которые регулируются Законом N 190-ФЗ. Необходимость разработки и принятия Закона "О теплоснабжении" признана Правительством РФ еще в 2003 г. при принятии пакета законов в сфере электроэнергетики.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установил правовые основы экономических отношений потребителей электрической и тепловой энергии, в том числе при производстве электроэнергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Закон N 190-ФЗ является логическим продолжением развития отношений в сфере теплоснабжения, заложенных Законом N 35-ФЗ.
Согласно статистическим данным производство тепла в России характеризуется следующими показателями:
- централизованные источники
- децентрализованные источники производят 28,5% тепла, из них котельные (менее 20 Гкал/ч) - 38,2%, автономные теплоисточники - 61,8%.
Закон N 190-ФЗ определяет общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в теплоснабжении, в том числе систему организации инновационной и инвестиционной политики государства в сфере теплоснабжения, систему мониторинга теплового хозяйства.
В соответствии с требованиями ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ основные полномочия органов власти распределяются следующим образом.
К полномочиям Правительства РФ в сфере теплоснабжения относятся:
- разработка и реализация
- утверждение правил организации теплоснабжения;
- установление стандартов
- утверждение основ
- установление порядка
- иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (законопроектом) и иными федеральными законами.
К полномочиям федеральных
- контроль за соблюдением
- утверждение правил
- утверждение требований к
- реализация полномочий в
- утверждение правил оценки
готовности к отопительному
- антимонопольное регулирование
и контроль в сфере
- ведение государственного
К полномочиям органов
- реализация полномочий в
- осуществление контроля за
исполнением органами местного
самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
- обеспечение надежного
- разработка, утверждение и актуализация схемы теплоснабжения;
- реализация полномочий в
- выполнение требований и
Отметим, что Закон N 190-ФЗ определяет организационную структуру управления теплоснабжением населенных пунктов в условиях изменения отношений собственности в российском теплоснабжении. Развивая его положения, Закон N 315-ФЗ устанавливает процедуры саморегулирования в сфере теплоснабжения.
Вместе с тем, по мнению автора, в Законе N 190-ФЗ отсутствует четкое разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Так, полномочия по контролю за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления требований законодательства РФ в сфере теплоснабжения, закрепленные за федеральными органами исполнительной власти, и полномочия по контролю за исполнением органами местного самоуправления законодательства РФ о теплоснабжении, которыми наделяются органы исполнительной власти субъектов РФ, частично дублируют друг друга.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа теплоснабжения населения. При этом к вопросам местного значения муниципального района вопросы организации теплоснабжения населения не отнесены. Однако Закон N 190-ФЗ не учитывает разграничения вопросов местного значения между различными типами муниципальных образований и требует корректировки в части приведения в соответствие с вопросами местного значения, установленными в Федеральном законе N 131-ФЗ.
Самым серьезным недостатком Закона N 190-ФЗ, по мнению автора, является наделение полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимать решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность).
Данное положение не соответствует Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), согласно которому цены (тарифы) на тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Таким образом, законодательство РФ не содержит правовых основании, позволяющих органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимать решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность).
Кроме того, Законом N 190-ФЗ вводится установление видов тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, что также не соответствует ст. 23 Закона N 35-ФЗ, согласно которой государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на тепловую энергию и цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии. По мнению автора, поиск компромиссного решения указанной проблемы позволил бы не препятствовать развитию рыночных отношений в сфере теплоснабжения при сохранении механизма, сдерживающего непомерный рост тарифов на тепловую энергию. Очевидно, что рассмотренными проблемами нельзя ограничиться, реформируя систему ЖКХ.
Список литературы
1. О внесении изменений в
2. О внесении изменений в
3. О теплоснабжении: Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
4. О внесении изменений в
5. О законодательном обеспечении
механизмов саморегулирования
6. Об электроэнергетике:
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
8. Об общих принципах
9. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
10. Технический регламент о
Л.И.Пронина
Д. э. н.,
государственный советник
Российской Федерации 2-го класса
Подписано в печать
04.02.2011
21.02.2011
Информация о работе Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях