Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:54, статья

Краткое описание

Совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на основе законодательного регулирования - важнейший фактор развития экономических отношений. В последнее время принят ряд важных документов. Среди них Федеральный закон от 02.07.2010 N 152-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 152-ФЗ), Федеральный закон от 22.07.2010 N 166-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 166-ФЗ) и др.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Проблема расширения сферы деятельности саморегулируемых организаций в  сфере ЖКХ решается и посредством  принятия Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).

Так, Законом N 190-ФЗ введен институт саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения. Данные саморегулируемые организации наделяются, в частности, функцией по выдаче теплоснабжающим и теплосетевым организациям свидетельств о допуске к работам, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения.

Наряду с этим Законом N 191-ФЗ снимается дублирование функций саморегулируемых организаций и органов государственной власти. Это обеспечивается путем внесения изменений в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Кроме того, для теплоснабжающих  и теплосетевых организаций устанавливается  необходимость членства в саморегулируемых организациях, создание которых предусмотрено Законом N 315-ФЗ. Теплоснабжающие и теплосетевые организации должны получать свидетельство о допуске к работам по эксплуатации систем теплоснабжения, а также на связанные с ними работы по проектированию, строительству и ремонту тепловых сетей протяженностью на участках не более 100 м, которые обеспечивают работоспособность систем теплоснабжения.

Напомним, что Закон N 191-ФЗ в части саморегулирования вступил в силу с 01.01.2011, что обусловлено определенными сложностями при создании названных организаций в сфере теплоснабжения. С этой даты для теплоснабжающих и теплосетевых организаций введено обязательное членство в саморегулируемых организациях, и прекращено лицензирование деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПА или при температуре нагрева воды более 115°C.

Следует остановиться и на других вопросах, которые регулируются Законом N 190-ФЗ. Необходимость разработки и принятия Закона "О теплоснабжении" признана Правительством РФ еще в 2003 г. при принятии пакета законов в сфере электроэнергетики.

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установил правовые основы экономических отношений потребителей электрической и тепловой энергии, в том числе при производстве электроэнергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Закон N 190-ФЗ является логическим продолжением развития отношений в сфере теплоснабжения, заложенных Законом N 35-ФЗ.

Согласно статистическим данным производство тепла в России характеризуется  следующими показателями:

- централизованные источники производят 71,5% тепла, из них тепловые электростанции - 29,3%, мощные (более 20 Гкал/ч) котельные - 53,9%, прочие источники - 16,8%;

- децентрализованные источники  производят 28,5% тепла, из них котельные  (менее 20 Гкал/ч) - 38,2%, автономные  теплоисточники - 61,8%.

Закон N 190-ФЗ определяет общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в теплоснабжении, в том числе систему организации инновационной и инвестиционной политики государства в сфере теплоснабжения, систему мониторинга теплового хозяйства.

В соответствии с требованиями ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ основные полномочия органов власти распределяются следующим образом.

К полномочиям Правительства РФ в сфере теплоснабжения относятся:

- разработка и реализация государственной  политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической  стратегии РФ;

- утверждение правил организации теплоснабжения;

- установление стандартов раскрытия  информации;

- утверждение основ ценообразования  и правил регулирования тарифов  в сфере теплоснабжения;

- установление порядка рассмотрения  разногласий, возникающих между  органами исполнительной власти субъектов РФ;

- иные полномочия, установленные  настоящим Федеральным законом (законопроектом) и иными федеральными законами.

К полномочиям федеральных органов  исполнительной власти относятся:

- контроль за соблюдением требований  законодательства РФ в сфере  теплоснабжения;

- утверждение правил коммерческого  учета тепловой энергии и теплоносителя;

- утверждение требований к содержанию  и порядку разработки схемы  теплоснабжения;

- реализация полномочий в области  регулирования тарифов в сфере  теплоснабжения;

- утверждение правил оценки  готовности к отопительному периоду;

- антимонопольное регулирование  и контроль в сфере теплоснабжения;

- ведение государственного реестра  и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ относятся:

- реализация полномочий в области  регулирования тарифов в сфере  теплоснабжения;

- осуществление контроля за  исполнением органами местного  самоуправления законодательства  РФ о теплоснабжении.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

- обеспечение надежного теплоснабжения  потребителей на территории муниципального образования;

- разработка, утверждение и актуализация  схемы теплоснабжения;

- реализация полномочий в области  регулирования тарифов в сфере  теплоснабжения;

- выполнение требований и контроль  за готовностью теплоснабжающих,  теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

Отметим, что Закон N 190-ФЗ определяет организационную структуру управления теплоснабжением населенных пунктов в условиях изменения отношений собственности в российском теплоснабжении. Развивая его положения, Закон N 315-ФЗ устанавливает процедуры саморегулирования в сфере теплоснабжения.

Вместе с тем, по мнению автора, в Законе N 190-ФЗ отсутствует четкое разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так, полномочия по контролю за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления требований законодательства РФ в сфере теплоснабжения, закрепленные за федеральными органами исполнительной власти, и полномочия по контролю за исполнением органами местного самоуправления законодательства РФ о теплоснабжении, которыми наделяются органы исполнительной власти субъектов РФ, частично дублируют друг друга.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа теплоснабжения населения. При этом к вопросам местного значения муниципального района вопросы организации теплоснабжения населения не отнесены. Однако Закон N 190-ФЗ не учитывает разграничения вопросов местного значения между различными типами муниципальных образований и требует корректировки в части приведения в соответствие с вопросами местного значения, установленными в Федеральном законе N 131-ФЗ.

Самым серьезным недостатком Закона N 190-ФЗ, по мнению автора, является наделение полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимать решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность).

Данное положение не соответствует  Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), согласно которому цены (тарифы) на тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Таким образом, законодательство РФ не содержит правовых основании, позволяющих органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимать решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность).

Кроме того, Законом N 190-ФЗ вводится установление видов тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, что также не соответствует ст. 23 Закона N 35-ФЗ, согласно которой государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на тепловую энергию и цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии. По мнению автора, поиск компромиссного решения указанной проблемы позволил бы не препятствовать развитию рыночных отношений в сфере теплоснабжения при сохранении механизма, сдерживающего непомерный рост тарифов на тепловую энергию. Очевидно, что рассмотренными проблемами нельзя ограничиться, реформируя систему ЖКХ.

 

Список литературы

 

1. О внесении изменений в Федеральный  закон "О концессионных соглашениях"  и отдельные законодательные  акты РФ: Федеральный закон от 02.07.2010 N 152-ФЗ.

2. О внесении изменений в Федеральный  закон "О содействии развитию  жилищного строительства": Федеральный закон от 22.07.2010 N 166-ФЗ.

3. О теплоснабжении: Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ.

4. О внесении изменений в некоторые  законодательные акты РФ в  связи с принятием Федерального  закона "О теплоснабжении": Федеральный закон от 27.07.2010 N 191-ФЗ.

5. О законодательном обеспечении  механизмов саморегулирования и  самоуправления в сфере жилищно-коммунального  хозяйства: парламентские слушания  в Государственной Думе ФС РФ 15.06.2010.

6. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ.

7. О лицензировании отдельных  видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

8. Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

9. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ.

10. Технический регламент о безопасности  зданий и сооружений: Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ.

 

Л.И.Пронина

Д. э. н.,

государственный советник

Российской Федерации 2-го класса

Подписано в печать

04.02.2011

21.02.2011

 

 

 



Информация о работе Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях