Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:54, статья
Совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на основе законодательного регулирования - важнейший фактор развития экономических отношений. В последнее время принят ряд важных документов. Среди них Федеральный закон от 02.07.2010 N 152-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 152-ФЗ), Федеральный закон от 22.07.2010 N 166-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 166-ФЗ) и др.
Резюмируя проблематику, связанную с бременем содержания общего имущества, можно выделить следующие существенные проблемы:
- отсутствует необходимая опреде
- собственник (объединения
- законодательство не
Поскольку не определены правовые основы ответственности ТСЖ за исполнение регламентов безопасности домов, практика применения действующего законодательства приводит к созданию так называемых кустовых ТСЖ (100 и более многоквартирных домов в одном ТСЖ), которые по сути своей являются уже не ТСЖ, а управляющими организациями. При этом ТСЖ и иные объединения собственников помещений являются, скорее, не одной из форм управления многоквартирными домами (как это указывается в ст. 161 ЖК РФ), а формой консолидации волеизъявления собственников по поводу управления и обеспечения реализации принятых собственником решений.
Следует отметить, что даже объединение собственников жилья (ТСЖ, ЖК, ЖСК) не способно нести материальную ответственность за ненадлежащее обеспечение безопасности зданий и сооружений. Это связанно с тем, что законодательство не определяет зон ответственности, не введено обязательное страхование такой ответственности.
В результате наличия технической безграмотности специалистов подобных УК и ТСЖ происходит неэффективное потребление энергоресурсов (ущерб - 85 млрд руб. в год), завышена стоимость работ, повышается аварийность многоквартирных домов и т.п. Такое положение в определенной мере является следствием того, что, хотя УК является ключевым субъектом не только в сфере ЖКХ, но и в управлении недвижимостью в целом, ни законодатели, ни чиновники государственных органов исполнительной власти пока не учитывают этого при составлении рабочих документов и программ.
Выходом из сложившейся ситуации может стать создание в сфере ЖКХ взаимодополняющей двухуровневой системы саморегулируемых организаций: с одной стороны - УК, а с другой - ТСЖ, способной обеспечить ответственное регулирование этой сферы экономической деятельности со стороны профессионального сообщества менеджеров.
Очевидно, что законодательное
обеспечение перехода к эффективному
сочетанию государственного регулирования
экономики с саморегулированием
субъектов экономической
Должна быть определена и модель
эффективного сочетания государственного
регулирования экономики с
Необходимость введения саморегулирования объясняется следующими причинами. В процессе управления жилыми домами участвуют несколько субъектов. Прежде всего это жильцы и их объединения (ТСЖ, ЖК, ЖСК). Второй субъект - это управляющие компании, которые призваны профессионально осуществлять управление. Далее это поставщики услуг. Четвертый субъект - это органы местного самоуправления. И, наконец, органы государственной власти. Очевидно, что спектр участников этого процесса весьма широк. И сегодня во многом эти элементы взаимодействуют между собой весьма неэффективно.
Задача государства - отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка услуг в сфере управления недвижимостью, установив при этом баланс интересов потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг, защитив жильцов от недобросовестных УК и УК от недобросовестных жильцов, а также интересы добросовестных УК, которые выполняют свои обязательства, от недобросовестных, демпингующих компаний. При этом на первом месте должна стоять задача разработки стандартов оказания услуг в ЖКХ, а также механизма компенсации ущерба, причиненного действиями или бездействием УК.
В настоящее время можно
Национальному объединению саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью, было бы целесообразно в числе своих приоритетных задач на текущий период выделить следующие:
- способствовать отражению
- продолжить разработку и
- ускорить разработку проекта
типовых договоров с
- продолжить работу по обеспечению представительства членов саморегулируемых организаций в работе комиссий по отбору многоквартирных домов в программу капитального ремонта и комиссий по отбору подрядчиков по проведению их капитального ремонта, в консультационных, совещательных и координационных органах на федеральном и региональном уровнях, в органах законодательной власти регионов и местного самоуправления;
- проводить обобщение и анализ
информации о деятельности
- организовать системное
- совместно с Высшей школой
приватизации и
Первый опыт функционирования саморегулируемых
организаций в сфере
Это позволит в короткие сроки выработать
правила и стандарты
Кроме того, дальнейшее развитие системы саморегулирования позволит более эффективно использовать механизмы государственного управления, освобождая органы государственной власти от необходимости осуществления функций всеобъемлющего контроля, что будет способствовать существенному уменьшению численности специалистов, занятых в надзорных органах государственного аппарата, а также снижению коррупционной нагрузки на бизнес.
Вместе с тем, по мнению автора, нельзя однозначно отнестись к инициативе Правительства РФ по внесению изменений в ЖК РФ, наделяющих регионы полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг. Практика показывает, что на муниципальном уровне нормативы потребления коммунальных услуг зачастую определяются произвольно, решения различны в подходах при сходных условиях.
Реализация подобного
С другой стороны, можно согласиться
с недавно реализованным
По мнению автора, следует рекомендовать Российской жилищной федерации:
- более активно содействовать
формированию института
- содействовать организации
- содействовать разработке единых правил и требований со стороны собственников жилья к профессиональной деятельности управляющих компаний, примерного договора управления многоквартирным домом с учетом особенностей условий деятельности в регионах, оказывать всемерную помощь в реализации проекта "Управдом", привлекая специалистов для работы в регионах и в комиссии по работе с собственниками жилья;
- продолжить обобщение
В целях решения этих проблем Минрегионом России подготовлен законопроект "О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также об обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме".
Его основные положения направлены на:
- создание института
- обеспечение безопасной
- создание системы отраслевых стандартов качества для УК;
- создание системы профессиональной ответственности УК, в том числе имущественной (обеспечение страхования ответственности управляющих компаний - членов саморегулируемых организаций);
- создание системы контроля
за деятельностью УК и
- создание возможности для
Вместе с тем в законопроекте отсутствует механизм формирования компенсационного фонда саморегулируемых организаций. По мнению специалистов Минрегиона России, одновременное страхование гражданской ответственности и наличие компенсационного фонда саморегулируемых организаций создадут условия, при которых индивидуальные предприниматели и малые предприятия не смогут управлять многоквартирными домами.
По приблизительным подсчетам
страховых компаний обеспечение
страхования ответственности
Следует также отметить, что саморегулирование
несколько ограничит
Информация о работе Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях