Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели были поставлены (сформулированы) следующие задачи:
Изучить сущность учета расчетов с покупателями и заказчиками;
Исследовать нормативно правовую базу, регламентирующую учет расчетов с покупателями и заказчиками;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1.Определение и значение расчетов с покупателями и заказчиками………………….5
1.2. Задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………..…6
1.3. Синтетический и аналитический учет расчетов на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками»……………………………………………………………………....8
Глава 2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками
2.1. Расчеты векселями………………………………………………………………….…14
2.2. Расчеты авансами………..……………………………………………………….……18
2.3. Погашение дебиторской задолженности путем взаимозачетов………...……….…20
Глава 3. Формы учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.1. Расчеты платежными поручениями………………………...……………………..….25
3.2. Расчеты по аккредитиву………………….……………..…………………………….26
3.3. Расчеты по инкассо…………………………………………………….……………...30
3.4. Расчеты чеками…………………………………………...……………………………32
Заключение………………………………………………………………………….……...37
Список литературы………………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

В момент исполнения покрытого аккредити­ва производится перечисление денежных средств на счет поставщика, что отражается за­писью:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками»  Кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы». 

Неиспользованная часть покрытия по ак­кредитиву предполагает возврат денежных средств и отражается в бухгалтерском учете за­писью:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» (счет 52 «Валютные счета»)   Кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы».

Сумма, на которую открыт непокрытый ак­кредитив, на счете 55 «Специальные счета в банках», покупателем не отража­ется, производятся записи по забалансовому счету 008 «Обеспечения обязательств и плате­жей полученные»:

Дебет счета 008 «Обеспечения обязательств и плате­жей полученные»: – отражено открытие непокрытого аккредитива;

Кредит счета 008 «Обеспечения обязательств и плате­жей полученные»: – отражено использование непокрытого аккредитива.

На счете 55 «Специальные счета в банках» движение денежных средств от­ражается на дату совершения банковских опе­раций по аккредитиву (списания денег с расчет­ного (валютного) счета на аккредитив и в мо­мент перечисления поставщику) на основании письменных сообщений банка. При расчетах с нерезидентом этим документом может быть со­общение о платеже по системе СВИФТ, заве­ренное специалистом валютного контроля бан­ка-эмитента. СВИСТ – это автоматизированная система осуществления денежных расчетов и платежей с использованием компьютеров и межбанковских телекоммуникаций. [15, С.625]

Суммы аккредитивов, учтенные на счете 008 «Обеспече­ния обязательств и платежей полученные» отражаются в бухгалтерском балансе (форма № 1) в разделе «Справка о наличии цен­ностей, учитываемых на забалансовых счетах».

Если аккредитив открыт в иностранной ва­люте, то с 2007 года учет производится в соот­ветствии ПБУ 3/2006 «Учет активов и обяза­тельств, стоимость которых выражена в иност­ранной валюте», утвержденным Приказом Минфина РФ от 27.11.06 № 154н. При этом по суммам на счете 55 «Специальные счета в банках» на дату совершения опера­ции в иностранной валюте, а также на дату со­ставления бухгалтерской отчетности необхо­димо произвести переоценку и отразить на сче­те 91 «Прочие доходы и расходы» курсовые разницы, которые в отчете о прибылях и убытках (форма №2) отражаются как внереализационные доходы или расходы.

Курсовая разница отражается в бухгалтер­ском учете и бухгалтерской отчетности в том от­четном периоде, к которому относится дата ис­полнения обязательств по оплате или за кото­рый составлена бухгалтерская отчетность.

Сумма открытого аккредитива в иностранной валюте для отражения на забалансовом счете пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату открытия аккредитива.

Для обеспечения достоверности показателей бухгалтерской отчетности суммы аккредитивов, учтенные на забалансовых счетах, нужно отра­жать по курсу, действующему на дату составле­ния отчетности. Поскольку учет на забалансовых счетах ведется по простой системе учета, возни­кающая в результате изменения курса иностран­ной валюты разница на финансовые результаты не относится, а отражается по дебету или креди­ту соответствующего забалансового счета. [28, С.11-13]

Пример: ОАО «Монолит», являясь заказчиком, открыло в банке безотзывный непокрытый аккредитив под изготовление и поставку оборудования на сумму 1 770 000 руб., в том числе НДС – 270 000 руб. Банк сообщил поставщику – ООО «Смена» об открытии аккредитива. Оборудование, подлежащее поставке заказчику, изготавливается в течение 60-90 дней. Проводки с таком случае в учете ООО «Смена» будут:

Дебет счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» – 1 770 000 руб. – открыт аккредитив

После исполнения договора:

Дебет счета 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   Кредит счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка» - 1 770 000 руб. – отражена выручка от продажи оборудования;

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «НДС» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» - 27 000 руб. – начислен НДС к уплате;

Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 1 770 000 руб. – получены денежные средства;

Кредит счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» – 500 000 руб.  – исполнен аккредитив.

 

3.3. Расчеты по инкассо.

Инкассо — вид банковской операции, при которой банк по поручению своего клиента по­лучает причитающиеся ему денежные суммы от плательщика на основании денежных, то­варных и расчетных документов. На инкассо, в частности, банковские учреждения принимают платежные требования, выписываемые постав­щиками при расчетах по акцепту.

Банк прини­мает платежные требования на инкассо в те­чение срока исковой давности (с момента от­грузки товара или оказания услуг).

Если организация использует инкассовые рас­четы при импорте или экспорте товаров, они ре­гулируются Унифицированными правилами по инкассо (публикация Международной торговой палаты №522). При внутренних расчетах по ин­кассо применяются нормы положения Центро­банка о безналичных расчетах от 03.10.02 №2-П.

Унифицированные правила отличаются от действующих в России. Положение о безналич­ных расчетах предусматривает два вида расчетов по инкассо — платежными требованиями и ин­кассовыми поручениями. Инкассовые поруче­ния предназначены для списания долгов в бес­спорном порядке (по исполнительным листам, по решению налоговых или таможенных органов). Платежные требования используются при расчетах между организациями по договорам.

Существуют два варианта расчетов платеж­ными требованиями — с акцептом или без. В первом случае покупатель имеет право отка­заться от оплаты, если поставщик нарушил ус­ловия договора. При отказе покупатель дол­жен указать его причины, предусмотренные в договоре, например, несоблюдение сроков по­ставки, отсутствие тех или иных документов на товар, его низкое качество и т. д. Во втором случае покупатель не может отка­заться от оплаты, и банк списывает с его счета сумму долга в безакцептном порядке. Такие расчеты используются значительно реже, на­пример, при оплате коммунальных услуг, эле­ктроэнергии и т. д.

Инкассовые расчеты классифицируются в зависимости оттого, когда поставщик переда­ет покупателю документы на товар. Первый ва­риант — документы против оплаты. В этом слу­чае поставщик передает документы, а взамен получает деньги. Второй вариант — документы против акцепта. Это означает, что взамен доку­ментов поставщик получает согласие покупате­ля оплатить товар.

В международных расчетах используются только инкассовые поручения, объединяющие в себе функции требований и поручений.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого произво­дится списание денежных средств со счетов пла­тельщиков в бесспорном порядке, о чем говориться в статье 874 Гражданского Кодекса РФ.

Инкассовые поручения применяются:

       в случаях, когда бесспорный порядок взы­скания денежных средств установлен за­конодательством, в том числе для взыска­ния денежных средств органами, выпол­няющими контрольные функции;

       для взыскания по исполнительным доку­ментам;

       в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предо­ставления банку, обслуживающему платель­щика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение составляется в банк на бланке формы 0401071. [12, С.13-14]

При расчетах платежными поручениями  и расчетах по инкассо расчеты у поставщиков отражают как продажу продукции, то есть с применением счетов 45 «Товары отгруженные», счета 90 «Продажи», счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

Пример: ООО «Вита» поставило предприятию «Камета» готовую продукцию на сумму 150 000 руб., в т.ч. НДС – 25 000 руб. Себестоимость продукции составляет 90 000 руб., а коммерческие расходы по реализации продукции составляют 10 000 руб.

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»    Кредит счета 90 «Продажи» - 150 000 руб. – выставлено платежное требование покупателю.

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продукции»   Кредит счета 43 «Готовая продукция» - 90 000 руб. – списана на реализацию готовая продукция.

Дебет счета 90 «Продажи»   Кредит счета 44 «Расходы на продажу» - 10 000 руб. – списаны на реализацию продукции коммерческие расходы.

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «НДС»   Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 15 000 руб. – начислен НДС от реализации продукции.

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Прибыль от продаж»    Кредит 99 «Прибыли и убытки – 25 000 руб. – определена прибыль от реализации продукции.

 

3.4. Расчеты чеками.

Расчетный чек — это расчетный документ, содержащий письменное распоряжение вла­дельца счета (чекодателя) учреждению банка (банку-эмитенту), в котором у него открыт счет, оплатить чекодержателю указанную в чеке сум­му средств с его счета. Согласно статье 877 Гражданского Кодекса РФ чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекода­теля банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Такая форма расчетов может применяться, например, при устойчивых доверительных отно­шениях между партнерами; при возможности полного или частичного контроля партнерами друг друга; при расчетах за пределами предпри­ятия при разъездном характере осуществления хозяйственной деятельности (например, если за товары рассчитываются экспедиторы) и т. д. Таким образом, расчеты с помощью расчетных чеков имеют свои положительные стороны:

       суммы, которые выписываются по расчет­ному чеку, не влияют на сумму лимита кас­сы предприятия, что не повлечет санкций за превышение лимитов оплаты наличны­ми по одному платежу.

       в случае потери чековой книжки предпри­ятие теряет только бланки расчетных чеков, а не сами денежные средства.

К слабым сторонам расчетов чеками отно­сятся: отвлечение средств из оборота, низкий уровень гарантий по платежам и, соответствен­но, высокий риск неполучения средств, сложно­сти оформления, сравнительно длительные сро­ки документооборота, прохождения платежей и т. д. Поэтому расчеты чеками между предпри­ятиями стали довольно редким явлением.

Отрицательные стороны безналичных расчетов с использованием расчетных чековых книжек:

       обмен расчетного чека на наличные денеж­ные средства и получение сдачи из суммы чека наличными денежными средствами юридическими лицами (чекодателями) за­прещается. Поэтому расчетный чек необхо­димо выписывать точно на ту сумму, на ко­торую покупается товар, если же данные суммы отличаются, то в таком случае необ­ходимо выписать новый расчетный чек на новую сумму, а предыдущий аннулировать;

       на пустой бланк расчетного чека запреща­ется ставить печать предприятия, выписы­вающего данный чек. Это очень сильно уменьшает привлекательность расчетных чеков, поскольку из этого следует, что для того, чтобы выписать расчетный чек за пре­делами территории предприятия, лицу, вы­писывающему данный чек, необходимо иметь при себе печать предприятия, что на практике маловероятно, или возвращаться на предприятие для проставления на чеке оттиска печати предприятия. [12, С.16]

Использование расчетных чеков должно быть предусмотрено условиями договора (контрак­та) между партнерами.

Чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдается чек.

Чекодержатель при расчете с чеками принимает к бухгалтерскому учету полученные чеки от чекодержателя как средство обеспечения дебиторской задолженности, он должен открыть к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» три субсчета: «Расчеты по чекам, срок которых не наступил», «Расчеты по чекам, переданным на инкассо», «Расчеты по чекам, не оплаченным в срок».

Отгрузив покупателю товары и получив от него чек, поставщик у себя делает в учете следующие записи:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»   Кредит счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка» - отгружена продукция покупателю;

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»    Кредит счета 43 «Готова продукция» - списана фактическая себестоимость отгруженной продукции;

Дебет счета 90 «Выручка» субсчет «НДС»  Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом по НДС» ( счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет Расчеты с бюджетом по отложенному НДС»;

Дебет счета 90 «Выручка» субсчет «Прибыль/убыток от продаж» ( счет 99 «Прибыли и убытки»)   Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (счет 90 «Выручка» субсчет «Прибыль/убыток от продаж»);

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по чекам, срок оплаты которых не наступил»    Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» -  получен чек от покупателя (на сумму дебиторской задолженности, обеспеченной чеком).

Операции по оплате чека чекодержатель отразит записями:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по чекам, переданным на инкассо»    Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по чекам, срок оплаты которых не наступил» - предъявлен чек в банк на инкассо;

Дебет счета 51 «Расчетные счета» ( счет 52 «Валютные счета»)   Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по чекам, переданным на инкассо» - зачислен на банковский счет долг покупателя;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с бюджетом по отсроченному НДС»   Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» - отражены текущие обязательства перед бюджетом по НДС.

Пример: ОАО «Вита», отгрузившая продукцию на сумму 120 000 руб., в т.ч. НДС – 20 000 руб., признает выручку для целей исчисления НДС «по оплате», себестоимость продукции – 80 000 руб. Покупатель (организация ООО «Камета» - чекодатель) выписал чек, который ОАО «Вита» (чекодержатель) предъявила в свой банк на оплату.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками