Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели были поставлены (сформулированы) следующие задачи:
Изучить сущность учета расчетов с покупателями и заказчиками;
Исследовать нормативно правовую базу, регламентирующую учет расчетов с покупателями и заказчиками;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1.Определение и значение расчетов с покупателями и заказчиками………………….5
1.2. Задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………..…6
1.3. Синтетический и аналитический учет расчетов на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками»……………………………………………………………………....8
Глава 2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками
2.1. Расчеты векселями………………………………………………………………….…14
2.2. Расчеты авансами………..……………………………………………………….……18
2.3. Погашение дебиторской задолженности путем взаимозачетов………...……….…20
Глава 3. Формы учета расчетов с покупателями и заказчиками
3.1. Расчеты платежными поручениями………………………...……………………..….25
3.2. Расчеты по аккредитиву………………….……………..…………………………….26
3.3. Расчеты по инкассо…………………………………………………….……………...30
3.4. Расчеты чеками…………………………………………...……………………………32
Заключение………………………………………………………………………….……...37
Список литературы………………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

На этом счете отражается дебиторская задолженность покупателей и заказчиков за реализованные (отгруженные) им, но еще не оплаченные товары, продукцию (работы, услуги), основные средства, материалы и прочее имущество организации.

Дебиторская задолженность образуется в результате несовпадения момента отгрузки и оплаты продукции (оказания услуг, выполнения работ).

При отгрузки товаров, продукции, выполнении работ, оказании услуг покупателям и заказчикам организация выставляет им расчетные документы на суммы оплаты и счета-фактуры с выделением в них отдельной строкой суммы НДС, причитающейся к получению от них. Счета-фактуры, выставляемые покупателям и заказчикам, должны регистрироваться в книге продаж в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором у организации возникает обязательство по уплате НДС.

Выручка от продажи продукции и товаров, а так же поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее – выручка), представляют собой доходы организации от обычных видов деятельности.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств  и иного имущества или величине дебиторской задолженности.

Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

Величина поступления или дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком).

Поступления от продажи основных средств, материалов, и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров (работ, услуг) относятся к прочим доходам организации.

Выручка за отгруженные товары, продукцию (работы, услуги) отражаются в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы отгруженных товаров, продукции, прочих активов, выполненных работ и оказанных услуг, по которым в установленном порядке признан доход.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно. На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются также возникающие курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.

Налоговые аспекты: Установлено, что продажная цена товаров (работ, услуг), должна как правило, соответствовать их рыночной цене, включающей в себя сумму налога на добавленную стоимость.

Налоговая база при реализации организацией товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов ( для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. В соответствии со ст.40 Налогового Кодекса Российской Федерации за рыночную цену товаров (работ, услуг) принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока недосказано обратное предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Невостребованная в срок дебиторская задолженность относиться либо на счет резервов по сомнительным долгам ( счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»), либо на финансовые результаты ( при отсутствии резервов по сомнительным долгам).

Суммы дебиторской задолженности, нереальные для взыскания, при отсутствии резервов по сомнительным долгам отражаются по счету 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.

Синтетический учет группирует и обобщает учет состава и прохождения средств предприятия, их источников и потребителей в едином денежном выражении, обеспечивая формирование сумм для отчетности, общей для каждого счета — для заполнения баланса и других форм отчетности.

Сальдо синтетического счета определенного номера в плане сче­тов должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов того же номера, а суммы оборотов по дебету и кредиту синтетичес­кого счета равны соответственно суммам оборотов по дебету и кре­диту всех аналитических счетов этого номера.

Аналитический учет более подробный и может давать оценку не толь­ко в денежном, но и в трудовом и натуральном показателях с перечислением фамилий работников и названий фирм-партнёров и подряд­чиков: это дает полную информацию и является материалом для обоб­щения по счетам, а также позволяет контролировать прохождение сумм не материалов в процессе хозяйственной операции.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в Плане счетов бухгалтерского учета предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К счету 62 могут быть открыты различные субсчета:

на субсчете «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым кредитной организацией к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

На субсчете «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами.

На субсчете «Векселя полученные» учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты, которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетными документами; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок. [29]

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"   корреспондирует со счетами:

              По дебету

По кредиту

46 Выполненные этапы работы по незавершенным работам

50 Касса

51 Расчетный счет

52 Валютный счет

55 Специальные счета в банках

57 Переводы в пути

62 Расчеты с покупателями и   заказчиками

70 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

90 Продажи

91 Прочие доходы и расходы

 

 

50 Касса

51 Расчетный счет

52 Валютный счет

55 Специальные счета в банках

57 Переводы в пути

60 Расчеты с поставщиками и

подрядчиками

62 Расчеты с покупателями и

заказчиками

63 Резервы по сомнительным долгам

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

76 Расчеты с разними дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

 

Теперь рассмотрим, как операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском учете.

Надо отметить, что отразить задолженность покупателя (заказчика) организация должна независимо от того, получила ли она от него деньги за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.

Если организация отгрузила покупателю товары (продукцию), то после того, как к покупателю перешло право собственности на них, в учете делается проводка:

Дебет счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» – отражена задолженность покупателя за отгруженные товары (продукцию).

Если организация выполнила для заказчика работы (оказала услуги) и заказчик их принял, делается запись:

Дебет счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90«Продажи», субсчет «Выручка» или (счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы») – отражена задолженность заказчика за выполненные работы (оказанные услуги).

При поступлении от покупателя (заказчика) денежных средств или имущества в оплату задолженности делается проводка по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

Дебет счета 50 «Касса» (счет 51 «Расчетные счета», счет 52 «Валютные счета», счет 10 «Материалы».) Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции, товаров, работ, услуг.[27, С. 98]

Пример 1: Производственное предприятие отгрузило покупателю продукцию на сумму 354 000 руб. Себестоимость продукции – 250 000руб. За момент реализации продукции считается момент отгрузки.

Дебет счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90«Продажи», субсчет «Выручка» - 354 000 руб. – стоимость отгруженной продукции.

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»  Кредит счета 43 «Готовая продукция» - 250 000 руб. – списывается фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции. 

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «НДС»  Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  54 000 руб. – учтена рассчитанная сумма «исходящего» НДС.

Дебет счета 51 «Расчетные счета»    Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 354 000 руб. – на сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия от покупателя за отгруженную продукцию.

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Прибыли/убытки от продаж»    Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - 50 000 руб. – учтена прибыль от продажи.

Пример 2: Производственное предприятие отгрузило покупателю продукцию на сумму 120 000 руб. Себестоимость продукции – 90 000руб. За момент реализации продукции принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции.

Дебет счета 51 «Расчетные счета» (счет 52 «Валютные счета») Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - 120 000 руб. – оплачена отгруженная продукция.

Дебет счета 45 «Товары отгруженные»    Кредит счета 43 «Готовая продукция» - 90 000 руб. - списывается фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции. 

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»  Кредит счета 43 «Готовая продукция» - 90 000 руб. – списывается фактическая себестоимость продукции. 

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «НДС»  Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  18 300 руб. – учтена рассчитанная сумма «исходящего» НДС.

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Прибыли/убытки от продаж»    Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - 11 700 руб. – учтена прибыль от продажи.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация расчетов с покупателями и заказчиками

2.1. Расчеты векселями.

Возрождение рыночной экономикой финансового рынка привело  к восстановлению вексельного обращения в России, и прежде всего это относится к использованию векселя во взаимоотношениях покупателя, заказчика и продавца в сделках, связанных с поставкой готовой продукции. В этом случае применяется товарный (коммерческий) вексель, который имеет двойственный характер, проявляющийся в том, что он функционирует, как ценная бумага, и как средство расчетов, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Расчеты векселями – одна из форм неденежных расчетов, присущих рыночной экономике. Правовая регламентация сделок, заключенных с использованием векселей, осуществляется специальным вексельным законодательством.
              Вексель – это письменное долговое обязательство, оформленное по установленной форме, в соответствии с которым юридическое лицо, выдавшее вексель (векселедатель) берет на себя обязательство выплатить владельцу векселя (векселедержателю) обозначенную в векселе сумму в указанный срок. [30]

В векселе указываются:

- наименование "вексель", включенное в самый текст и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;

- простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;

- указание срока платежа.

- указание места, в котором должен быть совершен платеж, при отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с наименованием плательщика (в переводном векселе), и место составления документа (для простого векселя) считаются местом платежа;

- наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками