Бухгалтерский учет на автотранспортном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

К автотранспортным (транспортным) средствам предприятия относятся нерельсовые транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, грузов, оборудования и т.д. : автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили и т.д.
Для целей бухгалтерского учета автотранспортное средство признается основным средством, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001г. « 26н)

Оглавление

1. Учет автотранспортных средств.

2. Использование автотранспортных средств.

3. Горюче-смазочные материалы (ГСМ).

4. Учет выбытия автотранспорта.

5. Расчетная часть.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 159.40 Кб (Скачать)

- «ГСМ на складах (бензин, дизельное топливо, газ, масло и др.)»;

- «Оплаченные талоны на  бензин (дизельное топливо, масло);

- «Бензин, дизельное топливо  в баках автомобилей и талоны  у водителей» и др.

Поскольку разновидностей ГСМ  много, для их учета открывают  аналитические счета, например:

- счет 10, субсчет «Топливо»,  «ГСМ на складах», аналитический  счет «Бензин», «Бензин АИ-98»;

- счет 10, субсчет «Топливо»,  «ГСМ на складах», аналитический  счет «Бензин», «Бензин АИ-95».

Бухгалтер записывает поступление  ГСМ в карточку учета материалов по форме № М-17. В организации  может быть разработана своя форма  карточки учета поступления и  списания ГСМ, которая отдельно утверждается приказом руководителя или является приложением к учетной политике организации.

Организации приобретают  ГСМ, как по безналичному расчету, так и за наличный расчет. На практике возможно приобретение ГСМ:

- за наличный расчет;

- оптом;

- по корпоративным картам;

- по талонам.

В п. 5 и 6 ПБУ 5/01 указано, что  материально-производственные запасы принимаются к бух. учету по фактической себестоимости. Под фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).


Таким образом, если при покупке  ГСМ водителю выдан чек контрольно-кассовой машины (ККМ), в котором отдельной  строкой выделен НДС, но не выдан  счет-фактура, сумма НДС возмещению не подлежит и не может быть включена в стоимость ГСМ на счете 10.3 .

 

Приобретение  ГСМ за наличный расчет.

В организациях, имеющих  небольшой парк автотранспортных средств, ГСМ приобретают водители за наличный расчет.

Руководитель такой организации  должен утвердить распорядительный документ с перечнем лиц, кому выдаются под отчет деньги для приобретения нефтепродуктов, и нормы выдачи.

Подотчетным лицам из кассы  организации выдаются денежные средства, которые впоследствии списываются  на основании представленных в бухгалтерию  авансовых отчетов.

Выдача наличных денежных средств под отчет для закупки  ГСМ и списание ГСМ в расход в бух. учете оформляются записью:

Д 71 – К 50 отражена выдача денежных средств под отчет водителю.

В течении трех дней подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет об израсходованных суммах. В качестве оправдательных документов водители прилагают к авансовому отчету кассовые чеки автозаправочной станции (АЗС).

Авансовый отчет составляется по форме № АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001г. № 55, в одном экземпляре подотчетным  лицом и передается после утверждения  работнику бухгалтерии. На оборотной  стороне формы подотчетное лицо указывает реквизиты документа, подтверждающего приобретение ГСМ, - кассового чека АЗС.

Оприходование ГСМ отражается следующим образом:

Д 10.3 – К 71 после сдачи  авансового отчета отражено оприходование бензина.

Вместе с отчетами подотчетные  лица должны сдать неизрасходованные  денежные суммы. Если водитель не внесет остаток аванса в кассу, бухгалтер не имеет права выдавать ему деньги. Это установлено Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993г. № 40, в п. 11 которого указано, что наличные деньги выдаются под отчет при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному авансу.

Таким образом, на сумму неиспользованного  аванса делается запись:

Д 50 – К 71.


Если произошел перерасход выданного аванса, то на эту сумму  делается запись:  Д 71 – К 50.

Приобретение ГСМ за наличный расчет через АЗС дает возможность  возмещать НДС, уплаченный поставщику, даже при отсутствии счета-фактуры. Это подтверждается арбитражной  практикой.

 

Бухгалтерский учет списания ГСМ.

Расходы на ГСМ связаны  с обслуживанием перевозного  процесса и относятся к расходам по обычным видам деятельности по элементу «Материальные затраты». В  расходы включается сумма всех фактических  затрат организации.

Расходы на содержание автотранспортных средств организации списывают  на себестоимость продукции (работ, услуг). В бух. учете затраты, связанные с процессом перевозки, отражают на счете 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» (только для торговых организаций). Затраты на содержание служебного автотранспорта должны быть отражены на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Организации, имеющие парк автомобилей, аккумулируют данные о затратах, связанных с содержанием и эксплуатацией этих автомобилей, на счете 23 «Вспомогательные производства». Какой именно счет задействовать, зависит от характера использования автомобилей. Так, если грузовой автомобиль перевозил грузы по заказам сторонней организации, то затраты на ГСМ отражаются на счете 20, если же легковой автомобиль используется для служебных поездок, связанных с управлением организацией, - на счете 26.

При списании ГСМ делают бухгалтерскую запись по дебету счета 20 (23,26,44) и кредиту счета 10.3 «Топливо». Аналитический учет ведут по субсчету «ГСМ в банках транспортных средств» и другим соответствующим субсчетам  в фактически израсходованном количестве на основании первичных документов.

При отпуске ГСМ в производство и ином выбытии их оценивают в  бухгалтерском учете согласно п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» одним из способов:

  1. по себестоимости единицы запасов;
  2. по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);
  3. по средней себестоимости.

В соответствии с п. 78 Методических указаний по бух. учету материально-производственных запасов применение оценки по средней себестоимости, способам ФИФО и средней себестоимости возможно по взвешенной и скользящей оценке. Вариант расчета средних оценок должен раскрываться в учетной политике организации.

При взвешенной оценке средняя цена запасов определяется в целом за месяц: стоимость всех запасов данного вида, которые были отпущены в производство в течение месяца, нужно разделить на их количество. Затем среднюю цену умножают на количество проданных запасов. При скользящей оценки среднюю цену необходимо рассчитывать при каждом отпуске данного вида запасов, т.е. систематически в течение месяца. Для этого себестоимость всех запасов, которые были на складе на момент данной продажи, делят на их количество. Выбранный организацией метод оценки должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике.


Оценка по себестоимости  первых во времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых во времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материальных ценностей, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, приводится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка топлива по средней  себестоимости наиболее распространена. Такая оценка проводится по каждому  виду ГСМ (маркам бензина) путем деления  общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и  количества остатка на начало месяца и запасов, поступивших в течение  данного месяца.

  В бух. учете можно применять все три способа в зависимости от вида (группы) материалов. По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

Как правило, в баках автомобилей  всегда имеется количество бензина (или иного топлива), которое представляет собой переходящий остаток на следующий месяц (квартал). Этот остаток  нужно и далее учитывать на отдельном субсчете «Бензин в  баках автомобилей» (а аналитическом  учете – по материально ответственным  лицом (водителям)).

Ежемесячно бухгалтер  проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов в баках автотранспортных средств.

Если стоимость принятых к расходу затрат по ГСМ в бухгалтерском  и налоговом учете неодинакова (например, в связи с превышением  водителем норм, принятых в организации  для его автомобиля), то налогоплательщикам, применяющим ПБУ 18/02, придется отражать постоянные налоговые обязательства. Таково требование п. 7 ПБУ 18/02.

Цены на автомобильное  топливо постоянно меняются, в  связи с этим стоимость израсходованного топлива, а также стоимость остальных  материалов, списываемых на себестоимость  продукции (работ, услуг), можно определить как способом средней фактической  себестоимости, так и способом ФИФО.

Налоговый учет списания ГСМ.


Стоимость материалов, которые  используются при выполнении работ, относится к материальным расходам. Ограничения по количеству расходуемых  материалов (в соответствии с установленными нормами, нормативами и т.д.) данной нормой не установлены. Главное –  расходы необходимо документально  подтвердить и обосновать.

Таким образом, в налоговом  учете на расходы списывается  вся стоимость израсходованных  ГСМ. В учетной политике организации  для целей налогового учета должен быть прописан порядок определения  размера материальных расходов при  списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг). Иными  словами, необходимо выбрать один из методов оценки материалов, предусмотренных  п.8 ст. 254 НК РФ:

  1. по стоимости единицы запасов;
  2. по средней стоимости;
  3. по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  4. по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета предприятиям целесообразно утвердить в приказе  об учетной политике один и тот  же метод учета материальных расходов для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Если организация выберет разные методы учета, то бухгалтеру необходимо будет вести налоговые регистры. При разных методах списания ГСМ возникнут временные разницы, которые отражаются на основании ПБУ 18/02.

 

Различия в  бухгалтерском и налоговом учете.

Различия в бухгалтерском  и налоговом учете приводят к  возникновению разниц. Временные разницы появляются в следующих случаях:

- если в бух. учете расходы признаны раньше, чем в налоговом учете;

- в налоговом учете  доходы признаны раньше, чем в  бух. учете.

Под постоянными разницами подразумеваются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль, как отчетного года, так и последующих отчетных периодов. Другими словами, это суммы, которые отражаются в бух. учете, но не отражаются в налоговом учете. Список постоянных разниц открытый, т.е. помимо перечисленных в ПБУ 18/02 к ним могут быть отнесены другие аналогичные расходы.

Постоянное налоговое  обязательство (или постоянный налоговый  актив) в бух. учете также отражается по дебету (кредиту) счета 99 «Прибыли и убытки» (например, субсчет 99.2 «Постоянное налоговое обязательство в корреспонденции с кредитом (дебитом) счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»).

Стоимость ГСМ, использованных на непроизводственные нужды организации, не принимается в состав расходов для целей налогообложения. В  бух. учете такие ГСМ будут списаны на прочие расходы.


 

4.УЧЕТ  ВЫБЫТИЯ АВТОТРАНСПОРТА.

 

Автотранспортные средства выбывают в результате:

 

- продажи;

- безвозмездной передачи;

- списания в результате  морального и физического износа;

  и т.д.

 

Данные об исключении автотранспортного  средства из состава основных средств  вносятся в инвентарную карточку учета объектов ОС (форма « ОС-6).

 

Продажа.

В бух. учете выбытие автотранспортных средств признается на дату перехода права собственности, закрепленного в договоре.

При продаже автотранспортного  средства составляется акт по форме  № ОС-1. Доходы и расходы от списания с бух. учета автотранспортных средств отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01).

 

В бух. учете продажа автотранспортных средств отражается следующими записями:

- Д 01.В – К 01списана сумма первоначальной (восстановительной) стоимости транспортного средства;

- Д 02. – К 01.В списана сумма накопленной амортизации.

 

По окончании процедуры  выбытия остаточная стоимость объекта  ОС списывается с кредита субсчета учета выбытия ОС в дебет счета  прибылей и убытков в качестве прочих расходов:

- Д 91.2 – К 01.В списана  остаточная стоимость.

 

Выручка от продажи автотранспортного  средства принимается к бух. учету в сумме, согласованной сторонами в договоре:

- Д 62 – К 91.1 признана  сумма выручки от реализации  автомобиля.

 

На сумму начисленного НДС оформляется бухгалтерская  запись:

- Д 91.2 – К 68 начислен  НДС.

Финансовый результат, полученный от продажи автотранспортного средства, учитывается на счетах прибылей и  убытков:


- Д 91.9 (сч.99) – К 99 (сч. 91.9) отражен финансовый результат от продажи автомашины.

 

При исчислении налоговой  базы по налогу на прибыль выручка  от продажи автотранспортного средства включается в состав доходов для  целей налогообложения. В состав расходов включаются остаточная стоимость  автомобиля и расходы, связанные  с его продажей (ст. 268 НК РФ).

Если автотранспортное средство реализуется с убытком, то превышение остаточной стоимости амортизируемого  имущества над выручкой  от реализации в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ включается в состав прочих расходов налогоплательщика  равными долями в течении срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Информация о работе Бухгалтерский учет на автотранспортном предприятии