Бухгалтерский финансовый учет в условиях прекращения деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении понятия прекращения деятельности предприятием и рассмотрении проблемы учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности организации.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие реорганизации и охарактеризовать процедуру ее проведения;
2. Исследовать прекращение деятельности предприятия путем ликвидации;
3. Пояснить организационные и правовые аспекты учета информации по прекращаемой деятельности;
4. Охарактеризовать порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие реорганизации и процедура ее проведения 5
2. Проблемы учета и оценки активов и обязательств при реорганизации организаций 13
3. Бухгалтерская отчетность в условиях прекращения деятельности организации 16
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

Институт  экономики  и финансов

 

Кафедра Финансового учета

              

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

 

Тема: «Бухгалтерский финансовый учет в условиях прекращения деятельности организации»

 

 

 

Автор курсовой работы  Фаттахова Л.Ф.

Группа                                   318

Научный руководитель                          Хамидуллина Г.И.

 

 

 

 

 

 

Казань 2011

 

Содержание

 

Введение

 

Рассмотрение данной темы считается актуальной, особое значение в последнее время уделяется проблеме ведения бухгалтерского учета в условиях ликвидации и реорганизации. Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам.

Oбъектом исследования в данной работе является прекращаемая деятельность, а предметом – отражение в бухгалтерской отчетности информации о прекращении деятельности.

Цель работы заключается  в изучении понятия прекращения деятельности предприятием и рассмотрении проблемы учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности организации.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие реорганизации и охарактеризовать процедуру ее проведения;

2. Исследовать прекращение деятельности предприятия путем ликвидации;

3. Пояснить организационные и правовые аспекты учета информации по прекращаемой деятельности;

4. Охарактеризовать порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

 

 

1. Понятие реорганизации и процедура ее проведения

 

Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в форме  реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Рассмотрим конкретные формы реорганизации Обществ.

Таблица 1.1

Формы реорганизации

Форма

Признаки

Описание сущности реорганизации

Слияние

А + Б = С

Организации А и Б прекращают свою деятельность, их права и обязанности переходят к вновь возникшей организации С

Присоединение

А + Б = А

Организация Б прекращает свою деятельность, ее права и обязанности переходят к организации А

Разделение

С = А + Б

Организация С прекращает свою деятельность, ее права и обязанности переходят к организациям А и Б

Выделение

С = С+А+Б

Организациям А и Б переходит часть прав и обязанностей организации С без прекращения деятельности последней

Преобразование

А = А*

К вновь возникшей организации А* переходят все права и обязанности реорганизованной организации А. Происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.


 

Cлиянием Обществ признается создание нового Общества, с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких Обществ и прекращением последних. При слиянии Обществ, все права и обязанности каждого Общества, участвовавшего в слиянии, переходят к ООО, возникающему в результате слияния. Общества, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц. В результате слияния возникает новое ООО, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого Общества влечет возникновение нового ООО в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех Обществ, участвовавших в слиянии. Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, слияние Обществ может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов. В случаях, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 – ФЗ "О защите конкуренции", слияние Обществ осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

При реорганизации в  форме присоединения одно из Обществ, к которому будет осуществлено присоединение остальных, сохранится, присоединившиеся Общества свое существование прекратят. Государственной регистрации в этом случае подлежит не Общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения в его учредительных документах. Общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) Общества (Обществ).

Разделение – прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей нескольким (двум и более) вновь создаваемым юридическим лицам.

В результате выделения на базе части имущества реорганизуемого юридического лица создаётся новое юридическое лицо (или несколько новых юридических лиц) с правами и обязанностями в соответствии с разделительным балансом; при этом прекращения реорганизуемого юридического лица не происходит [17, с.14].

Преобразование организации — прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно-правовой формы. Законодательство накладывает определённые ограничения на преобразование юридических лиц. Так общество с ограниченной ответственностью (ООО) может быть преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО) или открытое акционерное общество (ОАО) или производственный кооператив (но не в хозяйственное товарищество); производственный кооператив — в ООО, ЗАО, ОАО или хозяйственное товарищество; ОАО и ЗАО могут быть преобразованы в ООО, производственный кооператив или в некоммерческую организацию и так далее.

Факт проведения реорганизации юридического лица должен быть подтвержден документально. Перечень документов, без наличия которых нельзя приступать к формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации, приведен в п. 4 Указаний. Это учредительные документы вновь образованных организаций, свидетельства об их государственной регистрации, решение о реорганизации (договор о слиянии или присоединении), передаточный акт или разделительный баланс. В решении (договоре) указывается конкретная форма реорганизации.

Независимо от того, в  какой форме осуществляется реорганизация  юридического лица, бухгалтеру следует провести стандартный набор процедур:

  1. В сроки, определенные в решении о реорганизации, производится полная инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемых организаций. Кроме того, подбираются первичные документы, подтверждающие существование активов и обязательств, а также акты сверок с контрагентами для подтверждения сумм кредиторской и дебиторской задолженностей;
  2. Прежде чем составить передаточные документы, нужно выяснить, по какой оценке следует зафиксировать в них имущество, подлежащее распределению [2, п. 8];
  3. Затем нужно составить передаточный акт (разделительный баланс), который рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности [2, п. 6];
  4. Организации, прекратившие свою деятельность в результате реорганизации, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность.

Сущность ликвидации состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам[1,ст.61]. Ликвидация может быть добровольной, то есть по решению учредителей, или принудительной.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный  перечень оснований для ликвидации юридического лица. К таковым можно, в частности, отнести:

  1. Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер;
  2. Осуществление деятельности без соответствующей лицензии;
  3. Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства;
  4. Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим. Отдельные законодательные  акты содержат иные основания для  принудительной ликвидации юридического лица. В частности, к таковым можно  отнести нарушение юридическим  лицом законодательства об обороте  наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Решение  о ликвидации предприятия принимается  органом, уполномоченным его учредительными документами. В ООО это общее собрание участников, в акционерных обществах – общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах – общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда. ООО может быть добровольно ликвидировано только по единогласному решению его участников. Ликвидация акционерного общества может быть осуществлена лишь при условии её одобрения не менее ¾ голосов общего собрания акционеров.

В регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба России) представляются следующие документы:

  • сообщение о реорганизации или ликвидации  предприятия  по форме № С-09-4(приложение № 4 к приказу ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-б/252@);
  • уведомление о формировании ликвидационной   комиссии   юридического   лица, назначении ликвидатора по форме Р15002;
  • протокол собрания учредителей, принявших решение о ликвидации. Состав ликвидационной комиссии должен быть согласован с органом, осуществившим государственную регистрацию предприятия;
  • решение уполномоченного  органа  о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя.

В ликвидационную комиссию обычно включаются руководители предприятия, главный бухгалтер, юрист и другие лица, знакомые с состоянием дел  на предприятии. Председателем   ликвидационной    комиссии обычно назначается генеральный директор предприятия, наделенный правом подписывать платежные банковские документы. Это обусловлено тем, что на ликвидационную комиссию возлагаются широкие полномочия по управлению всеми делами ликвидируемого лица. В том числе к ней переходит и право распоряжения денежными средствами компании. Поэтому следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации ликвидационная комиссия должна разместить публикацию о ликвидации организации, порядке  и сроке принятия заявлений от кредиторов для формирования очереди для удовлетворения их требований.  Для этого нужно дать объявление в журнал "Вестник государственной регистрации", уполномоченную публиковать подобного рода сведения. Если речь идет об очень большом предприятии, то объявление о его ликвидации публикуется в журнал "Вестник государственной регистрации". В объявлении необходимо сообщить не только о факте ликвидации ООО, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к Обществу. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации[13, с.113].

Затем комиссия письменно  извещает всех кредиторов о предстоящей  ликвидации. Параллельно с этим комиссия принимает меры к получению дебиторской  задолженности. Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием погасить задолженность.

При получении уведомления  ФНС России вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что предприятие находится  в стадии ликвидации. С момента  выдачи свидетельства, подтверждающего внесение в ЕГРЮЛ записи «О поступлении уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица», организация не в праве вносить изменения в учредительные документы и регистрировать создание обособленных подразделений. А ликвидационная комиссия становится единственным органом управления юридического лица.

Получив уведомление  о начале ликвидации, налоговая инспекция  назначает проверку ликвидируемого предприятия. Сотрудники налоговых  органов должны проверить порядок  ведения бухгалтерского учета в организации и полноту уплаты налогов за последние три года, предшествующие проверке. Налоговая проверка может длиться не более двух месяцев. Если у фирмы есть филиалы, проверка может быть продлена еще на один месяц. После того как истек срок, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем должны содержаться сведения о составе имущества фирмы и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждают участники ООО, а далее он представляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением по форме N Р15003.

Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет в условиях прекращения деятельности организации