Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:15, реферат
В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования как на отечестве
1) дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами;
2) прибыли и убытки головной организации и дочерних обществ;
3) величину уставного капитала дочерних обществ.
12. Положительная деловая репутация дочерних обществ отражается в отчетности как:
1) доход;
2) расход;
3) актив;
4) упущенная выгода;
5) доля меньшинства.
13. Показатель доли меньшинства отражает величину капитала:
1) дочернего общества, принадлежащего головной организации;
2) дочернего общества, не принадлежащего головной организации;
3) зависимых обществ.
14. Включение данных о зависимых обществах в консолидированную бухгалтерскую отчетность осуществляется:
1) построчным объединением показателей зависимых обществ;
2) посредством отражения в ней двух расчетных показателей;
3) включением показателей зависимых обществ пропорционально доле головной организации в их уставном капитале.
По степени охвата деятельности хозяйствующего субъекта отчетность можно подразделить на сводную (консолидированную) и сегментарную. Составление сводной бухгалтерской отчетности предусмотрено в случае наличия у акционерного общества дочерних и зависимых обществ, а также если учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на хозяйствующий субъект возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.
Отчетность по сегментам содержит информацию о части деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей. Составление сегментарной отчетности регулируется положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н и рядом других нормативных документов.
Согласно ПБУ 12/2000 требования о представлении сегментарной отчетности распространяются на коммерческие предприятия, причем согласно п. 3 ПБУ 12/2000 она может не использоваться при составлении финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства. Коммерческая организация обязана представлять отчетность по сегментам в том случае, если выполняется одно из следующих условий:
• организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности;
• организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т. д.;
• организация осуществляет свою деятельность в различных географических районах.
Таким образом, внешняя сегментарная отчетность – это часть внешней (финансовой) отчетности организации, составляемой по отчетным сегментам (направлениям) деятельности и раскрывающей по этим сегментам финансовую информацию с целью обеспечения заинтересованных пользователей отчетности необходимыми данными для принятия оптимальных решений в отношении рассматриваемой организации, а также для осуществления прогнозного анализа будущих результатов, изменений активов и обязательств.
Целью внешней сегментарной отчетности является представление надежной, уместной и сравнимой информации, сформированной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким отчетам об организации по основным сегментам (направлениям) ее деятельности для внешних пользователей.
Задачи внешней сегментарной отчетности включают предоставление информации:
• для внешних пользователей по сегментам бизнеса компании для оценки ее деятельности;
• для расчета и анализа различных показателей (прибыли, убытков, реализации, выручки и т. д.) по сегментам деятельности и для компании в целом;
• для оценки различных рисков и прогнозирования будущих результатов компании по сегментам деятельности.
Сегментарная отчетность может быть организована по операционным и (или) географическим сегментам.
Операционный сегмент специализируется на производстве определенного товара, выполнении определенной работы, оказании определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг; его деятельность связана с рисками и прибылями, отличными от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.
Географический сегмент охватывает часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе, которая связана с рисками и прибылями, отличными от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.
Отчетность по сегменту может содержать информацию о выручке (доходах) сегмента, о расходах сегмента, о финансовом результате сегмента, об активах сегмента, об обязательствах сегмента.
При формировании доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента необходимо учитывать следующие нормы, определенные законодателем (ПБУ 12/2000):
1. Выручкой (доходами) отчетного сегмента не являются:
• проценты и дивиденды, кроме случая, если такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента;
• доходы от продажи финансовых вложений, кроме случая, если финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;
• чрезвычайные доходы.
При формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен.
Основа ценообразования на вышеуказанные передачи и изменения этой основы подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.
2. Расходами отчетного сегмента не являются:
• проценты, кроме случая, если предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности;
• расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случая, если финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;
• налог на прибыль;
• общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом;
• чрезвычайные расходы.
3. Финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства.
4. В обязательства отчетного сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль.
При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, если распределяются соответствующие доходы и расходы.
Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. При распределении между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, могут применяться разные способы. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам.
Процесс составления сегментарной отчетности включает следующие этапы:
• определение отчетных сегментов;
• выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации;
• сбор и обобщение информации из регистров управленческого и финансового учета организации;
• раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими представление информации по сегментам.
Информация по отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации. Учетная политика в отношении информации по отчетному сегменту устанавливается организацией, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей информации по отчетным сегментам (определение отчетных сегментов, способы распределения доходов, расходов между отчетными сегментами и т. п.), а также причины этих изменений и оценка их последствий в денежном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (сводной бухгалтерской отчетности). При изменении учетной политики информация по отчетным сегментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года.
Перечень сегментов, информация по
которым раскрывается в отчетности,
устанавливается акционерным
При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность акционерного общества. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает их точное количественное измерение и выражение.
Операционный или
• выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 % общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
• финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 % суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);
• активы данного сегмента составляют не менее 10 % суммарных активов всех сегментов.
На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 % выручки организации.
Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75 % выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты.
При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов. Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен выделяться в отчетном периоде.
При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей; при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.
Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности акционерного общества. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры акционерного общества, а также системы его внутренней отчетности.
Если риски и прибыли
Если риски и прибыли
Если риски и прибыли
Если организационная и
В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:
• общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
• финансовый результат (прибыль или убыток);
• общая балансовая величина активов;
• общая величина обязательств;
• общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
• общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
• совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.
Первичная информация по отчетным сегментам показывается по организации в целом по следующей схеме:
Первичная информация по отчетному сегменту 1…х
Первичная информация по отчетному сегменту 2…х
Первичная информация по отчетному сегменту 3…х
Информация по прочей деятельности…………………х
______________________________
Итого по организации……………………………… хххх
При этом следует иметь в виду, что в графе, отмеченной «х», отражаются суммы по показателям, раскрываемым в информации по сегментам.
Если первичной информацией по сегментам признается информация по операционным сегментам, то вторичную информацию по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляют следующие показатели:
• величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, – для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 % общей выручки организации от продажи внешним покупателям;