Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 19:45, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие схем построения Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках в России и международной практике. При написании работы были поставлены следующие задачи:
* ознакомиться с основными требованиями к бухгалтерской отчетности, обязательной информацией и правилами составления
* ввести понятие «реформация баланса»
* изучить схему построения Бухгалтерского баланса согласно РПБУ и МСФО
* изучить схему построения Отчета о прибылях и убытках согласно РПБУ и МСФО
* рассмотреть формирование бухгалтерской отчетности на примере предприятия ООО «БУР»
* выявить основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.
ПАССИВ |
Торговая и другая кредиторская задолженность |
Налоговые обязательства |
Долгосрочные процентные обязательства |
Резервы |
Всего обязательств |
Нераспределенная прибыль и капитальные резервы |
Выпущенный акционерный капитал, в том числе доля меньшинства |
Всего капитала |
Таблица 2. Схема построения пассива в зарубежной практике
В международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса:1.горизонтальная форма; 2.вертикальная форма. При горизонтальной форме активы предприятия показываются в левой части баланса. При вертикальной форме последовательной расположение балансовых статей по вертикали вниз (в столбик), сначала статьи актива, потом пассива (Приложение 1).
Таким образом, по МСФО баланс ведется постоянно, но в несколько другой форме: основная формулировка не «Актив = Пассив», а «Активы = Обязательства + Капитал»; статьи российского баланса детализированы; в МСФО все детали — в отчете о прибылях и убытках, а сам баланс предельно обобщен; баланс МСФО содержит колонку с показателями предыдущего периода по тем же статьям; активы расположены в порядке возрастания ликвидности, как и в РСБУ. Статьи пассива баланса расположены в части обязательств от краткосрочных до долгосрочных. Собственный капитал замыкает правую часть баланса.
Требования МСФО 1 и ПБУ 4/99 к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе (Таблица 3).
|
Таблица 3. – Сравнительная характеристика состава информации баланса
В РФ используется только горизонтальная форма баланса, за рубежом обе формы. Таким образом, в России Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса. В актив баланса включены два раздела: раздел I «Внеоборотные активы» и раздел II «Оборотные активы». В пассиве баланса — три раздела: раздел III «Капитал и резервы», раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства». В справочном разделе баланса указывается информация о ценностях, которые учитываются в бухгалтерском учете на забалансовых счетах (арендованные основные средства, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке, условные права и обязательства, активы и обязательства, списанные с баланса, но за которыми в течение определенного времени необходимо вести контроль).
1.6. Схема построения отчета о прибылях и убытках в России (форма №2)
Результат хозяйственной деятельности организации исчисляется как в балансе, так и в отчете о прибылях и убытках. Баланс является отчетом на определенный момент времени, например отчетную дату. Отчет о прибылях и убытках является отчетом за определенный период времени, например за отчетный период. Форма и порядок составления отчета о прибылях и убытках (форма № 2) утверждена приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н.
В этом документе показывают доходы и расходы по данным бухгалтерского учета, а также прибыли и убытки. Он ведется согласно нормам ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Также в этом отчете отражают суммы отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств и начисленного налога на прибыль. Такие данные рассчитываются исходя из ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", которое может не применяться субъектами малого предпринимательства.
Показатели
финансовых результатов представлены
в форме №2 в графе 3 – за отчетный период,
а также в графе 4 – за аналогичный период
предыдущего года. Данные о доходах, расходах
и финансовых результатах представлены
в сумме нарастающим итогом с начала года
до отчетной даты. Все расходы, уменьшающие
финансовый результат, отражаются в круглых
скобках. Выручка, операционные и внереализационные
доходы, составляющие 5% и более от общей
суммы доходов организации за отчетный
период, показываются в Отчете о прибылях
и убытках по каждому виду в отдельности.
Доходы и расходы организации относятся
к тому отчетному периоду, в котором они
имели место быть, независимо от фактического
времени поступления или выплаты денежных
средств, связанных с этими доходами и
расходами. Отчет о прибылях и убытках
строится по аналитическому принципу
с разделением на несколько информационных
зон (Рис.1)
1.Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
Коммерческие и управленческие расходы |
2.Прочие доходы и расходы |
Прибыль (убыток) до налогообложения | Отложенные налоговые активы (обязательства) |
Текущий налог на прибыль |
Рисунок 1. Принцип построения отчета о прибыли и убытках
В основу формирования Отчета положен принцип начисления.
Отчет о прибылях и убытках состоит из четырех основных разделов:
1. «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»
2. «Прочие доходы и расходы»
3. «Прибыль (убыток) до налогообложения»
4. «Чистая прибыль (убыток) отчетного года»
Также
в Отчете представлена справочная информация
и расшифровка отдельных
Большинство
фирм использует метод
начисления для признания доходов и
расходов в бухгалтерском учете. В этом
случае выручка отражается по моменту
перехода права собственности на товары
(работы, услуги). Что касается расходов,
то они признаются в том отчетном периоде,
в котором они фактически произведены,
независимо от времени их оплаты.
Кассовый метод учета доходов и расходов
применяется, как правило, на малых предприятиях.
Они признают выручку по мере поступления
денег на расчетные счета фирмы или в ее
кассу. Расходы отражаются в учете также
по моменту их оплаты.
1.7. Схема построения Отчета о совокупном доходе (отчета о прибылях и убытках) в международной практике
Для отражения финансовых результатов организации в соответствии с МСФО предназначена форма "Отчет о прибылях и убытках". Порядок раскрытия финансовых результатов в отчетности подробно рассмотрен в МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", а также в стандарте - МСФО 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки". Так же как для бухгалтерского баланса, МСФО 1 не предъявляются жесткие требования к форме отчета о прибылях и убытках: конкретная форма разрабатывается хозяйствующим субъектом самостоятельно. Отсутствует исчерпывающий перечень статей отчета о прибылях и убытках, не регламентированы их расположение и названия.
В зарубежной
практике Отчет о прибылях и убытках
может иметь одноступенчатую
форму, когда отдельно группируются
все доходы и расходы, а чистая
прибыль составляет разницу между ними
(Таблица 4).
ПОКАЗАТЕЛЬ | СУММА, тыс.руб. |
Доходы:все виды доходов | |
Итого доходов | |
Расходы (вычитаются):все виды расходов | |
Итого расходов | |
Прибыль до налогообложения | |
Налог на прибыль | |
Чистая прибыль |
Таблица 4. Одноступенчатая форма отчета о прибылях и убытках.
Стандарт требует чтобы в отчете о прибылях и убытках были представлены следующие статьи: выручка; результаты операционной деятельности; затраты по финансированию; доля прибылей и убытков ассоциированных организаций и совместной деятельности, учитываемых по методу участия; налоговые расходы; прибыль или убыток от обычной деятельности; результаты чрезвычайных обстоятельств; доля меньшинства; чистая прибыль или убыток за период.
По статье "Выручка" отражаются доходы от продажи, проката, аренды при обычной деятельности. Данные по статье "Результаты операционной деятельности" формируются путем сложения доходов и вычитания из полученной суммы всех расходов по осуществленным операциям, например, расходов на продажу продукции, административных расходов и т.п. Статья "Затраты по финансированию" характеризует расходы, связанные с привлечением средств, например, кредитов и займов. В случае наличия у предприятия инвестиций в ассоциированные или совместные компании доля прибылей и убытков последних учитывается по методу
участия. Если предприятие имеет дочерние компании, их доля в финансовых результатах показывается в отчете о прибылях и убытках по статье "Доля меньшинства". Перечисленные линейные статьи в отчете о прибылях и убытках рекомендуется группировать по подклассам, что должно обеспечить пользователю возможность качественного анализа доходов и расходов. Согласно МСФО 1 указанные группировки можно представлять как в отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к нему. Стандарт обозначает два подхода к классификации затрат: классификация по элементам затрат или метод себестоимости продаж.
Формат
затрат:
Доход от продаж | ||
Затраты (расходы) | Изменение
Запасов |
Прибыль |
Доход от продаж | |
Себестоимость | Прибыль |
Показатели Отчета о прибылях и убытках (по двум форматам) (Таблица 5).
Формат затрат | Формат себестоимости |
Поступления от реализации (+) | Поступления от реализации (+) |
Затраты
на производство:
Материалы (–) Заработная плата (–) Амортизация (–) Прочие расходы (–) |
Себестоимость
реализованной продукции (–)
Административные расходы (–) Коммерческие расходы (–) |
Себестоимость
запасов готовой продукции и
незавершенного производства:
На начало года (–) На конец года (+) |
Операционный результат от реализации |
Операционная прибыль | |
Иные доходы и поступления (+) | Иные доходы и поступления (+) |
Иные расходы и убытки (–) | Иные расходы и убытки (–) |
Валовая балансовая прибыль | Валовая балансовая прибыль |
Налог на прибыль | Налог на прибыль |
Чистая прибыль | Чистая прибыль |
Информация о работе Бухгалтерская отчетность в России и международной практике