Бухгалтерская отчетность, порядок её составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Целью курсовой работы является изучение и оценка годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год ООО «Светоч».

Задачи. Исходя из цели курсовой работы, можно определить следующие задачи:
Дать определение бухгалтерской отчетности, определить состав и порядок представляемой отчетности российскими организациями;
Рассмотреть законодательную основу в области российского бухгалтерского учёта и финансовой отчетности;
Дать краткую характеристику требованиям, предъявляемым к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;
Рассмотреть этапы подготовительных работ при составлении бухгалтерской отчетности;
Дать оценку формам годовой бухгалтерской отчетности, сформированной бухгалтерской службой ООО «Светоч» за 2006 год;
Рассмотреть последние изменения, произошедшие в системе бухгалтерского учета и отчетности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности 5
1.1. Значение, функции и основные элементы бухгалтерской отчетности 5
1.2. Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности 8
Глава 2. Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности 11
2.1. Этапы подготовительной рабо­ты составления отчетности 11
Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 99-9 «Прибыль/ убыток от продаж» 14
2.2. Состав годового бухгалтерского отчета 15
Глава 3. Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета на примере ООО «Светоч» 17
3.1. Краткая характеристика ООО «Светоч» 17
3.2. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса 17
3.3. Оценка порядка составления Отчета о прибылях и убытках 18
3.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 24
Отчет об изменениях капитала (Форма № 3) 25
Денежные выплаты: выплаты, связанные с приобретением внеоборотных активов, как материальных, так и нематериальных; выплаты, связанные с приобретением акций, облигаций и других ценных бумаг (кроме денежных эквивалентов); выдача ссуд заемщикам. 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Бух.отч. порядок составления.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Две рассмотренные формы – Бухгалтерский  баланс и Отчет о прибылях и  убытках – являются основными  формами отчетности, обязательно присутствующими в периодической отчетности, поскольку именно они отражают имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты.

3.4. Пояснения к бухгалтерскому  балансу и отчету о прибылях и убытках

      В пояснении к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках  раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, обеспечивая пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы им для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений ее финансового состояния. Все существенные отступления в деятельности общества и их влияние на результаты этой деятельности должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности10.

      Пояснения представляют собой отдельные формы  бухгалтерской отчетности, это: Отчет  об изменениях капитала (форма №3); Отчет о движении денежных средств (форма №4); Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5); Пояснительная записка.

      Рассмотрим  формирование показателей каждого  из них на ООО «Светоч».

Отчет об изменениях капитала (Форма  № 3)

      Форма «Отчета об изменениях капитала»  приведена в Приказе Минфина  России от 22 июля 2003 г. № 67н (Приложение 4). В Отчете об изменениях капитала все строки должны указываться с кодами. Они утверждены другим Приказом Минфина России – от 14 ноября 2003 г. № 102н.

      В таблице I «Изменение капитала» нужно  отразить движение капитала организации за предыдущий и за отчетный  год. В состав капитала предприятия входят уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. Это установлено п.66 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

      Таблица заполняется таким образом, что  данные об изменениях каждого вида капитала заносятся в отдельную  графу. Так, в графе 3 нужно показать изменения уставного капитала, в графе 4 – добавочного капитала, в графе 5 – резервного капитала. А вот в графе 6 записываются изменения величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

      Что касается графы 7, то в ней дается общая величина движения капитала. Чтобы заполнить эту графу, необходимо сложить данные граф 3 – 6 по каждой строке таблицы в отдельности.

      Изменение каждого вида капитала может произойти  по различным причинам:

  • изменение уставного капитала: увеличение (кредит счета 80) – за счет дополнительного выпуска акций, увеличения их номинальной стоимости, реорганизации юридического лица и т.п.; уменьшение (дебет счета 80) – за счет уменьшения количества акций посредством их выкупа и последующего аннулирования, уменьшения их номинальной стоимости и т.п.;
  • изменение добавочного капитала: увеличение (кредит счета 83) – пересчет иностранной валюты при внесении вклада, получение эмиссионного дохода и т.п.; уменьшение (дебет счета 83) – за счет направления его части на увеличение уставного капитала, погашение убытка, выявленного по результатам работы за год, выбытие основных средств (ранее подвергавшихся дооценке) и т.п.;
  • изменение резервного капитала: увеличение  (кредит счета 82) – за счет отчислений от чистой прибыли (норма определяется в соответствии с учредительными документами); уменьшение (дебет счета 82) – погашение убытка, выявленного по результатам работы за год, погашение облигаций общества по полученным кредитам и займам, выкуп акций общества и т.п.;
  • изменение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка): увеличение (кредит счета 84) – за счет увеличения прибыли отчетного года, реорганизации организации, списания сумм дооценки при выбытии основных средств; уменьшение (дебет счета 84) – при принятии решения о выплате дивидендов, отчислениях в резервный фонд.

      В таблице II «Резервы» приводят данные о резервах, которые создала организация. Все резервы подразделяют на: резервы, образованные в соответствии с законодательством; резервы, образованные в соответствии с учредительными документами; оценочные резервы; резервы предстоящих расходов.

      Данные  по каждому виду резервов показывают за предыдущий и за отчетный год. В  графе 3 указывается остаток резерва на начало года (кредитовое сальдо соответствующего счета). Суммы, которые отчисляются в резервы в течение года, приводят в графе 4, а расходы, которые покрываются за счет резерва, - в графе 5. Остатки на конец года отражают в графе 6.

      В таблице «Справки» отражают данные о стоимости чистых активов на начало и конец отчетного года. Чтобы узнать стоимость чистых активов, нужно использовать форму расчета, которая приведена в Порядке  оценки стоимости чистых активов  акционерного общества. Этот Порядок утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз. Несмотря на то, что порядок разработан для акционерных обществ, его могут применять и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

      Далее бухгалтер указывает сумму средств, которые были получены организацией из бюджета и внебюджетных фондов за предыдущий и отчетный год. Причем данные нужно указывать так:

  • в графе 3 – средства, полученные из бюджета в отчетном году;
  • в графе 4 – средства, полученные из бюджета в предыдущем году;
  • в графе 5 – средства, полученные из внебюджетных фондов в отчетном году;
  • в графе 6 – средства, полученные из внебюджетных фондов в предыдущем  году.

Отчет о движении денежных средств (Форма № 4)

     Каждый  отчет, составляемый бухгалтерской службой, имеет свою цель. Баланс показывает какие ресурсы вложила компания в деятельность и каковы источники их финансирования на определенную дату. Отчет о прибылях и убытках отражает расчет чистой прибыли, которая была получена по результатам отчетного периода.

     Но  ни один из указанных выше отчетов  не могут ответить на такие вопросы  как: Имеется ли у компании достаточно свободных денежных средств для  выплаты дивидендов, в состоянии  компания погасить текущую кредиторскую задолженность, если кредиторская задолженность уменьшалась или увеличивалась, то за счет чего это происходило,  за счет, каких источников происходило финансирование основных средств.

     Поэтому для того, чтобы ответить на поставленные выше вопросы, составляется отчет о движении денежных средств (Приложение 5).

     Составными  частями отчета о движении денежных средств является поступление и  выбытие денежных средств в разрезе  текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

     Группировка потоков денежных средств по этим трем категориям позволяет отразить влияние каждого из трех основных направлений деятельности предприятия на денежные средства. Комбинированное воздействие всех трех категорий на денежные средства определяет чистое изменение денежных средств за период. Затем чистое изменение денежных средств за период выверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств.

  • Текущая деятельность - это деятельность предприятия, приносящая ему основные доходы, а также прочие виды деятельности, не связанные с инвестициями и финансами.

     Как правило, основная деятельность предприятия  направлена на продажу продукции  или предоставление услуг. Движение денежных средств от основной деятельности включает в себя все операции предприятия, не подпадающие под определение инвестиционной или финансовой деятельности.

     Денежные  поступления: поступления от покупателей за проданные товары или оказанные услуги; поступления процентных выплат и дивидендов; прочие поступления, не связанные с инвестиционной или финансовой деятельностью и т. д.

      Денежные выплаты: выплаты поставщикам, работникам; выплата процентов кредиторам; перечисление налогов в бюджет; прочие выплаты, не связанные с инвестиционной или финансовой деятельностью.

          Для целей составления отчета  о движении денежных средств   основная деятельность определяется как деятельность предприятия, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности.

  •     Инвестиционная деятельность заключается в приобретении и продаже внеоборотных активов и других объектов инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

     Сведения  о движении денежных средств, связанных  с инвестиционной деятельностью, важны, поскольку они отражают расходы, произведенные в отношении ресурсов, которые, как предполагается, создадут в будущем прибыль и движение денежных средств.

     Денежные  поступления: поступления от продажи внеоборотных активов, как материальных, так и нематериальных; поступления от реализации акций, облигаций и других ценных бумаг (кроме денежных эквивалентов); поступления по ссудам, выплачиваемые заемщиками.

     Денежные выплаты: выплаты, связанные с приобретением внеоборотных активов, как материальных, так и нематериальных; выплаты, связанные с приобретением акций, облигаций и других ценных бумаг (кроме денежных эквивалентов); выдача ссуд заемщикам.

     Для целей составления отчета о движении денежных средств  инвестиционная деятельность определяется как деятельность предприятия, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.д.

  • Финансовая деятельность - это деятельность, результатом которой являются изменения в размере и составе собственного капитала и заемных средств предприятия.

     Считается, что предприятие осуществляет финансовую деятельность, если оно получает ресурсы от акционеров, возвращает ресурсы акционерам, берет ссуды у кредиторов, и выплачивает суммы, полученные в качестве ссуды. Движение денежных средств, возникающее в связи с такими операциями, отражается в разделе "Финансовая деятельность" отчета о движении денежных средств. Информация о движении денежных средств, связанных с финансовой деятельностью, важна потому, что она позволяет прогнозировать будущий объем денежных средств, на который будут иметь права поставщики капитала предприятия.

      Денежные поступления: поступления от эмиссии простых и привилегированных акций; поступления от выпуска облигаций; денежные выплаты; выплаты, связанные с выкупом собственных акций; выплаты дивидендов; выплаты, связанные с погашением выпущенных облигаций; выплаты, производимые арендатором в уменьшение задолженности по финансовому лизингу.

        Для целей составления отчета  о движении денежных средств  финансовая деятельность определяется как деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и других ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных акций, облигаций и т.п. на срок до 12 месяцев.

     Отчет составляется на основе данных по счетам учета денежных средств и содержит сведения о денежных потоках с учетом остатков на начало и конец отчетного периода. Отчет о движении денежных средств строится на основе следующего балансового уравнения:

     ДСн +ДСп – ДСв = ДСк , где

     ДСн – остаток средств на начало отчетного периода;

     ДСп – поступило денежных средств в течение отчетного периода;

     ДСв – выбыло денежных средств в течение отчетного периода;

     ДСк – остаток на конец отчетного периода.

     Сведения  об остатках денежных средств для  включения в отчетность выявляются по данным бухгалтерского учета и подтверждаются в ходе инвентаризации.

Приложение  к бухгалтерскому балансу (Форма № 5)

      В состав бухгалтерской отчетности за отчетный год входит «Приложение  к бухгалтерскому балансу» (Приложение 6). В нем расшифровываются данные формы № 1 "Бухгалтерский баланс".

    Приложение  к бухгалтерскому балансу состоит  из десяти разделов, каждый  из которых  представляет собой одну или несколько  таблиц:

  • нематериальные активы – отражается движение нематериальных активов за отчетный год по их видам и в сумме, учтенной по счету 04; отдельно отражается амортизация нематериальных активов на начало и конец отчетного года;
  • основные средства – отражается движение основных средств за отчетный год по их видам и в сумме, учтенной по счету 01; отдельно отражается амортизация основных средств, информация об объектах основных средств, полученных и переданных в аренду, информация о  результатах переоценки основных средств, а также результатах изменения первоначальной стоимости в результате достройки, реконструкции и т.п.;
  • доходные вложения в материальные ценности – движение имущества, переданного в лизинг или по договору проката, в отчетном году (счет 03); отдельно показывается амортизация доходных вложений в материальные ценности (счет 02);
  • расходы на НИОКР – по видам работ отражается движение по расходам на НИОКР, принимаемым к бухгалтерскому учету на счет 04; справочно показывается сумма расходов по незаконченным и не давшим положительный результат НИОКР;
  • расходы на освоение природных ресурсов – отражаются аналогично НИОКР, но учитываются на счете 08;
  • финансовые вложения – раскрываются по видам финансовых вложений в разрезе долгосрочных и краткосрочных; отдельно раскрываются финансовые вложения по текущей рыночной стоимости; справочно показывают изменение рыночной стоимости финансовых вложений и разницу между первоначальной и номинальной стоимостью по долговым ценным бумагам;
  • дебиторская и кредиторская задолженность – раскрывается отдельно в разрезе остатков на начало и конец отчетного года, в свою очередь каждая отражается по видам задолженности;
  • расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат) – раскрываются по элементам затрат (материальные, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты); здесь же отражается изменение остатков (прирост, уменьшение) незавершенного производства (счет 20), расходов будущих периодов (счет 97), резерва предстоящих расходов (счет 96);
  • обеспечения -  является расшифровочной частью к справке о наличии ценностей, которые учитываются на забалансовых счетах (форма № 1); отдельно показываются полученные (счет 008) и выданные (счет 009) обязательства и платежи;
  • государственная помощь – показывается сумму полученных бюджетных средств (кредитовый оборот по счету 86) и бюджетных кредитов в отчетном году (счет 66, 67 в разрезе субсчетов).

Информация о работе Бухгалтерская отчетность, порядок её составления