Бухгалтерская отчетность как источника информации о деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении бухгалтерской отчетности как источника информации о деятельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо:

-рассмотреть понятие и значение бухгалтерской отчетности в рыночной экономике;

-изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ;

-раскрыть состав и содержание бухгалтерской отчетности;

-рассмотреть систему показателей анализа бухгалтерской отчетности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……...3

1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………….4

1.1. Понятие и значение бухгалтерской отчетности в рыночной экономике………………………………………………………………………….4

1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ…..6

1.3. Требования, предъявляемые пользователями к бухгалтерской отчетности в рыночной экономике……………………………………………..11

2. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНФОРМАЦИОНАЯ БАЗА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ……………………………....16

2.1. Состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с российской и международной практикой……………………………….……..16

2.2. Взаимосвязь основных форм отчетности………………….….….22

2.3. Система показателей анализа бухгалтерской отчетности…….…26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….….….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………42

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

      8. Требование правильного оформления  отчетности. Бухгалтерская отчетность  составляется на русском языке  в валюте РФ, подписывается руководителем  и главным бухгалтером. Статьи  типовых форм отчетности, по которым отсутствуют числовые значения показателей, в формы организации не включаются. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части, указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена отчетность, полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), вид деятельности, организационно-правовая форма, единица измерения, местонахождение (адрес), дата утверждения, дата отправки.

      Данные  бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т. п., может приводить данные в бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.

      В формах бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности.

      В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и  помарок [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНФОРМАЦИОНАЯ БАЗА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ 

      2.1. Состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с российской и международной практикой 

      Состав  и структура российской бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ПБУ 4/99. Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Законом о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой отчетности для всех организаций обязательно входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Кроме того, в годовую отчетность включаются отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к балансу, отчет о целевом использовании полученных средств и пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее степень достоверности бухгалтерской отчетности, если она прошла процедуру аудита [8].

      В каждой стране бухгалтерская отчетность включает различное количество отчетов. Так, финансовая отчетность по американским стандартам GAAP состоит из трех основных отчетов – баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Кроме указанных форм компании часто включают в отчетность отчет о нераспределенной прибыли и отчет об акционерном капитале. В Великобритании финансовая отчетность представлена балансом, отчетом о прибылях и убытках, отчетом о движении денежных средств и пояснительной запиской. Во Франции отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках и таблицы финансирования, характеризующей движение денежных средств. Из приведенных примеров видно, что состав отчетности в различных странах похож, поскольку национальные стандарты учитывают требования МСФО. В частности, МСФО предлагают включать в отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала, описание учетной политики, пояснения к отчетности. МСФО-1 «Представление финансовой отчетности» регламентирует наряду со структурой и содержанием отчетных форм общие требования к раскрытию информации, устанавливает правила ее формирования и перечень необходимых сведений для каждого отчета, за исключением отчета о движении денежных средств. Последнему посвящен МСФО-7 «Отчет о движении денежных средств». В Европейском сообществе были разработаны и приняты несколько Директив, раскрывающих вопросы отчетности и аудита. Четвертая Директива, принятая в 1978 г., посвящена содержанию годовой финансовой отчетности компаний. В ней рассматриваются общие методологические основы составления отчетности компаниями стран – членов ЕС, приводятся альтернативные варианты баланса, отчета о прибылях и убытках.

      Согласно  Четвертой Директиве годовой  отчет включает баланс, отчет о  прибылях и убытках и примечания к отчетности. Причем в документе  приведены два формата баланса  и четыре – отчета о прибылях и убытках. Большое значение Директива  придает пояснениям, в которых приводится информация, расшифровывающая отдельные статьи отчетности. В ней излагаются методы формирования и оценки финансовых показателей. Наряду с формами отчетности европейские компании обязаны представить отчет о правлении компании, в которой содержится информация о значительных событиях, касающихся компании и имевших место по окончании финансового года, о предполагаемом развитии фирмы, о деятельности в научно-исследовательской и опытно-конструкторской сферах. Одновременно Директива предусматривает представление аудиторского заключения, если согласно национальному законодательству годовая отчетность подлежит публикации [5].

      Сопоставление состава годового отчета согласно МСФО, Директивам ЕС, американским стандартам GAAP и российским стандартам представлено в таблице 1.

      Таблица 1

      Сопоставление состава годовой бухгалтерской  отчетности в российской и международной  практике

Состав  годовой отчетности согласно МСФО-1 «Предоставление финансовой отчетности» Состав годовой  отчетности согласно Четвертой Директиве ЕС Состав годовой  отчетности согласно GAAP Состав годовой  отчетности согласно российскому законодательству
Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о движении капитала

Отчет о движении денежных средств

Описание учетной  политики и пояснения к отчетности

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Отчет об изменениях финансового положения

Примечания к  отчетам

Отчет о правлении  компании

Отчет аудитора

Бухгалтерский баланс

Отчет о доходах

Отчет о движении наличности

Отчет о нераспределенной прибыли

Отчет об акционерном  капитале

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств

Приложение к  бухгалтерскому балансу

Отчет о целевом  использовании полученных средств

Пояснительная записка

Аудиторское заключение

 

      Необходимо  отметить, что в отличие от жестко регламентированной нормативными актами российской отчетности международные  стандарты и национальные стандарты  западных стран определяют лишь общую  форму и порядок расположения статей, общие требования к раскрытию информации.

      Подход  к обоснованию состава отчетных форм должен быть ориентирован на основного  пользователя – собственника организации. Если отчетность устраивает собственника в плане состава и содержания форм, то она по основным параметрам будет удовлетворять и требованиям других категорий пользователей [7].

      Опираясь  на отчетность, пользователь-собственник  должен получить представление о  четырех аспектах деятельности организации:

      - имущественное и финансовое положение организации с позиции долгосрочной перспективы (т. е. насколько устойчива данная организация, выгодно ли вкладывать в нее средства и иметь партнерские отношения);

      - финансовые результаты (т. е. прибыльна или убыточна организация);

      - изменения в капитале собственников (т. е. изменение чистых активов организации за счет всех факторов, включая внесение капитала, его изъятие, выплату дивидендов, формирование прибыли или убытка);

      - ликвидность организации (т. е. наличие у него свободных денежных средств как важнейшего элемента стабильной текущей работы в плане ритмичности работы с контрагентами).

      Первый  аспект деятельности находит отражение  в бухгалтерском балансе: активная сторона баланса дает представление  об имуществе организации, пассивная  – о структуре источников его средств. Второй аспект представлен в отчете о прибылях и убытках – все доходы и расходы организации за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Рассматривая форму в динамике, можно понять, насколько эффективно работает данная организация. Третий аспект отражается в отчете об изменениях капитала, где показано движение всех компонентов собственного капитала: уставного и добавочного капиталов, резервного фонда и других фондов, прибыли и др. Четвертый аспект определяется тем обстоятельством, что прибыль и денежные средства – не одно и то же. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие денежных средств в требуемых объемах и в нужное время. Определенную характеристику этому дает отчет о движении денежных средств. Последняя форма наиболее сложна для составления и интерпретации, тем не менее она вместе с балансом и отчетом о прибылях и убытках как раз образует минимальный набор отчетных форм, рекомендуемых к публикации международными стандартами бухгалтерского учета. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете этот отчет не рассматривается как самостоятельная форма бухгалтерской отчетности, а относится к разряду приложений справочного, дополнительного, расшифровочного характера [9].

      Отчет о движении денежных средств –  это динамический отчет, который  с помощью методов балансовых обобщений определенных хозяйственных  операций отчетного периода объясняет  поступление и выбытие реальных существенных финансовых средств. По сравнению  с балансом и отчетом о прибылях и убытках он ориентирован на раскрытие для внешних пользователей бухгалтерской отчетности дополнительных сведений о финансовом положении организации, которые не могут быть прямо или косвенно получены из других составных частей отчетности.

      Отчет о движении денежных средств воспроизводит  оборот физического капитала организации  в его наиболее ликвидной форме  – денежного капитала в виде той  части финансовых средств организации, которая носит универсальную  и общепризнаваемую форму в платежных операциях – денежную форму.

      Таким образом, информация о движении денежных средств должна иметь статус самостоятельной  отчетной формы, а не приложения к  бухгалтерскому балансу по соответствующей  статье. Все другие формы отчетности формируются как приложения к основной отчетности и составляются в произвольной форме – в виде таблиц, пояснительной записки, аналитического раздела годового отчета или пояснений к основным отчетным формам [5].

      В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются:

      1) Бухгалтерский баланс – форма  № 1;

      2) Отчет о прибылях и убытках  – форма № 2;

      3) Отчет об изменениях капитала  – форма № 3;

      4) Отчет о движении денежных  средств – форма № 4;

      5) Приложение к бухгалтерскому  балансу – форма № 5;

      6) пояснительная записка;

      7) аудиторское заключение, подтверждающее  достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному  аудиту.

      Субъекты  малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

      Субъекты  малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность как источника информации о деятельности организации