Бухгалтерсий учет готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность хозяйствования предприятия во многом зависит от правильной организации бухгалтерского учета.
Продажа изготовленной продукции представляет собой важнейший показатель деятельности производственной организации. Ведь именно продажей продукции завершается оборот средств, затраченных на ее изготовление. В результате продажи продукции организация - изготовитель получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.

Файлы: 1 файл

Печать.docx

— 59.48 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        5.Документальное оформление продаж

 

Учет  продажи продукции начинается с  выписки документов. В организации  должен быть издан приказ отдела маркетинга на отгрузку продукции в соответствии с договором поставки, который  направляется на склад готовой продукции, на основании которого работники  склада подбирают и упаковывают  продукцию. В этом приказе должны быть следующие реквизиты: наименование продукции, сорт, размер, ее количество. На отобранную продукцию выписывается накладная или комбинированный  документ типовой   формы –  приказ-накладная. После того как  продукция подобрана, кладовщики передают ее экспедитору. Приказ-накладную должны подписать кладовщик, экспедитор, руководитель службы, который непосредственно  занимается продажей продукции. Обычно приказ-накладную составляют в двух экземплярах, первый из которых передается экспедитору. Он используется в транспортных документах для указания количества мест, массы груза, суммы оплаты за перевозку (например, железнодорожный тариф).  Второй экземпляр остается у кладовщика и служит для него оправдательным документом об отпуске готовой продукции со склада. На основании приказов-накладных материально ответственное лицо склада в карточках складского учета делает записи об отпуске готовой продукции. После этого второй экземпляр передается в бухгалтерию. На следующий день после отправки продукции первый экземпляр приказа-накладной вместе с квитанцией об отправке груза также поступает в бухгалтерию. На крупных предприятиях с большим грузооборотом количество экземпляров может быть гораздо больше. Первый и второй экземпляры приказа-накладной вместе с приложенными документами (квитанциями), отражающими законность и правильность отгрузки продукции, передаются в финансовый отдел или финансовую группу организации, где проверяется правильность отгрузки, ее соответствие условиям поставки.

  На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов организация (как правило, отдел сбыта) на отправленную продукцию выписывается счет-фактура по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость. В счет-фактуре необходимо указать наименование поставляемой продукции, количество по видам, способ отгрузки или отпуск на месте, размер партии, цена, по которой реализуются отдельные изделия, сроки исполнения обязательств и условия платежа, условия упаковки, страхования, принципы перехода права собственности, порядок возмещения убытков и железнодорожный тариф, оплаченный покупателем (иногда сумма оплаченного железнодорожного тарифа может включаться в сумму платежа), отдельной строкой выделяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

При заключении договора на поставку продукции обязательно  указывается место, до которого несет  расходы по отправке сам поставщик, но не всегда за свой счет. В договоре должно быть оговорено, за чей счет производится оплата этих расходов: поставщика или покупателя. Распределение расходов по отгрузке готовой продукции между поставщиком и покупателем устанавливается определенным видом «франко-цены», который предусматривается в договоре поставки.

Слово «франко» в переводе с итальянского означает «свободный», т. е. с какого места отгрузки продукции поставщик (покупатель) освобождается от соответствующих расходов. Различают следующие виды «франко-цен»:

– франко-склад поставщика означает, что все расходы, связанные с отгрузкой продукции, оплачивает покупатель;

– франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только по погрузке готовой продукции в вагоны, остальные расходы несет покупатель;

– франко-вагон станция отправления, когда поставщик оплачивает все расходы по погрузке готовой продукции до станции отправления и погрузке ее в вагоны, а в счет поставщику включает отдельной суммой только стоимость железнодорожного тарифа от станции отправления до станции назначения;

– франко-станция назначения, когда все расходы по отгрузке продукции до станции назначения поставщик включает в отпускную цену готовой продукции;

– франко-склад покупателя, когда поставщик оплачивает все расходы по транспортировке, погрузке и разгрузке продукции вплоть до склада покупателя. В нашей стране чаще всего используется франко-вагон-станция отправления (железнодорожный тариф и погрузка в вагоны).

Документ  на оплату продукции должен быть сдан в банк для востребования платежа в течение 3 дней с момента отгрузки.

Поставщик учет выданных счетов-фактур осуществляет в Книге продаж хронологическом  порядке. Счета-фактуры составляются на все отправленные покупателю товары, в том числе на те, по которым  действует ставка НДС, равная 0 (п.1 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации). Выставляя в этих случаях покупателям счета-фактуры, бухгалтер делает в них запись "Без налога (НДС)".

При получении  аванса поставщик составляет счет-фактуру  и регистрирует его в листе  продаж. Счет-фактура выписывается также при получении:

- финансовой  помощи;

- процентов  по векселям;

- процентов  по товарному кредиту на сумму  превышения размера процента  над ставкой рефинансирования  ЦБ РФ;

- страховых  выплат, полученных по договорам  страхования рисков неисполнения  договорных обязательств.

Для контроля за правильностью расчетов с бюджетом по НДС ведется специальный регистр  – журнал учета выданных счетов-фактур. Данные счетов-фактур и платежных  требований-поручений ежедневно  регистрируются в ведомости учета  реализации продукции (№ 16). Ведомость  состоит из нескольких разделов. В 1 разделе регистра «Движение готовых  изделий в ценностном выражении» отражаются данные о движении готовой  продукции в двух оценках: фактической  и учетной. Здесь же отражается фактическая  себестоимость продукции, отправленная покупателям.

Во 2 разделе  ведомости совмещается синтетический  и аналитический учет движения товаров  отгруженных. Здесь же отражаются данные о расчетах с покупателями, на основе которых бухгалтерия организации  контролирует их состояние, выявляет не оплаченные в срок документы, принимает  меры для ликвидации просроченной задолженности.

 В 3 разделе ведомости имеются все необходимые данные о продукции, срок оплаты которой не наступил, о просроченных платежах, товарах на ответственном хранении. По истечений месяца неоплаченные товары переносятся во вновь открываемые ведомости отгрузки. Данные этих ведомостей группируются с целью выявления остатков товаров, отгруженных в пределах нормативного срока оплаты, неоплаченных товаров, товаров на ответственном хранении. Выявленные таким образом суммы затем отражаются в квартальном или годовом балансах.

Данные  этого раздела используются в  контроле оборотов по счетам 45 «Товары  отгруженные» и 90 «Продажа».   

Для учета  операций связанных с продажей продукции  используется счет 90 «Продажи». Согласно п.211 Методических указаний суммы подлежащие оплате покупателем, поставщик продукции  учитывает по дебету счета учета  расчетов, которые состоят из:

а) стоимости  отгруженной продукции по договорным (продажным ценам ( К-т счета 90 «Продажи»);

б) стоимости  тары в случаях оплаты тары сверх  договорной цены продукции, товара ( К-т  счета 10 « Материалы», субсчет «Тара  и тарные материалы»);

в) расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и  погрузке ее в транспортные средства( без НДС), подлежащие оплате покупателем  сверх договорной цены готовой продукции:

- выполненные собственными силами и транспортом поставщика (К-т счета 90 «Продажи»);

- выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без НДС) или физическими лицами – с кредита учета расчетов;

г) НДС, акцизов, других налогов, установленных в  соответствии с действующим законодательством ( К-т счета 90 «Продажи»).

            Одновременно с формированием  дебиторской задолженности покупателя  в дебет счета 90 « Продажи»  относятся:

а) фактическая  производственная себестоимость отгруженной (отпущенной) готовой продукции ( кредит счета 43 « готовая продукция»);

б) НДС, акциз  и другие налоги, установленные действующим  законодательством ( К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»);

в) расходы  на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому  в организации порядку распределения  расходов на продажу ( К-т счета 44 «  Расходы на продажу»);

г) кредитное  или дебиторское сальдо по счету  учета прдаж относится на счета  учета финансовых результатов (99 «Прибыли и убытки»).

Оплаченная  сумма отражается по дебету счетов учета денежных средств. 

Продукция считается проданной при переходе права собственности на нее от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. Момент перехода права собственности на продукцию, товары и услуги определяется условиями договора, заключенного между поставщиком и покупателем. По договорам поставки (ст. 506 – 524 Гражданского кодекса РФ), как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных документов.

Порядок учета продажи продукции зависит  от выбранного организацией метода учета. Конкретный метод учета продажи продукции организация определяет самостоятельно в соответствии со своей учетной политикой. Это либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

 

Таким образом, важнейшим экономическим  показателем работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия является объем реализации, в который включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Процесс продажи продукции представляет собой завершающую стадию кругооборота средств любого предприятия (организации), обеспечивающий возмещение израсходованных  средств производства, получение  прибыли и создание фондов накопления. Объем продаж характеризует степень  участия организаций в процессе воспроизводства в масштабах  народного хозяйства и удовлетворении определенных общественных потребностей. Своевременное отражение операций по продаже на счетах необходимо для  правильного выявления финансового  результата от продажи продукции. Вот  почему учет операций по продаже продукции  – важнейший участок работы бухгалтерии.

В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место  занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации. По результатам  реализации продукции предприятие  определяет насколько рентабельно  оно работало, определяет прибыль  от реализации.

В ходе процесса продаж у предприятия  возникают неизбежные дополнительные к издержкам производства расходы, которое предприятие несет за свой счет. Эти расходы связаны  с сортировкой продукции, ее упаковкой, транспортировкой до места назначения, обусловленного договором. Такие расходы  называются коммерческими или расходами  на продажу. При этом большое значение при реализации продукции (работ, услуг) придается договорам. В настоящих  условиях основное значение придается  реализации продукции по договорам-поставкам, договорам мены и договорам комиссии — важнейшим экономическим показателям  работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. Сделки по продаже продукции осуществляются организациями в соответствие с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Список использованной литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), 2010-2011.
  2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ),2011.
  3. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 08.11.2010 №94н.
  4. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н.
  5. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета,- М.: «ЮНИТИ», 2009.
  6. Богомолец С.Р. «Бухгалтерский учет», 2-е издание, 2009
  7. Бухгалтерский учет для вузов / Под ред. Проф. Ю.А.Бабаева, изд-во «Проспект», - М: 2011
  8. Владимирова Т.В. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие, изд-во «Экзамен», - М: 2010.
  9. Гончаров К.И. Бухгалтерские проводки, - М.: «Феникс», 2010.
  10. Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет с элементами налогообложения, СПб: 2009.
  11. Козырев И.А. «О бухгалтерском учете и бухгалтерской профессии»

Бухгалтерский учет №17, 2010.

Информация о работе Бухгалтерсий учет готовой продукции