Безналичные расчёты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является характеристика и изучение безналичных расчетов, а также потребность в наличных денежных средствах.
Работа базируется на материалах, печати, а также в сети Интернет.

Оглавление

Введение 4 стр.
1 Понятие безналичных расчётов. 5 стр.
1.1 Основные понятия и положения. 5 стр.
1.2 Деньги безналичного оборота. 7 стр.
1.3 Принципы организации безналичных расчётов. 9 стр.
2 Характеристика основных форм расчётов. 12 стр.
2.1 Переводы 12 стр.
2.1.1 Расчёты платёжными поручениями. 13 стр.
2.1.2 Расчёты платёжными требованиями-поручениями. 14 стр.
2.1.3 Расчёты чеками. 16 стр.
2.1.4 Вексель. 17 стр.
2.1.5 Инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств.
19 стр.
2.2 Расчёты аккредитивами. 19 стр.
2.3.Инкассо. 21 стр.
2.4 Клиринг. 22 стр.
3 учёт операции по валютному счёту. 23 стр.
4 учёт денежной наличности в кассе предприятия. 24 стр.
5 Учёт денежных документов и переводов в пути. 26 стр.
6 Инвентаризация денежных средств. 27 стр.
Заключение 29 стр.
Список литературы 30 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух..doc

— 136.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                                17

Учет выдачи чековых книжек ведется на счете 55 «Специальные счета в

банках», субсчет 2 «Чековые книжки», в журнале-ордере № 3. 

      1. Вексель

Вексель – это вид ценной бумаги, представляющий собой письменной долговое обязательство, составленное по установленной законом форме, удостоверяющее ничем не обусловленное обязательство векселедателя или иного указанного в векселе плательщика выплатить в установленные сроки денежные средства.

Различают два  вида векселя:

Простой вексель  – письменное долговое денежное обязательство одной стороны уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороне в уплату за продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Переводной вексель (тратта) – выписывается кредитором и содержит приказ дебитору уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу или предъявителю векселя.

С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может  использоваться неоднократно, выполняя функцию кредитно-расчетного документа. Для ускорения процесса оборота  средств векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом процента в пользу банка.

Выдача ссуды  под вексель:

Д-т 51, 52 К-т 66, 67 –  на величину полученного кредита.

Д-т 26, 91 К-т 66, 67 – на сумму процентов за кредит.

После оплаты векселя  плательщиком делается запись:

Д-т 66, 67 К-т 62 –  векселя полученные. 
 

                                                                                                                              18

Если плательщик по векселю не выполняет в установленный  срок своих обязательств, векселедержатель обязан возвратить деньги, полученные от банка:

Д-т 66, 67 К-т 51. 

Учет расчетов векселями у векселедателя

Векселедатель осуществляет учет выданных векселей на счете 60 (субсчет «Векселя выданные») в сумме, указанной в векселе, в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей или издержек производства в части работ, услуг. Сумму процентов, причитающихся к уплате по векселю, в зависимости от конкретного содержания хозяйственной операции векселедатель отражает по дебету счетов произведенных запасов, затрат на производство и т.п. 

Учет расчетов векселя у векселедержателя

Организация –  получатель денег по векселю при  получении векселя на сумму, указанную в нем, отражает по дебету счета 62 (субсчет «Векселя полученные») в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».

Поступление средств  по векселю отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту  счета 62 (субсчет «Векселя полученные).

Разница между  суммой, указанной в векселе, и  суммой задолженности за поставленную продукцию, выполненные работы и  оказанные услуги, в счет оплаты которых получен вексель, отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». 
 

                                                                                                                                 19

      1. Инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств.

Является расчетным  документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

- для взыскания  денежных средств, в соответствии  с законодательством, контролирующими  органами;

- для взыскания  по исполнительным документам;

- для списания  денежных средств по договору с банком, предусматривающему право на списание денег со счета плательщика без его распоряжения. 

    1. Расчеты аккредитивами

Одним из распространенных видов расчетов является их аккредитивная  форма. При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет депонированных своих средств или кредита банка оплату товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг по месту нахождения получателя, на условиях предусмотренных плательщиком в заявлении на аккредитив. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы.

При получении  заявления на аккредитив банк плательщика  бронирует эти средства на отдельном  счете. Депонирование денег гарантирует  поставщику своевременную оплату отгруженных ценностей, выполненных работ,

                                                                                                                              20

оказанных услуг. Зачисление средств производится банком после предоставления документов, подтверждающих отгрузку или выполнение работ.

Аккредитивы бывают двух видов: покрытые, непокрытые.

Аккредитив называют покрытым, если денежные средства списываются  с расчетного счета покупателя и  депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику). Расходы по оплате услуг банка за обслуживание аккредитива могут списываться на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей (на счета 08, 10, 41 и т.д.), только если расчеты с поставщиком осуществляются с использованием этого аккредитива. В других случаях эти расходы учитываются в составе операционных расходов (счет 91/2). Аккредитив называют непокрытым, если

банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Средства покупателя остаются в обороте до момента списания их банком. Сумма, на которую открыт аккредитив, на счете 55 не отражается. Для ее учета применяется счет 009.

При открытии непокрытого аккредитива делают запись по дебету забалансового счета 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные». Использование непокрытого аккредитива отражают по кредиту счета 009. Оплата счетов поставщика отражается проводкой: Д-т 60 (76)  К-т 51 (52).

В тех  случаях, когда поставщик товара, материалов сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчета является удобным способом разрешения конфликта. Аккредитив может быть предназначен только для расчетов с одним поставщиком. Рок действия и порядок расчетов по аккредитивы устанавливается в договоре между плательщиком и

                                                                                                                               21

поставщиком. Учет операций при аккредитивной  форме расчетов ведется на счете 55 «Специальные счета в банках» - активный, балансовый, денежный, субсчет 55/1 «Аккредитивы».

Расчеты по аккредитивам и особым счетам учитываются  на счете 55 «Специальные счета в  банках», субсчет 55/1 «Аккредитивы». Аналитический и синтетический учет этих расчетов организуется в журнале-ордере №3 на основании выписок банка.  

2.3 Инкассо 

Инкассо – банковская операция, посредством  которой банк берет на себя обязательство  получить от имени и за счет клиента  деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо  документам. В основе инкассовых операций согласно праву больщинства стран лежит договор поручения.

Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются финансовые и коммерческие документы.

Банк, принимая документы на инкассо, обязан переслать  их в банк, обслуживающий плательщика, т.е. исполняющий банк, взыскать с  него средства и перечислить на расчетный  счет поставщика.

Банк  плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и осуществляет оплату только после получения от него предварительного акцепта в той или иной форме. 
 
 
 

                                                                                                               22

2.4 Клиринг  

Клиринг – способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и  физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.

Сущность  зачета взаимных требований заключается  в том. Что равновеликие суммы  взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются только на разницу.

Концентрация  платежей при клиринге позволяет  значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку платежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Как следствие – упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.

Зачеты  взаимной задолженности могут проводиться  между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые.

По времени  проведения они бывают разовые (единовременные) и постоянные. Последние - обеспечивают экономичное и своевременное осуществление платежа. Подавляющий объем зачетов происходит с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение и чек на не зачтенную сумму. Подобного рода зачеты (минуя банки)    широко практикуются за рубежом внутри корпораций.

На базе зачетов, минуя банки, организуются и бартерные операции. Бартерные  сделки – взаимные товарообменные операции с передачей права собственности  на товары (натуральный обмен) без денежных (банковских) расчетов за поставленные товары. Они позволяют контрагентам оперативно  

                                                                                                                               23

согласовать номенклатуру, объем, цены и условия взаимных поставок, определяемых договорами. 
 

  1. Учет  операций по валютному  счету
 

Организации (юридические  лица) имеют право открывать валютные счета на территории РФ в любом  банке, уполномоченном Центральным  банком на проведение операций с иностранными валютами. Обычно банки открывают счета по отдельным видам иностранных валют. Можно открывать счета сразу в нескольких валютах, что позволяет избежать конверсию валюты из одной в другую, осуществляемой за плату по действующему курсу международного валютного рынка на день совершения операции.

Для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств в иностранных  валютах на валютных счетах в банках на территории страны и за рубежом  используют счет 52 «Валютные счета». По дебету счета 52 отражается поступление денежных средств на валютные счета предприятия. По кредиту счета 52 отражается списание денежных средств с валютных счетов предприятия. Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

    К  счету 52 «Валютные счета» могут  быть открыты субсчета:

52/1 Транзитный валютный счет, 52/2 Текущий валютный счет, 52/3 Специальный транзитный валютный счет. Все поступившие в адрес организации валютные средства зачисляются вначале на транзитный счет.

    С  этого счета организация может осуществлять продажу части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.

    На  валютном счете также отражаются:

                                                                                                                              24

- поступления  в качестве взносов в уставный  капитал;

Информация о работе Безналичные расчёты